Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Организационные формы и средства воспитания.



2019-07-03 341 Обсуждений (0)
Тема 5. Организационные формы и средства воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Формы воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса композиционное построение воспитательного мероприятия Они всегда взаимосвязаны с содержанием. Воспитательный мероприятие - это организованная действие коллектива, направленная на достижение какой-либо цели. Именно воспитательное мероприятие является формой воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные попытки ее организации, включают в себя цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональными проявлениями действуют на личность ученика и тем самым способствуют решений воспитательных задач. Воспитательный мероприятие - это отрезок воспитательного процесса. Основой воспитательных дел служат два подхода - деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентационной и свободного общения, а второй - органичного сочетание всех видов деятельности. Деятельностный подход указывает направление воспитания, а комплексный определяет характер его содержанию.

Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса в школе.

 

Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:

- формы и методы формирования сознания личности ребенка;

- формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- формы и методы стимулирования поведения и деятельности;

- формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).

Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:

- мероприятия;

- игры;                                                                                                                    

- дела.

Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.

Мероприятия, с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.

Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.

Таким образом, под играмипонимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.

Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.

Дело трактуется как общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Дела характеризуются самой высокой деятельностно-созидательной позицией детей, опосредованным педагогическим руководством и гуманистической направленностью на развитие личности и коллектива.

2. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива необходимо выбирать формы, которые наиболее подходят. Основой этого выбора должна быть педагогическая целесообразность.

Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личного общественного опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей и традиций региона, технических и материальных возможностей школы, уровня профессионализма учителя.

Определение наиболее целесообразной формы организации воспитательной деятельности - это только первый шаг учителя к достижению воспитательного задачи. Эффективность использования той или иной формы во многом зависит от научно обоснованной реализации этих задач. К ним можно отнести: максимальное привлечение большого количества учеников к подготовке и проведению мероприятия; сочетание эмоциональных и рациональных факторов, способствующих самостоятельной, активной деятельности учащихся в подготовке и проведении мероприятия; формирование у учащихся значимых мотивов деятельности.

В процессе осуществления любой формы воспитания учащихся под руководством учителя (непосредственно или по его замыслу) осуществляют определенные действия (операции), которые являются важными факторами формирования подростка.

По своей сути все эти этапы подготовки и проведения воспитательного мероприятия имеют важное воспитательное значение. Например, планирование и осмысления позволяет стимулировать творческие поиски, совместить познавательную и практическую деятельность.

Эффективность воспитательной работы в значительной степени зависит от целенаправленного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Практика показывает, что часто повторяющиеся формы организации воспитательной деятельности, как правило, теряют свою новизну, становятся трафаретными и поэтому не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги пытаются использовать разнообразие форм воспитания. Поэтому важно, чтобы студенты за годы обучения в вузе узнали все разнообразие форм воспитания и осознали все особенности технологии воспитательного процесса.

3. Важнейшими составляющими организации педагогического процесса являются:

1) анализ ситуации и определение целей и задач;

2)планирования воспитательного мероприятия (дела);

3) организация воспитательного мероприятия (дела);

4) осуществления воспитательного мероприятия (дела);

5)подведение итогов, анализ достигнутых результатов.

 

Одним из важнейших источников определения цели и проектирования воспитательной дела является социальная ситуация того периода, когда осуществляются воспитательные дела Эта ситуация обусловлена событиями в государстве и мире, государственными и народными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями а также событиями местного значения. Вторым важным источником является педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт проектируемого типа личности. И еще один источник - общее направление робот и учебно-воспитательного заведения на определенный период. Вместе эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (как правило, это цель нравственно-эстетического воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяют основную идею, которая совпадает с одним из общих направлений в воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и т. д.).

Задача педагога на этапе определения цели - учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей целью, установить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов ей, а потом уже осуществить детальный анализ уровня подготовки воспитанников к восприятию той системы воздействия, предполагается в будущем воспитательном мероприятии.

Должны быть получены четкие ответы на вопросы:

а) какой коллектив, на который направлена воспитательное воздействие?

б) уровень его развития в данном направлении?

в) чего необходимо достичь в результате осуществления данного воспитательного дела?

г) какой системе воспитательных средств можно достичь запланированных результатов?

Внимание обращается также на анализ недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После этого формируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей - возможности педагога-организатора - определение цели и конкретных задач.



2019-07-03 341 Обсуждений (0)
Тема 5. Организационные формы и средства воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Организационные формы и средства воспитания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)