Информация как объект гражданских прав. Защита информации от несанкционированного воздействия
Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение информационными ресурсами создает предпосылки прогрессивного развития общества. Искажение информации, блокирование процесса ее получения или внедрение ложной информации, способствуют принятию ошибочных решений. Вместе с тем, информация — это весьма специфический продукт, который может быть как в материальном, так и в нематериальном (нефиксированном) виде. Поэтому, без четких границ, определяющих информацию, как объект права, применение любых законодательных норм по отношению к ней весьма проблематично. До недавнего времени это было довольно важной причиной, усложняющей регулирование правовых отношений в информационной сфере. Однако, с вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации (I часть), впервые в правовой практике России законодательно определяется информация как объект права (ст.128), но не раскрывается само понятия «информация». Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу (ст.2). Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Этим Законом определено, что информационные ресурсы, то есть отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектом отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите, как всякое материальное имущество собственника (ст.4.1, ст.6.1). При этом собственнику предоставляется право самостоятельно, в пределах своей компетенции, устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним (ст.6.7). Российская Федерация и ее субъекты являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, закон упоминает и такую информацию, которая представляет собой национальное достояние. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: · обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; · соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; · реализацию права на доступ к информации Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: · предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; · своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; · предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; · недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; · возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; · постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации. Законодательство России о защите информации и государственной тайне Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны. Статья 4 Закона РФ «О государственной тайне» определяет полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: · информацию, свободно распространяемую; · информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; · информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; · информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |