Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выписать определения понятий ассоциативные, деятельностные



2019-07-03 617 Обсуждений (0)
Выписать определения понятий ассоциативные, деятельностные 0.00 из 5.00 0 оценок




Теории обучения.

 

· Ассоциативная теория обучения

Это исторически первая психологическая концепция обучения. Ее корни уходят еще к Аристотелевской теории познания. Основная идея этой концепции: все познание начинается с ощущений и сводится к ком­бинациям ощущений. Они - материал, из которого из­влекаются и строятся все знания. Восприятия образу­ются из соединения ощущений, представления — из сое­динения восприятий, «идеи»— из соединения представ­лений.

Соответственно, научение сводится к накоплению но­выхощущений, восприятий, представлений, «идей», знаний и связываниюих суже имеющимися («стары­ми»), а также друг с другом.

Отсюда вытекает общий путь обучения:от непосред­ственных ощущений и восприятий — через их разложе­ние на элементы и связывание — к представлениям и «идеям». Уже три столетия тому назад великий чеш­ский педагог Ян Амос Коменский(1592—1670) сформу­лировал эту концепцию в следующих словах: «Начало познания безусловно исходит из чувств (ибо ничего не существует в познании, чего раньше не было бы в ощущениях); поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения». И далее: «... все, имеющее связь, надо преподавать в связи».

Еще в работах Аристотеля были выделены основные виды ассоциативных связей: по смежности, контрасту и сходству.

Условия,при которых образуютсятакие связи, уже более столетия тому назад довольно полно установила ассоцианистская психология (Д. Юм, Бэн, Гартли, Джеймс и Джон Стюарт Милль, Эббингауз, Карр, Робинсон и др.). А еще раньше их практически обнару­жила сама практика обучения. Главные из этих усло­вий:

1. Первенство впечатления— предыдущее «впечатление» (ощущение, понятие, представление и т.д.) легче всего связывается с тем, которое первым возникает после него, т. е. сейчас же следует за ним во времени или пространстве.

2. Интенсивность— из нескольких одновременных впечатлений выделяется и легче всего вступает в связь с прошлым опытом то, которое интенсивнее, т. е. ярче, сильнее, отчетливее, больше привлекает внимание.

3. Частота— быстрее сформируется и прочнее за­крепляется та связь, которая чаще повторяется в опыте учащегося.

4. Свежесть— легче закрепляется та связь, которая более свежа, т. е. ее элементы недавно встречались в опыте ученика.

Итак, дабы научение имело место, учитель должен обеспечивать, чтобы вводимые новые понятия, элемен­ты опыта ученика с самого начала четко выделялись, живо воспринимались и правильно связывались с эле­ментами его старого опыта; чтобы эти нужные сочета­ния достаточно часто повторялись; чтобы те старые зна­ния, с которыми связывается новый опыт, были еще свежи в памяти ученика.

Отсюда вытекают примерно следующие принципыэффективного обучения:

а) заранее организовыватьвсе источники информа­ции так, чтобы в ней были новыми лишь сведения, ко­торые должен усвоить ученик, и имелись только те свя­зи со старыми знаниями, которые надо образовать или закрепить;

б) расчленятьэти сведения на отдельные элементы

и сочетания элементов в соответствии с их сложностью;

в) вводить постепенноэти элементы и сочетания со­ответственно их связям с прошлым опытом ученика и друг с другом;

г) распределять во времениэто накопление знаний так, чтобы новые элементы вводились, когда еще све­жи старые знания, с которыми их связывают;

д) повторять эти сочетания до тех пор, пока они не закрепятся в памяти.

 

· Деятельностная теория учения

Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.

Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задача (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Разработчики отдельных направлений деятельностной теории ставили акценты на различные компоненты целостной структуры деятельности, (теория содержательного обобщения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина – Н.Ф.Талызиной, теория социального научения А.Бандуры – Е.Маккоби, когнитивная теория учения Д.Бруннера – С.Пайперта).

4. «Виды обучения и их характеристика»

Обучение занимает очень важную часть в нашей жизни. Можно сказать, что мы учимся чему-то постоянно. Ведь в это понятие входит не только получение образования в школе или университете, но и получение каких-то навыков, которые нужны нам для жизни. Давайте попробуем выяснить, какие существуют виды обучения и их характеристики. Ведь это так интересно - узнавать что-то новое, овладевать знаниями и умениями. И куда интереснее пользоваться при этом разными методами и способами. Общее понятие Общая характеристика вида обучения звучит следующим образом - это обучающая система, в соответствии с которой устанавливаются особенности учебной деятельности. Здесь же

определяется характер взаимодействия между учеником и учителем, а также функции тех средств, методов и форм обучения, которые использует учитель.

В основе каждого вида обучения лежит педагогическая технология. Далее мы более подробно рассмотрим, какие бывают виды обучения и их характеристику кратко, но максимально понятно для аудитории.

 Догматическое обучение

Догматическое обучение стало первым видом организации познавательной деятельности в коллективе. Свое широкое распространение оно получило в средние века. В то время ученики должны были освоить религиозное писание, которое являлось главной целью обучения. Весь материал подавался на латинском языке. Во время занятий ученики должны были внимательно слушать своего учителя и сразу же заучивать поданный материал.



2019-07-03 617 Обсуждений (0)
Выписать определения понятий ассоциативные, деятельностные 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выписать определения понятий ассоциативные, деятельностные

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)