Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование заработной платы.



2019-07-03 188 Обсуждений (0)
Государственное регулирование заработной платы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Однако нельзя не учитывать необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования заработной платы. Действия государства по организации оплаты труда соответственно существующим рыночным условиям можно условно разбить на три направления:

Первое направление можно было бы обозна­чить как активное блокирующее вмешатель­ство государства в процесс дальнейшего сни­жения покупательной способности заработ­ной платы. Это вполне достижимо при консо­лидации усилий органов исполнительной и законодательной власти в центре и на местах на разработке, принятии и строгом обеспечении исполнения пакета правовых актов, включаю­щего первоочередную задачу индексации сред­ней заработной платы. Содержательная сторо­на данного пакета документов представляется следую­щей. Во-первых, правительство за месяц до начала очередного квар­тала определяет ожидаемый размер инфляции. Исходя из фактических данных о средней заработной плате за три последних месяца, работо­датель устанавливает размер компенсационных сумм на фактическую численность персонала, и выплачивает их работникам в форме, учиты­вающей как необходимость компенсации, так и задачи совершенствования организации зара­ботной платы. Если фактические темпы ин­фляции оказались выше или ниже определен­ных правительственными инстанциями, соот­ветствующая сумма компенсации в следующем квартале уменьшается (увеличивается) на пере­плаченную (недоплаченную) величину.

Во-вторых, — принятие нормативных актов об обязательной выплате начисленной работникам заработной платы деньгами или натурой на основе мобилизации всех активов предприятия, включая обязанность работодателя получить на эти цели кредит бан­ка. Действие этого акта, предусматривающего обязательную выплату работникам очередной заработной платы (при постепенной выплате на­копившейся ранее задолженности), надлежит распространить на работодателей как бюджет­ной, так и внебюджетной сфер экономики.

В-третьих, — принятие правительствен­ного постановления о покрытии задолженности по заработной плате продукцией предприятия или полученной в порядке взаимозачетов (бар­тера) продукцией по пониженным ценам. Раз­мер их понижения определяется в коллективном договоре или отдельном соглашении с упол­номоченными представителями работников на уровне не менее 5% (как известно, в настоящее время, работодатели навязывают работникам выплату заработной платы натурой по ценам, завышенным в сравнении с рыночными). В документе можно было бы также предусмотреть увеличение размеров снижения цен в зависимо­сти от того, какая часть заработной платы вы­плачивается в натуральной форме.

Одна из важнейших линий блокирования снижения покупательной способности заработной платы, имеющая и самостоятельное значение для регулирования её организации, — коренное из­менение уровня минимальной зарплаты,

Важно подчеркнуть, что в условиях моно­полии государственной формы собственности, когда все занятые в народном хозяйстве рассмат­ривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам по­строения и взаимоувязанная по отраслям тариф­ная система, практического смысла в установ­лении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государ­ственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в пол­ное хозяйственное ведение предприятий, а да­лее — в связи с приватизацией и возникнове­нием многоукладной экономики — потребова­лось защитить работников в случае недоста­точно эффективной работы предприятия в ус­ловиях рынка. Решение данной задачи возлага­лось на государство как организатора и провод­ника экономических реформ, которое, однако, стоит еще раз подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взи­мался дополнительный налог, пра­вительство сделало все. чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше от­числений в бюджет. Одновременно решалась за­дача сдерживания роста заработной платы во­обще и в бюджетом секторе экономики в осо­бенности. Таким образом, минимальная зар­плата из инструмента организации оплаты тру­да превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики [4].

В условиях же развитой рыночной экономики (или хотя бы попыток её строительства) минимальная заработная плата, прежде всего, несёт на себе задачу воспроизводства рабочей силы. А в настоящее время об этом не идёт даже речь. Минимальная ставка имеет скорее формальный, чем реальный характер.

Восстановление покупательной способности тарифной заработной платы работников средней, а затем высокой и высшей квалифика­ции — таким представляется следующий важнейший ориентир при решении задачи гальва­низации воспроизводственной функции зара­ботной платы. Постановка этого вопроса связана с тем, что ранее практиковавшаяся в на­шей стране модель и модель рыночная существенно различаются по роли тарифной систе­мы в организации заработной платы.

В рыночной модели тарифные ставки и должностные оклады представляют собой формы проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполня­ет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в заработке достигает 95— 100%. В ранее действовавшей у нас модели тарифная оплата играла совершенно иную роль - не столько оплаты за выполнение трудовых обя­занностей, сколько гарантированной работ­нику части заработка при далекой от совершен­ства организации производства.

Переход в организации заработной платы на рыночные принципы, требует того, чтобы та­рифные ставки полностью обеспечивали вос­производство рабочей силы, а для этого их нуж­но сначала довести (а смысле покупательной способности) хотя бы до прежнего уровня. В социалистической модели экономики тарифные ставки рабочих средней квалификации (третье­го—четвертого разряда) при работе в нормальных условиях труда и при нормальной интенсивности составляли 72—78% потреби­тельской корзины в 140 руб.. соответственно были на 25—35% выше минимальной заработ­ной платы. Тарифные ставки рабочих высшей квалификации (пятого—восьмого разрядов) составляли 85—110% указанной стоимости по­требительской корзины, соответственно на 50— 100% превышая минимум заработной платы.

Реконструкция потенциала тарифной систе­мы мыслима лишь в масштабах экономики в це­лом, а значит, может быть обеспечена только на основе централизованных решений, совмест­но принятых работодателями и работниками (через своих представителей). Тут требуется целенаправленное и опирающееся на механизм социального партнерства регулирование изме­нения размеров выплат по квалификационным группам в увязке с динамикой минимальной за­работной платы. При этом правительством могли бы быть разработаны рекомендательные уровни тариф­ных ставок при одновременном установлении допустимого «коридора» отклонений от них в большую или меньшую сторону.

Другой назревший шаг в восстановлении покупательной способности тарифной части оплаты труда — переход к регулированию её доли в составе заработка работника во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации заработной платы может достаточно эффективно реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.

Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть работников государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:

а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;

б) обесценивается инфляцией ей гораздо значительнее, чем это происходи во внебюджетном секторе.

При этом большинство бюджетников не могут ответить на падение покупательной способности своего заработка снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возросла, ибо они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а нередко и искать дополнительные доходные источники чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50—60% и выше). В связи с этим приходится признать «ползучий» процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию экономики в целом.

Второе из рассматриваемых направлений — содействие государства выполнению заработ­ной платой своей стимулирующей функции. Последняя состоит:

А) в обеспечении необхо­димой работодателю трудовой отдачи от наем­ного работника;

Б) в создании определенного стереотипа поведения работников в процессе реализации ими в производственной деятель­ности своих физических и духовных способ­ностей.

Иными словами, заработная плата в ее стимулирующей функции экономически вы­нуждает работника к эффективности труда, до­статочной для того, чтобы не только покрыть расходы работодателя на оплату наемного труда, но и принести ему определенную прибыль — базу его налоговых выплат на общегосудар­ственные нужды и источник расширения его производства.

В этой связи важно принять во внимание следующие обстоятельства. В рыночной эконо­мике различаются два уровня взаимодействия работников и работодателей:

· на рынке тру­да, где, как уже отмечалось, выявляется цена рабочей силы (определяются ставки заработной платы) и заключается коллективный договор (соглашение);

· внутри предприятия по пово­ду использования рабочей силы в процессе про­изводства.

Здесь,исходя из ее цены и из необхо­димых для работодателя, соответственно востребуемых от работника, результатов труда по­следнего устанавливается взаимосвязь между этими результатами и заработком. Итог взаимо­действия в данном аспекте — установление для работников тех или иных систем оплаты, фик­сирующих для конкретных рабочих мест, групп, профессий (должностей) и видов деятельности четкие зависимости между оплатой труда и его результатами.

Третье направление состоит в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики де­нежной заработной платы и цен. Анализируя данную линию, важно принять во внимание, что в большинстве стран с развитой рыночной эко­номикой при росте цен имеют место расшире­ние объемов производства и увеличение реаль­ных доходов населения (реальной заработной платы, реальных пособий, пенсий и т.п.). Де­нежные доходы, денежная (номинальная) зара­ботная плата, номинальные пенсии, пособия и другие социальные выплаты растут в этой свя­зи быстрее, нежели цены.

Далее, согласно примерам в законодательстве ряда го­сударств, даже при малейшем (в пределах де­сятых долей процента) изменении цен включа­ется механизм индексации заработной платы и других форм доходов населения. Авторы соот­ветствующих актов, очевидно, исходят из того, что в противном случае снижение покупатель­ского спроса неизбежно приведет к нереализации части произведенных товаров и неполуче­нию производителями ожидаемой прибыли. Да и сами товаропроизводители индексируют де­нежную заработную плату и денежные доходы вовсе не в силу своей озабоченности снижени­ем реальных доходов основной массы населе­ния. Они идут на это, дабы не пострадали в ко­нечном счете их собственные интересы, пони­мая, что индексация денежных доходов являет­ся экономической необходимостью, средством преодоления негативного влияния инфляции на экономику в целом, на доходы и работников, и работодателей. И именно потому, что пропор­ция между динамикой цен и динамикой зара­ботной платы — феномен макроэкономический, ее госрегулирование, как правило, осуществля­ется в законодательном порядке. А вот в настоящее время попытки ввести законода­тельное регулирование процессов индексации заработной платы, к сожалению, успехом не увенчались: в настоящее время предприятия внебюджетного сектора осуществляют эту ин­дексацию самостоятельно и самыми различны­ми способами.

При разработке нндексационного механизма важно вычленить следующие аспекты проблемы: как часто стоит проводить индексации и что должно быть их базой. В мировой практике их частота обычно увязывается с достижением определенного порога роста цен, причём в развитых странах этот порог устанавливается на довольно низком уровне: 0,2%, О 1.0. 2.0%. Индексация — не следствие инфляции, а инструмент её остановки, и чем оперативнее он задействуется, тем легче против нее бороться. При небольшой инфляции частные работодатели легче находят средства на ее нейтрализацию, они либо снижают затраты, либо уменьшают долю своей прибыли. В любом случае их действия сразу сказываются на экономических процессах — в плане роста эффективности работы предприятий или перераспределения дохода. Коль скоро же порог инфляции высок, частным предпринимателям затруднительно принять ответствующие меры; в результате компенсация если и происходит, то далеко не полная, а отсюда и сужение покупательского спроса населения и падение объемов производимой продукции. Низкие индексационные пороги облегчают ситуацию и в бюджетном секторе. При прочих равных условиях рост цен ведет к росту отчислений в бюджет — по линии НДС и налоге на прибыль — тех, у кого выросли цены, то есть большинства предприятий. Если проведена индексация заработной платы, отчисления увеличиваются и по линии подоходного налога, а же во внебюджетные фонды. Это и создаёт условия для осуществления индексации в бюджетном секторе экономики. При высоких индексационных порогах затруднения, возникающие во внебюджетном секторе, сокращают поступления в бюджет и во внебюджетные фонды. Если же для покрытия инфляции в бюджетном сек­торе приходится прибегать к эмиссии, то чем она менее масштабна, тем экономике, разуме­ется, легче к ней приспособиться.

Прояснение вопроса о базе индексации предполагает прежде всего выявление целей последней. Во-первых, рост цен вызывает па­дение покупательского спроса далеко не всех слоев населения: он затрагивает в первую оче­редь тех, у кого доходы ограничены. Во-вторых, для экономики опасно не всякое, а лишь массо­вое падение покупательского спроса, причем прежде всего на товары повседневной необхо­димости. Поддержке индексацией подлежит, естественно, именно тот покупательский спрос, который существен с точки зрения жизнеобес­печения населения и экономики. Не случайно мировая практика не знает феномена индекса­ции доходов независимо от их уровня. Соци­альные слои с низкими доходами нуждаются в индексации в большей мере, чем страны с до­ходами средними и высокими, а людям выс­шей доходной группы, покупательский спрос которых от уровня цен практически не зави­сит. компенсация их роста, естественно, вооб­ще не нужна.



2019-07-03 188 Обсуждений (0)
Государственное регулирование заработной платы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование заработной платы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)