Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование выбора методов и конкретных методик исследования



2019-07-03 338 Обсуждений (0)
Обоснование выбора методов и конкретных методик исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для выполнения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

1) общенаучные методы:

- наблюдение;

- беседа;

2) Специальное психодиагностическое тестирование с помощью следующих методик:

- методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл);

- методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки);

- методика исследования эмпатии (И.М. Юсупов)

16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 – ФЛО) в настоящее время является одним из распространенных к апробированию методов определения и изменения индивидуальных различий личностных свойств, а также наиболее популярным средством экспресс – диагностики личности. Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

Опросник относится к методам психологической диагностики на основе самооценки тех лиц, которые являются объектами исследования. Методика позволяет в короткое время получить достаточно полное представление об устойчивых свойствах личности.

Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Кеттелл называет конституционными факторами. По мнению многих изучение динамических факторов – мотивов, потребностей, интересов, ценностей – требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.

Суждения, включенные Р. Кеттеллом в опросник, в окончательной форме остались после экспертного анализа нескольких тысяч характеристик личности и проведения трех факторных анализов в различных группах испытуемых [3]. Эти суждения по смыслу оказались более важными и точными в отношении определяемых факторов, поэтому при пользовании опросником запрещается какое-либо произвольное переформулирование суждений, придание им более «удобной и понятной» для обследуемого контингента формы, так как в этом случае может быть нарушено психометрическое содержание суждения, а значит, и надежность опросника [3].

Используемый 16 – ФЛО является адаптированным, стандартизированным вариантом для взрослых (от 15-16 лет и старше) с образованием не менее 5 классов, т.е. людей имеющих различный возрастной и образовательный уровень. Поэтому психодиагностические цели достигаются ответами на распространенные, всем понятные ситуации.

Ответы испытуемых на предлагаемый опросником перечень суждений позволяет диагностировать основные личностные свойства по 16-ти функционально независимым психологически содержательным факторам.

По мнению создателя, составление развернутых характеристик личности и построение личностного профиля целесообразно в процессе индивидуального психологического консультирования [3].

Работа с опросником 16 – ФЛО требует от психолога хорошей осведомленности с некоторыми фундаментальными личностными свойствами, составляющими основу темперамента человека, их психологической терминологией и поведенческой интерпретацией.

Например, свойства экстра-интроверсии является одной из существенных составляющих фактора «А» в тесте 16-ФЛО. Экстраверсия – интроверсия как свойство темперамента характеризует направленность психической жизни, ума человека на внешний или внутренний мир. Экстравертированность личности находится в прямой зависимости с силой нервной системы и является одним из показателей стрессоустойчивости человека. Интроверсия связывается с проявлением слабости нервной системы и стрессоустойчивостью. В целом фактор ориентирован на определение степени общительности человека в группе.

В тесте – опроснике 16-ФЛО одним из показателей эмоциональности является фактор С. В целом, обеспечивают эмоциональность человека сила и лабильность нервной системы, низкий уровень тревожности (фактор Q3), «высокие показатели» по фактору С.

Показатель доминантности по 16-ФЛО положительно связан с силой нервной системы оценивается, главным образом, по фактору Е.

С помощью 16-ФЛО определяются различные аспекты тревожности, показатели которой отражены в факторах Q4, О, С, Н, М, Q3, L.

Среди первичных факторов главную нагрузку по уровню тревожности, дезадаптивности несет фактор О.

По 16-ФЛО свойство ригидности – пластичности определяется показателями фактора Q1.

Полученное значение каждого фактора переводиться в стены с помощью таблиц. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-» второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». Пример профиля личности осужденных приведен в приложении А.

Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках:

- интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1;

- эмоционально-волевые особенности: факторы С,G, I, O,Q3,Q4;

- коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, E, Q2, N, L.

Кроме первичных 16 факторов, выделяют четыре фактора второго порядка: F1, F2, F3, F4.

Создавая опросник, дифферинцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие, важные по их мнению, виды реакции:

1. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

2. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

3. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

4. НЕГАТИВИЗМ

5. РАЗДРАЖЕНИЕ

6. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

7. ОБИДА

8. АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ [6], [21].

В связи с тематикой и спецификой работы в данной методике наше внимание в первую очередь приковано к следующим видам: физическая агрессия, негативизм, раздражение, а также индекс агрессивности и индекс враждебности.

По мнению авторов учебного пособия «Особливості психолого-педагогічної роботи з «важкими» підлітками» «пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть, поняты в контексте психологического анализа мотивационно- потребностной сферы личности» [6].

Опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик).

Методика И.М. Юсупова успешно используется для исследования эмпатии.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным.

В методике испытуемым были предложены 36 утверждений. Предлагается выбрать один из вариантов ответов: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда» и «да, всегда».

Количество набранных очей суммируется, результат соотносится со шкалой развитости эмпатических тенденций.

В методике предложено пять уровней эмпатийности: очень высокий уровень, высокая эмпатийность, нормальный уровень, низкий уровень и очень низкий уровень эмпатийности. Для удобства анализа результатов нами были объединены некоторые уровни – высокий, средний и низкий уровень эмпатийности.

Нами принято, что высокая эмпатийность – чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушность, склонность многое прощать, эмоциональная отзывчивость, общительность. Способность быстро устанавливать контакты и находить общий язык. Умение не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Необходимость в социальном одобрении своих действий.

Средний уровень эмпатии – самоконтроль своих эмоциональных проявлений, предпочтение не высказывать свою точку зрения, если нет уверенности, что она будет принята. Отсутствие раскованности чувств.

Низкий уровень эмпатийности – затруднения в установлении контактов, предпочтение уединению. Эмпатийные тенденции не развиты, центрированность на себя.

Итак, в работе использовано три методики которые взаимно дополняют друг друга и играют основную роль в достижении цели работы и подтверждении ранее выдвинутой гипотезы.

 




2019-07-03 338 Обсуждений (0)
Обоснование выбора методов и конкретных методик исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование выбора методов и конкретных методик исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)