Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие деятельности по государственной поддержке детей, находящихся в трудной ситуации, в Томской области выявило проблему - семьей как системой, целостным организмом не занимается ни одно ведомство. Анализ ранее существовавших программ помощи семье показал явное недопонимание со стороны специалистов особенностей психологии семьи группы риска. Это сказывалось на выбираемых приоритетах и направлениях работы, качестве услуг для целевой группы.

При внимательном изучении биографии родителей из семей целевой группы выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах:". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи.

Вот основные черты выходцев из таких семей:

- низкая самооценка;

- ориентация на внешнее окружение и его влияние. Находясь в состоянии беспомощности продолжительное время, дети из дисфункциональных семей приходят к выводу, что любые проявления активности бессмысленны, нужно подождать, и все изменится само по себе. Они искренне верят, что если изменятся обстоятельства, то у них все будет хорошо, как будто все дело во внешней среде;

- неспособность понимать и выражать свои чувства. Они могут только догадываться, что они должны чувствовать. Поэтому имитируют многие чувства, оставляя только "любимые" - агрессию и беспомощность при скандалах. Это приводит к проблемам в семейной коммуникации;

- неспособность просить помощь. Дети алкоголиков с раннего детства привыкают заботиться сами о себе. Таков закон их семьи - "если ты не позаботишься о себе сам, то о тебе никто не вспомнит";

- проблема начинает решаться только в экстремальной ситуации. Постоянная жизнь в стрессе формирует способность относиться к нему как к повседневной реальности. Поэтому проблема не замечается до тех пор, пока ее уже нельзя избежать или отодвинуть (визит инспектора, социального работника). С их уходом исчезает и проблема;

- взрослые дети алкоголиков испытывают затруднения как родители, проявляется их неспособность стать "хорошими родителями".

В социально дезадаптированных семьях формируется "непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими (внутри семьи) и с внешним миром; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными для нее (ситуации) способами. Такой тип адаптации "включает" действие психологического механизма "сопротивления изменениям". Чтобы преодолеть его, необходима длительная, хорошо спланированная работа команды специалистов. Формой оказания такой помощи может стать специально организованный процесс сопровождения - особая форма длительной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции он предполагает в первую очередь не "исправление недостатков", а поиск скрытых ресурсов развития этой семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с окружающим миром. Основные принципы сопровождения - это уважительное отношение к семье, каждому ее члену, вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка в развитии. В процессе психологического сопровождения семьи происходит ее постепенная адаптация к жизни.

Возможность появления инициатив по созданию программ сопровождения семьи на базе специализированных учреждений (приютов) связана с решениями, принятыми в Департаменте социальной защиты населения администрации Томской области по организации работы с семьей. Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность приютов была направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зрения специалистов. В связи с этим возникали следующие проблемы:

- ребенок после окончания реабилитации в приюте возвращался в прежние (неблагоприятные) условия;

- семья перекладывала свои обязанности по воспитанию ребенка на приют и устранялась от воспитания;

- проблемы семьи за период реабилитации ребенка не только не разрешались, но и усугублялись вследствие незанятости родителей (усиливалось пьянство, иждивенчество, нежелание менять образ жизни).

В 2003-2004 годах в результате принятия нескольких постановлений большая часть приютов была реформирована в реабилитационные центры. Постановлением администрации Томской области от 17 декабря 2004 года №243-рп "О принятии муниципальных учреждений социальной защиты населения в собственность Томской области" в ведение Департамента социальной защиты населения было передано 11 учреждений социального обслуживания семьи и детей. После передачи учреждений в областную собственность и создания на их базе областных государственных учреждений Департаменту социальной защиты населения, с целью активизации работы с семьями, удалось ввести в штатное расписание учреждений должности специалистов по социальной работе, психологов, социальных педагогов. В структуре центров помимо существующих структурных подразделений были организованы отделения социально-правовой и психолого-педагогической помощи семье и детям со своим штатным расписанием.

Главной целью деятельности центров стала профилактика социального сиротства: раннее выявление семей группы риска и организация их социально-психологического сопровождения. Так появилась новая нормативно-правовая база, сделавшая возможным возникновение инноваций. Благодаря поддержке специалистов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения наиболее активные команды специалистов, заинтересованные в изменении ситуации, смогли получить информационно-методическую поддержку на проектных семинарах, а также финансовую поддержку в ходе конкурсов. В результате в нескольких районах области появились учреждения, где попытались создать новую модель работы с кризисными семьями. Наиболее успешным был опыт следующих организаций:

1. Центр социальной реабилитации для несовершеннолетних, с. Каргасок.

2. Центр социальной реабилитации для несовершеннолетних "Лада", с. Подгорное.

3. Общественная организация "Шаг навстречу", с. Мельниково.

Рассматривая опыт этих организаций, можно выделить несколько общих моментов в их деятельности, которые, возможно, и обеспечили успех. Все команды начинали свою деятельность с активизации взаимодействия со СМИ. В районных газетах были опубликованы материалы о новом направлении в деятельности учреждений. Это было необходимо, так как нужно было изменить привычное, стереотипное отношение со стороны населения к бывшему приюту. Кроме этого, публикации в СМИ содействовали и другим целям: активизации общественности в решении проблем социального сиротства, формированию более адекватного отношения к проблеме со стороны населения. Как показал опыт ЦСРН "Лада", в основном это было "негативное и крайне критическое отношение". В процессе реализации проектных мероприятий публиковались материалы о промежуточных итогах деятельности, успехах команд.

Началу активной работы с клиентами предшествовал этап создания базы данных о семьях. Так как было выбрано новое направление деятельности, то появилась потребность в новой информации, которая раньше специалистов не интересовала. Для организации новых услуг нужно было знать об "особенностях взаимодействия внутри семьи, уровне психолого-педагогических знаний родителей, системе воспитания, организации совместных форм деятельности, предмете основной заботы родителей". Этот процесс позволил составить более точное представление о потребности целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Уже на этом этапе проявились признаки сопровождения семьи: учреждение формировало банк услуг, исходя из потребностей семьи. В связи с тем, что главной целью работы стало сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых, и детей) актуальным стало выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия. Все три команды в процессе реализации проектов наладили более тесные контакты с партнерами из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, специалисты ДОУ), здравоохранения (детские поликлиники, врачи-наркологи), органов опеки, КДН. Была проведена не только ревизия имеющихся ресурсов, но и их качественная переоценка. У этого процесса была еще одна важная составляющая - в новые взаимоотношения с семьей оказалось вовлечено гораздо больше специалистов, чем было изначально. Цель - реабилитация всей семьи - в этом партнерском взаимодействии стала общей целью большой команды.

Новое понимание отразилось в выборе следующего шага: организация работы с командой. Родительская некомпетентность перестала быть объектом осуждения - она превратилась в одну из мишеней для работы. Во всех трех проектах были запланированы мероприятия по сопровождению родителей: индивидуальные консультации специалистов, психологические группы, собрания, клубные мероприятия. Во всех трех случаях были организованы тематические встречи по повышению навыков родительской компетентности. Может быть, впервые в жизни родители услышали не про то, что они делают плохо, а как это можно делать лучше. Такие встречи, посвященные особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, пользовались успехом - родители посещали их с удовольствием. Специалисты постарались использовать свободное время родителей для решения проблем их семьи (решение социальных вопросов и контроль за этим, совершенствование родительских навыков через организацию родительского клуба, творческих мастерских, открытых занятий, приобщение родителей к общественной жизни центра). Привлекая родителей к сотрудничеству, с них не снимали обязательств по воспитанию ребенка, а лишь направляли и оказывали всестороннюю поддержку. В деятельности всех трех организаций за достаточно короткое время сформировалось новое направление - работа с родителями.

Другой новой формой работы стали обязательная во всех трех организациях совместная деятельность родителей и их детей. Она была выстроена так, чтобы родители могли видеть успехи своих детей. Таким образом ситуация успешности создавалась для всех членов семьи. Дети перестали быть источником социальных неприятностей для родителей. Специалисты всех трех организаций говорили о том, что уже в середине проекта они заметили изменение родительской позиции. "Если до этого мы их тащили, то теперь они сами идут к нам, даже если мы не выдаем никакой материальной помощи". Появление успехов в работе с семьями в кризисе изменило и профессиональную позицию специалистов - появилось чувство профессионального оптимизма, уважения к себе и своей работе, чего раньше всем не хватало.

Пример из практики.

Н. (17 лет) больше месяца проживала в социально-реабилитационном центре по собственному заявлению, в связи с тем, что нарушены

взаимоотношения с родителями. Специалистами отмечено, что девочка легко идет на контакт с детьми, требования взрослых принимает, чувствуется постоянная необходимость в поддержке. Поначалу была закрытой «не трогайте меня», «не влезайте в мою душу», «как хочу, так и живу».

Пришла в центр только для того, чтобы выспаться и пожить спокойно без криков и упреков. Настя нарушала режим дня и правила проживания в центре, была замечена в употреблении спиртных напитков. За время нахождения в центре мама ни разу не навестила дочь, только звонила специалистам. Девочка учится в 11м классе, но была отчислена (к экзаменам не допущена) из школы по причине многочисленных пропусков по неуважительной причине. Постоянные конфликты с учителями.

Со стороны родителей II. не уделяется должного внимания, не хватает родительской ласки, любви. Все это девочка нашла в среде подростков и более старших мужчин. Из беседы с мамой выяснилось, что она уже год как потеряла нормальный контакт с дочерью, девочка может прийти в два часа ночи, может вообще не прийти, было такое, что даже неделю жила непонятно у кого. С напой взаимоотношения отсутствуют уже с 13 лет, все держится на маме, как мама скажет, так и будет. На одной из консультаций Н. заполнила карту социальных связей, где было видно, что сеть контактов очень ограничена, родители и сестра воспринимаются как очень далекие люди.

Тема встречи, обозначенная самой Н.: «Хочу, чтобы наладились взаимоотношения с моими родителями». Интересно, что встреча назначалась дважды, но участники в последний момент отказывались, и лишь спустя месяц после первой попытки, когда ситуация стала совсем критической, встреча состоялась.

Работа в итоге проходила в два этапа: в первый день на встречу пришли все участники, кроме отца. В результате на следующий день смогла состояться встреча отца и дочери, на которой они смогли высказать претензии друг к другу, ожидания и надежды. Впервые за четыре года дочь поговорила с отцом, рассказала ему о том, как ей не хватало любви и внимания, и была им услышана. При этом отец также проговорил, что ему не хватало дочерней любви и заботы.

Результат встречи: с момента проведения этой встречи прошло 1.5 года. В течение этого времени наблюдается положительная динамика: на фоне нормализации взаимоотношений между членами семьи девочка заканчивает учебу, педагоги ею довольны, у Н. появились хорошие, надежные друзья.

Во всех трех организациях специалисты много внимания уделяли формированию активной позиции родителей, действуя по принципу: "Мы рядом с вами, но не вместо вас". Такая помощь касалась прежде всего социально-правовой поддержки при оформлении льгот, субсидий, пенсий, оформлении материальной помощи. Для этого в самом начале совместной работы с родителями заключался договор о сотрудничестве, в котором были обозначены обязательства всех сторон. В случае невыполнения планов специалисты продолжали сотрудничать с родителями, пытались разобраться в том, почему это происходит.

В каждом случае создания инновационных услуг у организации были свои специфические особенности, связанные с характером целевой группы и/или самой организации.

В МСУ СЗН "Лада" целевой группой были выбраны социально дезадаптированные семьи (алкоголизм). Особенностью семей этой целевой группы является их значительная социальная неприспособленность, отсутствие навыков планирования (распределения средств, времени, активности), неспособность сдерживать желания, терпеть. Такие семьи требуют более активного и длительного поддерживающего сопровождения. Именно поэтому были выбраны такие формы работы, как ведение дневников денежных трат (профилактика долгов и безденежья), активный патронаж со стороны социальных работников, проведение тренингов, регулярное сопровождение семей по вопросам трудоустройства. Такая поддержка семей постепенно восстанавливает их привычку к труду. Больше внимания уделялось решению бытовых (в данном случае жизненно важных) вопросов: контролю за ведением домашнего хозяйства (заготовка дров, посадка картофеля, ремонт), уходом за ребенком.

Особенностью развития деятельности в этом районе стало более активное привлечение внимания общественности к проблеме детей, нуждающихся в государственной защите - формирование позитивного отношения со стороны власти и общественности к работе с семьями в кризисе. Круглые столы, неоднократные выступления в местных СМИ позволили несколько изменить отношение к семьям группы риска. Это важный фактор в реабилитации семей. Социальное отчуждение, постоянное агрессивное отношение со стороны окружающих не способствует изменениям, а только углубляет кризис. Обсуждение данных проблем на страницах местных СМИ помогло наладить отношения с властью, и в итоге появились планы по созданию районной программы по профилактике социального сиротства. Раньше данная проблема рассматривалась как неразрешимая.

ВОО "Шаг навстречу" работу вела междисциплинарная и межведомственная команда специалистов. В Шегарском районе отсутствует реабилитационный центр. Этим обусловлены и особенности деятельности. Работа велась на основе партнерства большого количества структур, организаций районного и областного уровня (районная администрация, отдел социальной защиты населения, отдел образования, служба занятости населения, отдел культуры, отдел внутренних дел, администрации сельских округов, районная больница, школы и детские сады Шегарского района, социально-реабилитационные центр, приют, школа-интернат Томской области, дом ребенка г. Томска). Деятельность команды стала своего рода катализатором деятельности всех служб, занимающихся вопросами профилактики социального сиротства в районе. Сотрудники организации часто выступали в роли куратора случая. Коллеги из организаций знали их подопечных и в случае возникновения проблем обращались к ним напрямую. Большое место в работе команды занимало домашнее визитирование.

ЦСРН с. Каргасок выбрал иную целевую группу - семьи в начальной стадии кризиса, ориентированные на сотрудничество. В программе этой команды много времени отводилось работе с родителями, повышению их родительской компетенции с хорошо проработанными целями. Работа строилась по следующим направлениям:

"Я и мой ребенок" - поиски взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную деятельность, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребенка уважение к себе.

"Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств".

Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми.

"Формирование ответственности у детей, уровни и составляющие ответственности".

Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие "внутренней мотивации".

"Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала? Виды поощрений".

Цель: научить родителей пользоваться похвалой и поощрениями.

Программа включает большое количество совместных детско-родительских мероприятий, которые позволяли сформировать новые родительские навыки. Использовались:

- спортивно-развлекательные программы (походы, игры);

- концертно-игровые программы (праздники, постановки спектаклей);

- открытые занятия для родителей;

- творческие мастерские по изготовлению методических пособий, игровых атрибутов.

Отмечая все особенности проектов, можно сказать, что специалистам удалось выдержать один из важных принципов работы с трудным случаем: не лечи то, что не покалечено, делай повторно то, что дает хороший результат.

Пример из практики.

П. 15 лет. Проживает с отцом, мать умерла, когда девочке было 5 лет. Отец не работает, злоупотребляет спиртным. У II. есть родные тети со стороны отца, с которыми они поддерживают хорошие отношения. Между отцом и дочерью нарушены взаимоотношения. Причина: когда отец пьет, то он обвиняет дочь в том, что она общается с «дурными, аморальными подругами», при этом оскорбляет дочь бранными словами.

Отец не интересовался учебой дочери.

Социальный педагог школы обратился к специалистам реабилитационного центра за помощью в разрешении проблемной ситуации. С девочкой была проведена индивидуальная работа по выявлению причин нарушения взаимоотношений с отцом, составлена карта социальных связей и получено согласие девочки на проведение встречи.

Тема встречи обозначена самой П.: «Хочу, чтобы папа не пил, тогда в семье будет все хорошо». Во время встречи отец впервые за много лет посмотрел на ситуацию трезвым взглядом, ужаснулся результатам своей безответственности, смог поделиться своими переживаниями и осознал свою ответственность перед дочерью и сестрами.

Результат (через два года): отец не пьет, дочь ходит в школу, с родственниками поддерживают доброжелательные отношения.

Педагоги и психологи общественной организации "Кристалл" имели опыт работы с детьми группы риска в государственных учреждениях (детском доме, приюте, интернате) и видели малоэффективность работы с детьми, уже потерявшими семью. Убежденность в том, что нужно заниматься профилактикой социального сиротства, когда ребенок еще находится в семье, позволила найти новые подходы к решению поставленной проблемы.

Познакомившись с опытом коллег из Санкт-Петербурга (благотворительный фонд "Новые шаги") и Великого Новгорода (общественное учреждение "Здоровый образ жизни"), специалисты ОО "Кристалл" увидели, какими могут быть услуги для целевой группы, и проанализировали ситуацию с семьями в кризисе в Богашево.

Закрытая, "тщательно укрываемая от посторонних глаз" жизнь семьи группы риска, нарушенные отношения между детьми и родителями, осуждение со стороны односельчан, дефицит нормального человеческого общения, одиночество и нехватка родительских навыков воспитания и ухода за детьми - эти трудности стали препятствиями социализации взрослых и детей из неблагополучных семей.

Семья отдаляется от обвиняющего общества, родители скрывают свой образ жизни, дети стыдятся пьющих родителей и тоже прерывают общение с соседями и сверстниками. Замкнутый круг - чем тяжелее кризис в семье, тем более она закрыта; чем меньше контактов с обществом, тем тяжелее и быстрее разрушается семья. Особенность сельской местности - "всем все друг о друге известно" - работает в этой ситуации не на пользу, а, напротив, на ужесточение семейных границ. Сложившееся пренебрежительное отношение к алкогольным семьям в обществе лишает семью важного ресурса поддержки ближайшего окружения, ребенка-ощущения уверенности в себе и в будущем, а при неблагоприятном исходе - шанса вырасти в родной семье.

Членам общественной организации предстояло "растопить лед" в отношениях между кризисными и обычными семьями, живущими в селе. В качестве ресурса специалисты из "Кристалла" решили использовать отлаженную технологию работы с добровольцами, только теперь направить ее на налаживание контакта с семьями группы риска и вовлечение их в клубную деятельность. Учитывая, что реабилитационная работа с неблагополучной семьей требует продолжительного времени, авторы проекта спланировали работу по "созданию профилактической среды, учитывающей нужды проблемной семьи" на 2 года - соответственно в 2 этапа.

Цели и задачи I этапа

Цель: содействие восстановлению функций дезадаптированных семей, чтобы остановить рост социального сиротства.

Задачи:

1. Создать объединения семей, в которых они смогут получить психологическую и социально-педагогическую помощь:

- социальная помощь через организацию работы клуба "Ты, твой дом, твоя семья" (обучение семьи основам ведения домашнего хозяйства);

- медицинская помощь через организацию бесплатного дополнительного обследования и лечение детей-участников программы (витаминизация, фиточаи, профилактические и поддерживающие процедуры);

- психологическая помощь через работу клуба "Ты это можешь" (обучение подростков коммуникативным навыкам);

- социально-педагогическую помощь через организацию работы клуба "Ты-гражданин" (обучение и применение правовых знаний);

- объединение психологического и социально-педагогического направления в организации деятельности клубов любителей чая и выходного дня.

2. Сформировать у родителей позитивную стратегию и тактику общения с детьми с целью гармонизации детско-родительских отношений; способствовать изменению ценностных ориентаций у семьи в сторону здорового образа жизни, созидательной деятельности, самоутверждения в труде и учебе.

3. Создать профилактическую среду "клуб - дом" для преодоления трудностей социализации безнадзорного подростка.

4. Снизить уровень психической напряженности, семейной неудовлетворенности, ведущих к ссорам.

5. Способствовать приобретению родителями и детьми социально-коммуникативным навыков, знания своих прав и умения их использовать.

Для достижения поставленных целей и задач была спланирована клубная работа отдельно для детей и для родителей и некоторые виды совместной деятельности. Также задумывалось, что в службе поддержки семьи будут заниматься дети и родители из разных семей - как проблемных, так и обычных.

На I этапе проекта планировалось изучение особенностей целевой группы, поиск эффективных путей привлечения детей и родителей в службу поддержки семьи, установление доверия в отношениях с детьми и родителями целевой группы, разработка нескольких видов клубной деятельности по интересам.

Команда специалистов состояла из педагогов, психологов и медсестры.

На II этапе предполагалось решить следующие задачи:

1. Расширение видов помощи семье и детям (психологическая, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая).

2. Расширение видов клубной деятельности за счет организации спортивно-туристического клуба, клубов "Дошколята", "Самоделкины", "Пресс-центр".

3. Изменение отношения односельчан к детям и родителям из семей группы риска через:

- интеграционные клубные родительские группы;

- выпуск газеты о деятельности службы поддержки семьи пресс-центром общественной организации "Кристалл";

- вовлечение неблагополучных и обычных семей в организацию сельских общественно значимых мероприятий.

4. Объединение усилий специалистов из других содействующих структур для более эффективной помощи семье (специалистов Богашевской средней школы, центра социальной поддержки населения Томского района (в том числе медико-социальной комнаты) ,правоохранительных органов, службы занятости населения, клуба, совета ветеранов)

5. Организация "кризисной квартиры" для детей, оказавшихся в кризисной ситуации.

6. Организация летнего отдыха для детей из неблагополучных семей.

Отбор семей проводился по согласованию со специалистом по социальной работе и инспектором КДН в соответствии с факторами риска по социальному сиротству:

- неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье вследствие алкоголизма родителей;

- безработица, низкий материальный уровень;

- пренебрежение родительскими обязанностями, плохое обращение с детьми;

- проблемы в обучении детей: утрата интереса к образованию, отвержение сверстников, уход из школы;

- употребление психоактивных веществ подростками: алкоголь, клей, наркотики.

В Богашево были определены семьи группы риска, в которых проживало 16 детей.

Как и задумывали авторы проекта, технология работы с подростками-добровольцами помогла осуществить задуманное. За небольшое время подростки - постоянные участники программ "Кристалла" - привлекли на клубные занятия 14 детей целевой группы, а всего 34 человека из разных семей - гораздо больше ожидаемого. На приглашение откликнулось много ребят из благополучных семей, что позитивно сказалось на последующей работе и в целом на процессе интеграции и сплочения в подростковой среде. Предлагаемые клубные занятия ребята восприняли как привлекательные, не связанные напрямую с социальным неблагополучием.

Специалисты предложили ребятам выбрать для себя направления по интересам:

1. Клуб "Ты это можешь" (психологический)

- "Учимся общаться" (тренинг коммуникативных навыков).

- Социально-адаптационная программа (знакомство с различными социальными ролями, обучение социально полезным навыкам).

2. Клуб "Ты - гражданин" (правовой)

- Обучение основам правовых знаний, освоение особенностей правовых отношений в селе, городе, столице.

- Анализ понятий ЗОВ (закон - ответственность - власть) и СОС (структуры, оказывающие содействие).

- Приобретение навыков использования знаний о своих правах.

3. Клуб "Ты, твой дом, твоя семья"

- Обучение основам ведения домашнего хозяйства.

- Практические занятия по приготовлению простых блюд, решению повседневных бытовых проблем.

- Азы домашней экономики (планирование бюджета, расходования денег).

4. Клуб любителей чая

- Тематическое, приятное времяпрепровождение за чашкой чая. Дети приглашают своих друзей и родителей.

5. Клуб выходного дня

- Экскурсии, походы, посещение театра, музеев, просмотр видеофильмов. Встречи отдельно для детей и для всей семьи.

Некоторое время специалисты испытывали трудности в связи с конфликтами в подростковых группах. Деятельность команды в этот период была направлена на развитие у ребят навыков совместной деятельности, поддержку мотивации заниматься в клубах. Формирование клубных традиций и правил сотрудничества ("Мы равны и мы вместе") помогли за три месяца создать действительно дружную, сплоченную, интегрированную группу.

Атмосфера добровольчества, неофициальность встреч, творческие коллективные дела, тимуровское движение, совместная подготовка к праздникам - все это способствовало привлекательному имиджу услуги в глазах сельских жителей.

Гораздо сложнее специалистам было справиться с другой трудностью - привлечь в клубы родителей целевой группы. Визиты в семью вызвали сопротивление родителей. Дети сами неохотно реагировали на предложение пригласить их на занятия. Специалисты разработали приглашения, позаботившись о его привлекательной форме. Встречаясь на улице, первыми подходили к родителям, здоровались и начинали рассказывать об успехах детей. Сами родители увидели первые важные позитивные результаты (например, дети научились готовить вкусное блюдо) и стали высказывать свое одобрение. Так понемногу удавалось завоевывать расположение матерей.

Оказалось непросто придумать темы для родительских встреч, которые были бы интересны и безопасны для родителей группы риска, выбрать методы работы. Важно было, чтобы клубное занятие проходило в ненавязчивой, свободной форме-в виде ролевой игры или дискуссии. Специалистам проекта понадобилась методическая поддержка и консультация семейного психолога (Томск, Благотворительный фонд "Новое развитие").

Педагоги терпеливо реагировали на нерегулярность посещений, с пониманием относились к постепенности вовлечения семьи в клубную деятельность. В случае алкогольных срывов у родителей поддерживали детей через организацию помощи семье силами подростков - добровольцев и их родителей. На этапе работы родительского клуба обсуждали возможные проблемы в воспитании и отношениях с детьми, тренировали навыки управления поведением детей, стараясь дозировать информацию, не перегружать встречи обучающими элементами.

По ходу работы специалисты проекта пришли к выводу, что нецелесообразно разрабатывать жесткие программы, нужно учитывать интересы и особенности семьи, давать возможность выбора содержания и формы совместной деятельности. Образно говоря, работа двигалась по принципу: "Если идея не работает - отказываемся, если работает - делаем еще и еще". За первый год работы были выработаны оптимальные подходы в работе с родителями целевой группы:

- специальные установочные встречи команды специалистов по обсуждению своей позиции в отношении родителей из семей группы риска;

- одобрение успехов детей и разговоры на приятные или нейтральные темы на этапе привлечения;

- осознанная принимающая позиция, равное внимание к детям и взрослым в кризисной семье, ориентация на восстановление родительского авторитета;

- поддерживающая среда, принятие на равных, поощрение взаимопомощи между семьями через организацию совместной деятельности в клубах;

- опосредованное обучение родителей адекватным воспитательным действиям посредством группового обсуждения актуальных вопросов общения с детьми;

- вариативность возможностей группового общения членов семьи группы риска - детские занятия, семейные встречи, совместные занятия и мероприятия для детей и родителей;

- отсутствие явного контроля, давления, помощь по обращению.

Все это способствовало "потеплению" со стороны семей группы риска к специалистам и другим семьям, успеху и дальнейшему развитию услуги.

Эффективность работы организации особенно видна в изменениях в поведении и общении детей, описанных специалистами:

- дети стали лучше и опрятней выглядеть;

- участвуют не только в мероприятиях, но и в делах села, региона; приняли участие в акции "Весенний перезвон", в которой вместе с добровольцами команды "сверстник-сверстнику" составили список односельчан и позвонили им с пожеланиями доброго здоровья и благополучия;

- охотно откликаются на все предложения;

- учатся высказывать свое мнение;

- участвуют в мероприятиях школы;

- собирают на свои праздники все больше односельчан и друзей;

- стали более раскрепощенными, в результате чего у них появляется все больше друзей из числа сверстников.

Результаты осуществления I этапа проекта показали, что некоторые из запланированных задач оказались не очень реалистичны, ожидания в отношении скорых заметных результатов у родителей были завышены. Специалистам пришлось пересмотреть свою тактику в работе по привлечению к клубной деятельности родителей целевой группы, принять факт их медленного вовлечения в совместную деятельность, нестойкий интерес к регулярным занятиям, чередование светлых периодов и кризисов в жизни семьи группы риска.

Силой команды явилось гибкое реагирование на потребности целевой группы, способность находить индивидуальный подход и решения в работе с конкретной семьей или ребенком, умение интересно общаться и работать с детьми, поощрять их способности в самоорганизации.

Явным преимуществом организации является активная партнерская позиция, способность выстраивать отношения со специалистами и руководством разных учреждений.

Общественной организации удалось заручиться поддержкой местной власти и организовать службу поддержки семьи в помещении администрации Богашевского сельского округа.

За сравнительно небольшой срок существования у общественной организации сложились деловые отношения с управлением социальной защиты населения Томского района, управлением культуры Томского района, домом культуры села, советом ветеранов, КДН.

Специалисты умело привлекают ресурсы томских учреждений и их специалистов (Дом детского творчества, Медико-педагогический центр, Благотворительный фонд "Новое развитие", газета "Томский вестник").

 



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)