Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода



2019-07-03 489 Обсуждений (0)
Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Томской области по каждому ребенку, признанному нуждающимся в государственной защите решением органа опеки и попечительства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав (общая схема действия в рамках работы со случаем см. Приложение 1). Право принятия решения о необходимости государственной защиты интересов и прав ребенка принадлежит только этим государственным структурам и не может быть делегировано другим лицам и организациям. Специалист органов опеки и попечительства утверждает План но защите прав ребенка (см. Приложение №2) - официальный документ:

• подтверждающий факт открытия случая и начала деятельности по защите прав и интересов именно этого ребенка,

• определяющий круг участвующих в работе с именно этим случаем уполномоченных организаций,

• сроки, порядок и ответственных за организацию и проведения мониторинга.

Такой порядок, с нашей точки зрения, обеспечивает постоянный организационный и профессиональный контроль, гарантирует эффективную деятельность по обеспечению прав ребенка.

Особенностью настоящей технологии является обязательное назначение куратора — специалиста Уполномоченной службы, индивидуально ответственного за конкретный случай, обладающего целым комплексом знаний и навыков: от особенностей психологии кризисной семьи и правил и принципов социальной работы с этой целевой группы до навыков эффективной коммуникации и вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса. Куратор - это администратор случая, который в процессе построения доверительных отношений с семьей, исследования природы проблем, ставших основанием к его открытию, способен привлечь для помощи семье услуги, адекватные потребностям, как всей семьи, так и ее отдельных членов, а затем осуществлять координацию и мониторинг процесса предоставления помощи семье (примерная должностная инструкция куратора случая – см. Приложение №3).

Все меры по защите прав ребенка в рамках открытого случая осуществляются на основе единого плана. План предусматривает назначение из числа специалистов Уполномоченной службы куратора случая, которому поручается проведение диагностики семейной ситуации и разработка комплекса действий по защите прав ребенка. Чтобы процесс планирования был эффективным, все этапы в нем должны быть выполнены в строгом порядке. Этот порядок состоит в следующем:

1) Определить проблему: основную причину, по которой открыт данный случай.

2) Установить контакт и доверительные отношения с семьей.

3) Установить природу данной проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы, и оценка возможностей и ресурсов данной семьи.

4) Определение целей и задач реабилитации: четкое определение и описание результатов вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации.

5) Определение действий, которые необходимо совершить для достижения поставленных целей и решения задач: разработка конкретных действий по достижению каждой конкретной задачи, распределение ответственности между специалистом и членами семьи. Установление конкретных сроков мониторинга и выполнения намеченных действий.

Это один из самых сложных для специалистов этапов работы. Привычка немедленного реагирования на ситуацию, выработанная за время работы с хронически дезадаптированными семьями, заставляет специалистов игнорировать все этапы работы и чуть ли не в первые минуты контакта, выяснив материальные потребности семьи, предлагать услуги в обмен на «хорошее» поведение. Это способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения клиентов. Основная же задача куратора не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование навыка самостоятельного их преодоления в дальнейшем. Для этого специалист и должен вовлечь всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, а сам план сделать понятным и принятым родителями. Он должен вместе с родителями обсудить и достичь общего понимания пели и задач совместной работы по факту жестокого обращения с ребенком, совместно распределить ответственность за результаты работы.

Куратор в процессе обсуждения плана мероприятий вовлекает родителей в совместную разработку возможных действий. При этом его основная задача разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Поскольку ресурсы семей целевой группы небольшие, то куратору необходимо иметь в своем распоряжении различные инструменты для поддержки родительских инициатив. Именно для этого на территории Томской области и нужен минимальный набор услуг для клиентов целевых групп, который позволяет куратору быть именно координатором процесса оказания помощи семье. Разнообразие услуг обеспечивает поддержку активности родителей в разных направлениях. Так, куратору для реабилитации многодетной семьи, находящейся на начальной стадии кризиса, на разных этапах работы могут потребоваться услуги - и домашнего помощника, и индивидуального тьютора для детей школьного возраста, имеющих проблемы школьной адаптации, и социальной гостиной, и реабилитационного досуга. А в работе с семьей выпускников интернатного учреждения, имеющих низкую родительскую компетентность, и в связи с этим трудности в построении адекватных отношений с ребенком, понадобится «домашний помощник», курсы родительской компетентности, возможно программа раннего вмешательства (если у ребенка присутствуют особенности развития), услуги по реабилитации семей. Таким образом, именно услуги и создают необходимую инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.

Куратор - это «дирижер», управляющий всем этим оркестром, именно его аранжировка может сделать план реабилитации каждого случая индивидуальным и эффективным произведением. И так же, как дирижеру и оркестру невозможно выполнять свои функции друг без друга, так куратор и услуги по отдельности мало эффективны.

План работы со случаем - это еще и инструмент взаимодействия с другими учреждениями и специалистами. Если семья получает услуги от нескольких организаций, план работы должен быть составлен совместно основными участниками. Все стороны, вовлеченные в работу с семьей, должны иметь наиболее свежие копии плана работы в качестве руководства для работы с семьей. План работы обеспечивает координацию деятельности и помогает избежать разрыва в услугах, дублирование усилий или взаимонепонимания относительно ролей и ответственности специалистов.

С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план рассматривается на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов.

Куратор как координатор работы с данной семьей должен:

• помочь семье определить те местные услуги и ресурсы, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей;

• представить семью непосредственным исполнителям этих услуг;

• подготовить исполнителя услуг, предоставив ему необходимую информацию для того, чтобы он получил точное представление, почему семья обращается к нему и каковы цели работы с данным случаем;

• помочь семье получить доступ к услугам, обеспечив транспорт, уход за ребенком в отсутствии родителей, оказывая другую помощь.

• обеспечить контроль, убеждаясь, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьей и убеждаясь, что сама услуга отвечает нуждам семьи.

Важным профессиональным навыком куратора является выбор услуг, адекватных потребностям семьи. Задача куратора - подобрать такой «набор услуг», чтобы при их реализации были созданы условия для максимально быстрого снижения риска жестокого обращения и предупреждения возможности повторения подобных случаев в будущем. Предлагаемые семье услуги должны быть направлены на преодоление факторов, способствующих возникновению нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего именно в этой семье и именно в этот момент времени, т.е. не может быть одного набора на все случаи жизни, для всех семей, на весь период работы. В соответствии с этапами «активности специалиста» в степени ответственности за действия клиента - «вместо - вместе - рядом» - услуги должны меняться в процессе развития динамики работы со случаем, чтобы соответствовав реальным потребностям всех членов семьи. Поэтому в начале работы с семьей обычно требуются услуги, предполагающие большую степень включенности (домашний помощник, группы дневного пребывания для детей), а в конце работы со случаем более независимые от специалиста варианты (клубные формы, группы для родителей, реабилитационный досуг). Ниже приведен оптимальный для организации работы со случаем перечень услуг:

1. Реабилитация семей группы риска

1.1. Сопровождение опекунских и приемных семей

1.2. Реабилитация семей с детьми-инвалидами

1.3. Реабилитация семей, находящихся в социально опасном положении

1.4. Домашние помощники для семьи группы риска

2. Сопровождение ребенка группы риска в социальном и образовательном пространстве

2.1. Социальная гостиная в школе

2.2. Тьюторское сопровождение в образовательном пространстве

2.3. Реабилитационный досуг

2.4. Индивидуальный тьютор

3. Замещающая семья

3.1. Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

3.2. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

4. Социальная адаптация лиц из числа детей-сирот

4.1. Социальная гостиница для выпускников

4.2. Программы независимого проживания

4.3. Психологическое сопровождение сирот

В процессе реализации своих обязанностей куратор должен убедиться в том, что выполнение плана работы со случаем не перегружает семью и не создает ситуации, при которой кто-то из родителей должен находится в двух местах одновременно, а дети оставаться без присмотра, пока родители выполняют требования службы. Кроме того, куратор в ходе своих визитов в семью обеспечивает поддерживающее консультирование: обсуждение проблем и нужд с членами семьи, активизация их сильных сторон, определение возможных решений и уточнение плана действий, выступает при необходимости в роли «адвоката» семьи перед различными службами и учреждениями. Еще одна задача куратора заключается в организации мониторинга качества оказания услуг, он должен уведомлять соответствующие подразделения в случае, если их услуги не отвечают нуждам клиентов. В этом случае он может привлекать исполнителей услуг к оценке эффективности работы со случаем. Большую помощь специалистам в обеспечении качества и доступности услуг оказывает Территориальный консилиум. В процессе проведения регулярных заседаний для оценки Планов реабилитации и динамики их выполнения специалисты разного ведомственного подчинения, участвующие в работе Консилиума, могут как оценить качество оказываемых услуг, так и содействовать, в случае необходимости, его повышению. Кроме того, в процессе разбора планов работы, оценки динамики изменения ситуации члены Консилиума могут выявить межведомственные несогласованности, влияющие на эффективность мероприятий, и предпринять меры по их преодолению.

Одной из самых сложных проблем на этом этапе работы являются «срывы». Но именно в этот момент куратор может обнаружить не проявленные ранее слабые стороны клиента или семьи, факторы риска, провоцирующие факторы - как раз все то, что привело к срыву. В соответствии со своими наблюдениями куратор должен провести коррекцию плана реабилитации по нейтрализации выявленных рисков. Именно в этот период можно понять, что действительно помогало клиенту контролировать свое поведение до срыва - и в соответствии с этим анализом спланировать новые мероприятия по развитию и укреплению сильных сторон семьи и клиента.

Самой большой ошибкой в случае срыва будет обвинение и обида на клиента, это на самом деле может остановить процесс реабилитации или даже повернуть его вспять. Сохранение взрослой партнерской и профессиональной позиции будет способствовать установлению продуктивных отношений в дальнейшем. Конечно, все это возможно при условии обеспечения безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи.

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий осуществляется профессиональный мониторинг состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжения и перспектив реабилитационной работы с семьей.

В соответствии с требованиями технологии работы динамика изменений по каждому случаю оценивается не реже чем один раз в квартал. При этом рассматриваются заново все аспекты работы, связанные с данным случаем: от первоначальной оценки риска до адекватности предложенных мероприятий. Подготовка к мониторингу предполагает проведение заново оценки риска жесткого обращения с целью определения факторов, продолжающих влиять на сохранение степени риска и адекватности ситуации реализуемых в данный момент мероприятий. Так же важно оценить динамику изменения отдельных факторов: что осталось без изменений, какие уже разрешены.

Конечные и промежуточные цели работы по случаю могут быть пересмотрены или переформулированы для того, чтобы задействовать вновь выявленные ресурсы, способствующие уменьшению рисков, решению проблем и нужд, выявленных в ходе текущего анализа ситуации. Для достижения пересмотренных в плане конечных и промежуточных целей может быть разработан новый план действий и определены новые временные рамки для завершения работы. Если цели работы со случаем достигнуты и услуги не требуются, случай должен быть закрыт. Отсутствие динамики по случаю также может быть основанием для принятия решения о прекращении работы и начале действий по альтернативному семейному устройству ребенка.

Сам по себе мониторинг является важным инструментом для методической работы. Участие в этой работе супервизора или методиста организации обеспечивает своевременную и профессиональную поддержку кураторов. Регулярность проведения анализа работы позволяет выявить наиболее распространенные или типичные трудности специалистов и организовать мероприятия по повышению компетентности. Текущая оценка плана работы и изменения степени рисков должна проводиться совместно с семьей. Это обеспечивает постоянное участие семьи в процессе планирования. Анализ работы со случаем может стать дополнительным фактором вовлечения семьи либо путем поощрения достигнутых успехов, либо путем выявления и обсуждения проблемных зон, в которых цели плана пока не достигнуты. Если другие специалисты тоже работают с семьей, они должны быть привлечены к анализу работы по плану.

Орган опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством об ограничении или лишении родительских прав.

Материальное и кадровое обеспечение услуги осуществляется в соответствии с нормативными документами организаций и учреждений, принимающих участие в деятельности по раннему выявлению и организации работы со случаем. Для организации такой работы в государственных учреждениях необходимо принять изменения и дополнения к Уставам учреждения.

Сложившаяся практика работы в Томской области показывает, что один куратор способен эффективно работать на одну ставку с 12-17 семьями в зависимости от тяжести и типологии семейного кризиса, особенностей жестокого обращения с ребенком. Специального материального обеспечения, кроме качественного и полного текущего финансирования, не требуется. Для организации работы в данном направлении необходимы стартовые затраты на проведение обязательного предварительного обучения специалистов. В процессе реализации технологии на практике встает необходимость организации обязательного супервизорского сопровождения - в среднем 35-45 мин на один случай один раз в 7-10 дней.

За время реализации программы АРО-3 данная технология была апробирована в Томской области. Технология апробирована на территории шести образований и сейчас внедряется на всей территории Томской области. В области принят целый ряд собственных нормативных актов - таких, как:

• распоряжение главы администрации (губернатора) Томской области от 25.11.2005 №693-p «О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области»;

• Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области».

• приняты необходимые ведомственные нормативные документы.

В результате в области утверждены стандарты отдельных услуг, разрабатываются новые.

В целях повышения эффективности работы в соответствии с требованиями технологии изменена структура специализированных учреждений для несовершеннолетних. В штат всех 12 специализированных учреждений введены новые должности — «специалист — куратор случая». Всего в учреждения введено 115 ставок новых специалистов - кураторов случая. Эти успехи создали реальные предпосылки для успешного решения старой и наболевшей проблемы - создания эффективной системы межведомственного взаимодействия и развития сети профилактических услуг для детей и семей группы риска по социальному сиротству.

 



2019-07-03 489 Обсуждений (0)
Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)