Критерии изучения конкретных характеристик технологии
Баллы
Фундамент технологии
Миссия художественной школы для взрослых «ARTissimo»
• перспективность (отражение не только сегодняшнего, но будущего состояния школы) (1-2; 2-3).
• актуальность (востребованность предлагаемых услуг) (1-1; 2-2).
• конкретность (четкость, ясность формулировки, ее доступность педагогами ученикам) (1-1; 2-2).
• реальность выполнения (1-1; 2-2).
• своеобразие, отличие от других школ (1-1; 2-2).
Стратегия развития школы
• актуальность (1-2; 2-2).
• обоснованность (соответствие идеи развития, отраженной в программе развития, результатам анализа окружения / состояния школы ) (1-1; 2-2).
• концептуальность (1-1; 2-2).
• реальность реализации (1-1; 2-2).
• информированность (коллектива о стратегии развития школы (1-1; 2-2).
• желание педагогов реализовывать стратегию школы (1-1; 2-2).
Внешние показатели технологии
Название школы
• краткость (1 –«АRTissimo»» - 3; 2- «ARTissimo»» - 3);
• емкость (1-3; 2-3)
• привлекательность (1-3; 2-3)
• соответствие образу школы (1-3; 2-2).
Предметно-пространственная среда, состояние территории
• расположение школы. Инфраструктура микрорайона, близость зеленой зоны, состояние окружающих зданий и т.д. (1-2; 2 – 2).
• безопасность (наличие охраны территории, кодового замка, наличие ограды) (1-2; 2-2).
• чистота территории школы, ее ухоженность (1-2; 2-3).
• оригинальность оформления территории школы (своеобразие стиля, выдержанности) (1-2; 2-3).
Дизайн помещений
• оборудование помещений школы (функциональность, современность) (1-2; 2-2).
• безопасность (наличие мер безопасности — охрана, кодовый замок) (1-2; 2-2).
• освещение (1-3; 2-3).
• чистота (1-3; 2-3)
• комфортность (1-3; 2-3)
• эстетическое оформление (1-3; 2-3);
Ассортимент услуг
• разнообразие услуг (различные курсы, занятия по интересам) (1-3; 2-3)
· востребованность услуг (1-2; 2-3)
· расширение и изменение спектра услуг (1-2; 2-2)
· учет при определении ассортимента услуг запросов клиентов (1-2; 2-2)
· степень отличия услуг школы от услуг конкурентов (1-2; 2-3)
· наличие авторских программ наличие услуг для гостей, потенциальных клиентов, еще не посещающих школу (1-2; 2-2).
· услуги по индивидуальному сопровождению ученика (индивидуальный подход) (1-1; 2-0).
Режим работы школы
•длительность работы школы (1-3; 2-3)
• разнообразие режимов работы (наличие утренних, дневных, вечерних групп, групп выходного дня и т. д.) (1-2; 2-3)
• гибкость режима работы (организация вечерней группы при 12-часовом режиме работы (1-0; 2-0).
Цена услуг школы
• доступность (1-3; 2-1)
• соответствие цены качеству услуг (1-3; 2-2)
• стабильность (1-2; 2-1).
• наличие льгот (1-3; 2-1).
Информация о школе
• оформление информации для потребителей услуг школы (1-3; 2-3)
• доступность представленной информации (изложение информации на «языке клиента») и четкость ее изложения (1-3; 2-3)
• актуальность информации (1-3; 2-2)
• разнообразие форм информирования учеников (использование различных каналов распространения информации) (1-3; 2-2)
• степень осведомленности учеников о деятельности школы (1-1; 2-2)
• организация работы по информированию учеников, которые временно не посещают школу (1-2; 2-2)
• организация работы с различными учреждениями (1-2; 2-1)
Личный имидж руководителя и педагогов школы
· внешний вид руководителя и педагогов школы (1-2; 2-3)
• наличие информации об администрации (визитные карточки, стенд, вывеска) (1-2; 2-2)
• оформление рабочего места, кабинета (современность, наличие технического оснащения, презентабельность) (1-3; 2-2)
• самопрезентабельность директора школы (1-3; 2-3)
• культура общения (1-3; 2-3)
• доброжелательность, внимание к проблемам клиента, открытость к сотрудничеству (1-3; 2-3)
• соответствие личного имиджа директора школы имиджу школы в целом (1-3; 2-2)
Имидж педагогов и отношение к ученикам
• отношение к ученикам (1-3; 2-3)
• культура общения (1-3; 2-3)
• доброжелательность, открытость к сотрудничеству (1-3; 2-3)
• внешний вид педагогов школы (1-3; 2-3)
• самопрезентабельность педагогов (1-3; 2-3)
Общественная деятельность школы
• разнообразие связей школы с различными организациями (1-2; 2-2)
• частота контактов (1-2; 2-2)
• наличие совместных мероприятий с различными организациями (1-2; 2-2)
• презентация результатов сотрудничества с различными организациями (1-3; 2-2)
• презентация информации о деятельности школы в СМИ (1-2; 2-2)
• участие воспитанников и сотрудников школы в городских, районных мероприятиях (1-2; 2-2)
• организация взаимодействия с населением (1-2; 2-2)
Общественное мнение
• наличие наград, общественное признание деятельности школы, ее педагогов (1-2; 2-2)
• благоприятное восприятие деятельности школы окружающим микросоциумом (1-3; 2-3)
• благожелательная репутация школы, наличие авторитета (1-3; 2-3)
Внутренние показатели технологии
Философия школы
• степень согласованности ценностей и взглядов, которыми сотрудники школы руководствуются в профессиональной деятельности
• сформированность норм поведения (наличие набора предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения сотрудников школы)
• широта спектра ценностей, которые важны для сотрудников в организационной жизни (свое положение, титулы или непосредственно сама работа), их сохранность
• вера во что-то и отношение к чему-то, степень их согласованности в коллективе школы (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, ученикам, конкурентам и т. п.)
Организационная культура школы
• осознание сотрудниками себя в школе (внешнее проявление или сокрытие педагогами своих внутренних настроений, желаний, творческих инициатив, независимости, степень проявления индивидуальных черт педагога в процессе реализации педагогической деятельности и т. д.)
• коммуникативная система и язык общения (частота использования устной, письменной, невербальной коммуникации между сотрудниками школы , открытость коммуникации, наличие специфических выражений, характерных для данного школы , «жаргон»)
• организация питания сотрудников школы (наличие общего помещения для питания сотрудников, дотации на питание, периодичность и продолжительность питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно)
• осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени, соблюдения временного распорядка и поощрение за это, способ использования времени)
• взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту, полу, статусу и власти, опыту и знаниям, их открытость, степень формализации отношений, получаемой поддержки; степень позитивности при разрешении конфликтов)
• организация процесса повышения профессиональной компетентности сотрудников школы (учет интересов и возможностей сотрудников, уровня их квалификации, представление сотруднику выбора направления и способа повышения квалификации, сопровождение сотрудника в процессе повышения квалификации, степень участия коллег при разрешении возникших трудностей у педагога)
• степень информированности сотрудников о деятельности школы , о собственных правах и обязанностях
• процедура информирования работника (открытость информации, своевременность ее доведения до сотрудников и т. п.)
• трудовая этика (отношение к работе и ответственность за нее, разделение и замещение работы; чистота рабочего места и т. п.)
• мотивирование сотрудников (четкость критериев оценки работы, определенность процедуры контроля качества работы сотрудников; аргументированность оценок деятельности сотрудников руководством школы , степень информированности сотрудников о порядке вознаграждения; наличие возможности продвижения по работе и т. п.)
Удовлетворенность учеников услугами школы
• распространение положительной информации о деятельности школы среди окружения
• благодарность сотрудникам школы
• интерес к достижениям школы, участие в решении его проблем
• желание посещать школу
• желание взаимодействовать с педагогами
• интерес к осуществлению предлагаемой педагогами деятельности, степень включенности в определение содержания деятельности
• поддержка контакта с сотрудниками после окончания посещения школы
Критерии изучения конкретных характеристик технологии
Баллы
Фундамент технологии
Миссия художественной школы для взрослых «ARTissimo»
• перспективность (отражение не только сегодняшнего, но будущего состояния школы) (1-2; 2-3).
• актуальность (востребованность предлагаемых услуг) (1-1; 2-2).
• конкретность (четкость, ясность формулировки, ее доступность педагогами ученикам) (1-1; 2-2).
• реальность выполнения (1-1; 2-2).
• своеобразие, отличие от других школ (1-1; 2-2).
Стратегия развития школы
• актуальность (1-2; 2-2).
• обоснованность (соответствие идеи развития, отраженной в программе развития, результатам анализа окружения / состояния школы ) (1-1; 2-2).
• концептуальность (1-1; 2-2).
• реальность реализации (1-1; 2-2).
• информированность (коллектива о стратегии развития школы (1-1; 2-2).
• желание педагогов реализовывать стратегию школы (1-1; 2-2).
Внешние показатели технологии
Название школы
• краткость (1 –«АRTissimo»» - 3; 2- «ARTissimo»» - 3);
• емкость (1-3; 2-3)
• привлекательность (1-3; 2-3)
• соответствие образу школы (1-3; 2-2).
Предметно-пространственная среда, состояние территории школы
• расположение школы. Инфраструктура микрорайона, близость зеленой зоны, состояние окружающих зданий и т.д. (1-2; 2 – 2).
• безопасность (наличие охраны территории, кодового замка, наличие ограды) (1-2; 2-2).
• чистота территории школы, ее ухоженность (1-2; 2-3).
• оригинальность оформления территории школы (своеобразие стиля, выдержанности) (1-2; 2-3).
Дизайн помещений
• оборудование помещений школы (функциональность, современность) (1-2; 2-2).
• безопасность (наличие мер безопасности — охрана, кодовый замок) (1-2; 2-2).
• освещение (1-3; 2-3).
• чистота (1-3; 2-3)
• комфортность (1-3; 2-3)
• эстетическое оформление (1-3; 2-3);
Ассортимент услуг
• разнообразие услуг (различные курсы, занятия по интересам) (1-3; 2-3)
· востребованность услуг (1-2; 2-3)
· расширение и изменение спектра услуг (1-2; 2-2)
· учет при определении ассортимента услуг запросов клиентов (1-2; 2-2)
· степень отличия услуг школы от услуг конкурентов (1-2; 2-3)
· наличие авторских программ наличие услуг для гостей, потенциальных клиентов, еще не посещающих школу (1-2; 2-2).
· услуги по индивидуальному сопровождению ученика (индивидуальный подход) (1-1; 2-0).
Режим работы школы
•длительность работы школы (1-3; 2-3)
• разнообразие режимов работы (наличие утренних, дневных, вечерних групп, групп выходного дня и т. д.) (1-2; 2-3)
• гибкость режима работы (организация вечерней группы при 12-часовом режиме работы (1-0; 2-0).
Цена услуг школы
• доступность (1-3; 2-1)
• соответствие цены качеству услуг (1-3; 2-2)
• стабильность (1-2; 2-1).
• наличие льгот (1-3; 2-1).
Информация о школе
• оформление информации для потребителей услуг школы (1-3; 2-3)
• доступность представленной информации (изложение информации на «языке клиента») и четкость ее изложения (1-3; 2-3)
• актуальность информации (1-3; 2-2)
• разнообразие форм информирования учеников (использование различных каналов распространения информации) (1-3; 2-2)
• степень осведомленности учеников о деятельности школы (1-1; 2-2)
• организация работы по информированию учеников, которые временно не посещают школу (1-2; 2-2)
• организация работы с различными учреждениями (1-2; 2-1)
Личный имидж руководителя и педагогов школы
· внешний вид руководителя и педагогов школы (1-2; 2-3)
• наличие информации об администрации (визитные карточки, стенд, вывеска) (1-2; 2-2)
• оформление рабочего места, кабинета (современность, наличие технического оснащения, презентабельность) (1-3; 2-2)
• самопрезентабельность директора школы (1-3; 2-3)
• культура общения (1-3; 2-3)
• доброжелательность, внимание к проблемам клиента, открытость к сотрудничеству (1-3; 2-3)
• соответствие личного имиджа директора школы имиджу школы в целом (1-3; 2-2)
Имидж педагогов и отношение к ученикам
• отношение к ученикам (1-3; 2-3)
• культура общения (1-3; 2-3)
• доброжелательность, открытость к сотрудничеству (1-3; 2-3)
• внешний вид педагогов школы (1-3; 2-3)
• самопрезентабельность педагогов (1-3; 2-3)
Общественная деятельность школы
• разнообразие связей школы с различными организациями (1-2; 2-2)
• частота контактов (1-2; 2-2)
• наличие совместных мероприятий с различными организациями (1-2; 2-2)
• презентация результатов сотрудничества с различными организациями (1-3; 2-2)
• презентация информации о деятельности школы в СМИ (1-2; 2-2)
• участие воспитанников и сотрудников школы в городских, районных мероприятиях (1-2; 2-2)
• организация взаимодействия с населением (1-2; 2-2)
Общественное мнение
• наличие наград, общественное признание деятельности школы, ее педагогов (1-2; 2-2)
• благоприятное восприятие деятельности школы окружающим микросоциумом (1-3; 2-3)
• благожелательная репутация школы, наличие авторитета (1-3; 2-3)
Внутренние показатели технологии
Философия школы
• степень согласованности ценностей и взглядов, которыми сотрудники школы руководствуются в профессиональной деятельности
• сформированность норм поведения (наличие набора предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения сотрудников школы )
• широта спектра ценностей, которые важны для сотрудников в организационной жизни (свое положение, титулы или непосредственно сама работа), их сохранность
• вера во что-то и отношение к чему-то, степень их согласованности в коллективе школы (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, ученикам, конкурентам и т. п.)
Организационная культура школы
• осознание сотрудниками себя в школе (внешнее проявление или сокрытие педагогами своих внутренних настроений, желаний, творческих инициатив, независимости, степень проявления индивидуальных черт педагога в процессе реализации педагогической деятельности и т. д.)
• коммуникативная система и язык общения (частота использования устной, письменной, невербальной коммуникации между сотрудниками школы, открытость коммуникации, наличие специфических выражений, характерных для данного школы , «жаргон»)
• организация питания сотрудников школы (наличие общего помещения для питания сотрудников, дотации на питание, периодичность и продолжительность питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно)
• осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени, соблюдения временного распорядка и поощрение за это, способ использования времени)
• взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту, полу, статусу и власти, опыту и знаниям, их открытость, степень формализации отношений, получаемой поддержки; степень позитивности при разрешении конфликтов)
• организация процесса повышения профессиональной компетентности сотрудников школы (учет интересов и возможностей сотрудников, уровня их квалификации, представление сотруднику выбора направления и способа повышения квалификации, сопровождение сотрудника в процессе повышения квалификации, степень участия коллег при разрешении возникших трудностей у педагога)
• степень информированности сотрудников о деятельности школы , о собственных правах и обязанностях
• процедура информирования работника (открытость информации, своевременность ее доведения до сотрудников и т. п.)
• трудовая этика (отношение к работе и ответственность за нее, разделение и замещение работы; чистота рабочего места и т. п.)
• мотивирование сотрудников (четкость критериев оценки работы, определенность процедуры контроля качества работы сотрудников; аргументированность оценок деятельности сотрудников руководством школы , степень информированности сотрудников о порядке вознаграждения; наличие возможности продвижения по работе и т. п.)
Удовлетворенность учеников услугами школы
• распространение положительной информации о деятельности школы среди окружения
• благодарность сотрудникам школы
• интерес к достижениям школы, участие в решении его проблем
• желание посещать школу
• желание взаимодействовать с педагогами
• интерес к осуществлению предлагаемой педагогами деятельности, степень включенности в определение содержания деятельности
• поддержка контакта с сотрудниками после окончания посещения школы
Критерии изучения конкретных характеристик технологии
Баллы
Фундамент технологии
Миссия художественной школы для взрослых «ARTissimo»
• перспективность (отражение не только сегодняшнего, но будущего состояния школы) (1-2; 2-3).
• актуальность (востребованность предлагаемых услуг) (1-1; 2-2).
• конкретность (четкость, ясность формулировки, ее доступность педагогами ученикам) (1-1; 2-2).
• реальность выполнения (1-1; 2-2).
• своеобразие, отличие от других школ (1-1; 2-2).
Стратегия развития школы
• актуальность (1-2; 2-2).
• обоснованность (соответствие идеи развития, отраженной в программе развития, результатам анализа окружения / состояния школы) (1-1; 2-2).
• концептуальность (1-1; 2-2).
• реальность реализации (1-1; 2-2).
• информированность (коллектива о стратегии развития школы (1-1; 2-2).
• желание педагогов реализовывать стратегию школы (1-1; 2-2).
Внешние показатели технологии
Название школы
• краткость (1 –«АRTissimo»» - 3; 2- «ARTissimo»» - 3);
• емкость (1-3; 2-3)
• привлекательность (1-3; 2-3)
• соответствие образу школы (1-3; 2-2).
Предметно-пространственная среда, состояние территории
• расположение школы. Инфраструктура микрорайона, близость зеленой зоны, состояние окружающих зданий и т.д. (1-2; 2 – 2).
• безопасность (наличие охраны территории, кодового замка, наличие ограды) (1-2; 2-2).
• чистота территории школы, ее ухоженность (1-2; 2-3).
• оригинальность оформления территории школы (своеобразие стиля, выдержанности) (1-2; 2-3).
Дизайн помещений
• оборудование помещений школы (функциональность, современность) (1-2; 2-2).
• безопасность (наличие мер безопасности — охрана, кодовый замок) (1-2; 2-2).
• освещение (1-3; 2-3).
• чистота (1-3; 2-3)
• комфортность (1-3; 2-3)
• эстетическое оформление (1-3; 2-3);
Ассортимент услуг
• разнообразие услуг (различные курсы, занятия по интересам) (1-3; 2-3)
· востребованность услуг (1-2; 2-3)
· расширение и изменение спектра услуг (1-2; 2-2)
· учет при определении ассортимента услуг запросов клиентов (1-2; 2-2)
· степень отличия услуг школы от услуг конкурентов (1-2; 2-3)
· наличие авторских программ наличие услуг для гостей, потенциальных клиентов, еще не посещающих школу (1-2; 2-2).
· услуги по индивидуальному сопровождению ученика (индивидуальный подход) (1-1; 2-0).
Режим работы школы
•длительность работы школы (1-3; 2-3)
• разнообразие режимов работы (наличие утренних, дневных, вечерних групп, групп выходного дня и т. д.) (1-2; 2-3)
• гибкость режима работы (организация вечерней группы при 12-часовом режиме работы (1-0; 2-0).
Цена услуг школы
• доступность (1-3; 2-1)
• соответствие цены качеству услуг (1-3; 2-2)
• стабильность (1-2; 2-1).
• наличие льгот (1-3; 2-1).
Информация о школе
• оформление информации для потребителей услуг школы (1-3; 2-3)
• доступность представленной информации (изложение информации на «языке клиента») и четкость ее изложения (1-3; 2-3)
• актуальность информации (1-3; 2-2)
• разнообразие форм информирования учеников (использование различных каналов распространения информации) (1-3; 2-2)
• степень осведомленности учеников о деятельности школы (1-1; 2-2)
• организация работы по информированию учеников, которые временно не посещают школу (1-2; 2-2)
• организация работы с различными учреждениями (1-2; 2-1)
Личный имидж руководителя и педагогов школы
· внешний вид руководителя и педагогов школы (1-2; 2-3)
• наличие информации об администрации (визитные карточки, стенд, вывеска) (1-2; 2-2)
• оформление рабочего места, кабинета (современность, наличие технического оснащения, презентабельность) (1-3; 2-2)
• самопрезентабельность директора школы (1-3; 2-3)
• культура общения (1-3; 2-3)
• доброжелательность, внимание к проблемам клиента, открытость к сотрудничеству (1-3; 2-3)
• соответствие личного имиджа директора школы имиджу школы в целом (1-3; 2-2)
Имидж педагогов и отношение к ученикам
• отношение к ученикам (1-3; 2-3)
• культура общения (1-3; 2-3)
• доброжелательность, открытость к сотрудничеству (1-3; 2-3)
• внешний вид педагогов школы (1-3; 2-3)
• самопрезентабельность педагогов (1-3; 2-3)
Общественная деятельность школы
• разнообразие связей школы с различными организациями (1-2; 2-2)
• частота контактов (1-2; 2-2)
• наличие совместных мероприятий с различными организациями (1-2; 2-2)
• презентация результатов сотрудничества с различными организациями (1-3; 2-2)
• презентация информации о деятельности школы в СМИ (1-2; 2-2)
• участие воспитанников и сотрудников школы в городских, районных мероприятиях (1-2; 2-2)
• организация взаимодействия с населением (1-2; 2-2)
Общественное мнение
• наличие наград, общественное признание деятельности школы, ее педагогов (1-2; 2-2)
• благоприятное восприятие деятельности школы окружающим микросоциумом (1-3; 2-3)
• благожелательная репутация школы, наличие авторитета (1-3; 2-3)
Внутренние показатели технологии
Философия школы
• степень согласованности ценностей и взглядов, которыми сотрудники школы руководствуются в профессиональной деятельности
• сформированность норм поведения (наличие набора предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения сотрудников школы )
• широта спектра ценностей, которые важны для сотрудников в организационной жизни (свое положение, титулы или непосредственно сама работа), их сохранность
• вера во что-то и отношение к чему-то, степень их согласованности в коллективе школы (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, ученикам, конкурентам и т. п.)
Организационная культура школы
• осознание сотрудниками себя в школе (внешнее проявление или сокрытие педагогами своих внутренних настроений, желаний, творческих инициатив, независимости, степень проявления индивидуальных черт педагога в процессе реализации педагогической деятельности и т. д.)
• коммуникативная система и язык общения (частота использования устной, письменной, невербальной коммуникации между сотрудниками школы, открытость коммуникации, наличие специфических выражений, характерных для данного школы , «жаргон»)
• организация питания сотрудников школы (наличие общего помещения для питания сотрудников, дотации на питание, периодичность и продолжительность питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно)
• осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени, соблюдения временного распорядка и поощрение за это, способ использования времени)
• взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту, полу, статусу и власти, опыту и знаниям, их открытость, степень формализации отношений, получаемой поддержки; степень позитивности при разрешении конфликтов)
• организация процесса повышения профессиональной компетентности сотрудников школы (учет интересов и возможностей сотрудников, уровня их квалификации, представление сотруднику выбора направления и способа повышения квалификации, сопровождение сотрудника в процессе повышения квалификации, степень участия коллег при разрешении возникших трудностей у педагога)
• степень информированности сотрудников о деятельности школы , о собственных правах и обязанностях
• процедура информирования работника (открытость информации, своевременность ее доведения до сотрудников и т. п.)
• трудовая этика (отношение к работе и ответственность за нее, разделение и замещение работы; чистота рабочего места и т. п.)
• мотивирование сотрудников (четкость критериев оценки работы, определенность процедуры контроля качества работы сотрудников; аргументированность оценок деятельности сотрудников руководством школы , степень информированности сотрудников о порядке вознаграждения; наличие возможности продвижения по работе и т. п.)
Удовлетворенность учеников услугами школы
• распространение положительной информации о деятельности школы среди окружения
• благодарность сотрудникам школы
• интерес к достижениям школы, участие в решении его проблем
• желание посещать школу
• желание взаимодействовать с педагогами
• интерес к осуществлению предлагаемой педагогами деятельности, степень включенности в определение содержания деятельности
• поддержка контакта с сотрудниками после окончания посещения школы
[1] Мескон М. X., Альберт М., Худоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. – С. 95.
[2] Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. – С. 81.
[3] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.- М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994. – С. 43.
[4] Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Уч. пособие / Сост. В. А. Абчук. – СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – С. 59.
[5] Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. – С. 115.
[6] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.- М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994. – С. 67.
[7] Джерелиевская И. К. Аргументы в пользу менеджмента организаций: Продолжение дискуссии на тему «Модернизация менеджмента – нужны ли радикальные меры?» // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 12. – С. 19.
[8] Кротова Н. В., Клеппер Е. В. История мирового менеджмента: Уч. пособие / Моск. гос. университет культуры и искусств. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 89.
[9] Там же. – С.90.
[10] Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
[11] Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
[12] Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Уч. пособие / Сост. В. А. Абчук. – СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – С. 67.
[13] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.- М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994. – С. 88.
[14] Там же.
[15] Токарев В. О новой парадигме управления. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3
[16] Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
[17] Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): Уч. пособие / Сост. В. А. Абчук. – СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – С. 82.
[18] Цит. по: Мескон М. X., Альберт М., Худоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. – С. 265.
[19] Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. – С. 82.
[20] Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
[21] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.- М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994. – С. 74.
[22] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учеб.- М: Банки и биржи ЮНИТИ,1994. – С. 75.
[23] Джерелиевская И. К. Аргументы в пользу менеджмента организаций: Продолжение дискуссии на тему «Модернизация менеджмента – нужны ли радикальные меры?» // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 12. – С. 19.
[24] Чеснова О. А. Стратегическое управление развитием некоммерческих организаций. – СПб.: СПбГУЭФ, 2002. – С. 119.
[25] Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб.: «Бизнес-пресса», 2003. – С. 22.
[26] Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. - М.: Изд-во «Академия», 2003. – С. 18.
[27] Кук П. Культура менеджмента и менеджмент культуры // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 2 (27). – С. 88-96.
[28] Филипсон О. Г. Менеджмент в социально-культурной сфере. Основы теории и практики: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств. - Казань: Изд-во «ГранДан», 2003. – С. 28.
[29] Кошкина М. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства. — М.: Композитор, 2002. – С. 31.
[30] Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. - Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 2003. – С. 53.
[31] Щедровицкий П. Г. Зачем культуре менеджеры // Техника кино и телевидения. – М., 1990. – № 12. – С. 31-36.
[32] Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков/ Под ред. проф. И.Г. Хангельдиевой. - М.: Изд-во «Международный универсистет», 2005. – С. 72.
[33] Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков/ Под ред. проф. И.Г. Хангельдиевой. - М.: Изд-во «Международный универсистет», 2005. – С. 74.
[34] Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. – М.: Инфра-М, 2007 . – С. 90.
[35] Сачук Т. В. Критерии эффективности деятельности учреждений культурно-досуговой сферы // Сайт Псковского областного информационно-ресурсного центра. – 2004.
[36] Драгичевич-Шешич М. Менеджмент в культуре и искусстве // -Первая международная Летняя Библиотечная Школа, 26 июня-7 июля 2000 г.: Сб. материалов. – М.: Рудомино, 2001. – С. 34-56.
[37] Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. - М.: Изд-во «Академия», 2003. – С. 81.
[38] Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: изд-во «Экономика», 2004. – С. 36.
[39] Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – С. 110.
[40] Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: изд-во «Экономика», 2004. – С. 43.
[41] Игнатьева Е. Л. От менеджмента организаций к менеджменту проектов? // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2002. – № 6. – С. 7-13.
[42] Столяров И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм.- М.: Изд-во «Экономика», 2005. – С. 78.
[43] Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб., 1997. – С. 14.
[44] Там же. – С. 17.
[45] Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. - М.: Изд-во «Академия», 2003. – С. 83.
[46] Каплицкая А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. - М.: изд-во «Экономика», 2004. - С. 67.
[47] Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: (социально-экономические механизмы и методы управления): Учеб. пособие. – СПб.: В. А. Михайлов, 2000. – С. 95.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...