Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование перспектив применения семейно-ориентированного подхода



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Исследование перспектив применения семейно-ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того, чтобы выявить существующие перспективы применения семейно-ориентированного подхода в работе сотрудников социальных служб с детьми, нуждающимися в государственной защите, был проведен опрос сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Луч» (г. Томск). Использовался метод анкетирования, текст анкеты приведен в Приложении. В поросе приняли участие 10 человек. Среди них: руководство социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Луч», психолог, педагоги-воспитатели, социальные педагоги. Анкеты с ответами были обработаны, результаты переведены в проценты от общего числа опрошенных.

Блок №1 Степень принятия ценностей семенно-ориентированного подхода. Вопросы данного блока составлены на основе принципов практической реализации данного подхода, изложенных в п. 1.3.

 

Рис. 1 Что по вашему мнению является основным объектом социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке: непосредственно ребенок или семья в целом?


Как видно из рисунка 1, ребенка в качестве основного объекта социальной работы называют меньшинство порошенных – 20%. В соответствии с методологическими положениями семейно-ориентированного подхода ответили 40% опрошенных, назвав в качестве основного объекта социальной работы семью. Остальные 40% считают, что усилия работников социальных служб должны быть поровну распределены между ребенком и семьей.

 

Рис. 2 Необходимо ли стремиться к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей?

 

Большинство опрошенных не вполне разделяют этот принцип семейно-ориентированного подхода, считая, что существуют обстоятельства, исключающие стремление к сохранению семьи. Такую точку зрения высказали 60% опрошенных. Но полное неприятие данной ценности нехарактерно – только 10% заявили, что не считают обязательным вести работу с ребенком в рамках семьи.

 

Рис. 3 Необходимо ли при изъятии ребенка из семьи стремиться разместить его в среду, которая как можно больше напоминает ему дом?


При ответе на этот вопрос все опрошенные признали, что в той или иной степени стремление разместить ребенка в среду, максимально подобную семейной, должно присутствовать всегда. О степени интенсивности этого стремления мнения разделились. Половина опрошенных отметили, что стремиться к этому необходимо всегда, вторая половина находят возможности для исключения.

 

Рис. 4. После изъятия ребенка из семьи, является ли семья основным объектом социальной работы?

 

Можно заметить, что сохранение семьи в качестве основного получателя социальных услуг после изъятия из нее ребенка, является наименее разделяемой ценностью. №0% опрошенных заявили, что семья в этом случае перестает быть основным объектом социальной работы и еще 50% отметили, что не исключают такой ситуации.

 

Рис. 5 Необходимо ли прилагать усилия к возвращению ребенка в семью?


В плане отношения к возвращению ребенка в семью мнения опрошенных разделились 30% считают, что возвращение в семью для детей не является благом, столько же респондентов напротив – считают, что совершенно необходимо стараться вернуть ребенка в семью и 40% опрошенных предпочитают действовать дифференцированно. Здесь необходимо отметить, что те 30%, которые высказались против возвращения ребенка в семью очевидно имели в виду возвращение в семью, находящуюся в исходном кризисном состоянии. Безусловно, что возвращение в такую семью для ребенка не просто нежелательно, но прямо недопустимо. Таким образом, ответы респондентов свидетельствуют о недостаточном понимании сущности семейно-ориентированного подхода.

Блок №2 Использование элементов семейно-ориентированного подхода в практической деятельности. Вопросы данного блока отражают степень интеграции семейно-ориентированного подхода в практику работы сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Луч». Вопросы составлены на основе анализа практических методов реализации данного подхода, проведенного в п. 2.1 и 2.2.

 

Рис. 6 Проводится ли в вашем учреждении работа с семьей ребенка, нуждающегося в государственной поддержке?

 

В целом необходимо отметить , что в социально-реабилитационном центре «Луч», по мнению его сотрудников, ведется работа с семьями детей, нуждающихся в государственной поддержке. 40% опрошенных считают объем такой работы значительным и только 10% указали, что по их мнению такая работа проводится редко и нерегулярно.

 

Рис. 7. Какие методы при этом используются (возможно указание нескольких вариантов)?

 

В качестве наиболее распространенных методов работы с семьей опрошенные называют психологические группы и тренинги. Также распространенными являются индивидуальны консультации и собрания (тематические встречи). В меньшей степени используются клубные методы работы с семьей ребенка, нуждающегося в государственной защите.

 

Рис. 8. Считаете ля вы, что проводимой работы с семьей достаточно?

 

Большинство опрошенных (70%) считают, что проводимой работы с семье ребенка недостаточно и объем социальных услуг, оказываемых семье, необходимо увеличить. Здесь кроется большой потенциал внедрения семейно-ориентированного подхода, поскольку опрошенные ощущают необходимость интенсификации работы именно с семьей.

 

Рис. 9. Практикуется ли совместная деятельность детей и родителей?

 

Только 10% опрошенных отметили, что совместная деятельность детей и родителей не используется в практике работы с семьями детей, нуждающихся в государственной защите. Половина порошенных считают, что такая форма работы используется достаточно часто.

 

Рис. 10. Используются ли технологии семейно-ориентированного подхода (план по защите прав ребенка, технологии работы со случаем, куратор случая и т.д.)?

 

Большая часть опрошенных признали, что технологии семейно-ориентированного подхода в деятельности учреждения не используются. В ходе заполнения анкеты оказалось, что некоторые респонденты вообще не знакомы с таким термином как «куратор случая» и не знают примеров технологий семейно-ориентированного подхода. Наименее популярный ответ «эпизодически», что и неудивительно, т.к. семейно-ориентированный подход в общем случае не может применяться «время от времени», подобная работа требует постоянства и комплексности, иначе достигнуть результата невозможно.

В целом опрос выявил актуальные противоречия. С одной стороны опрошенные в целом разделяют базовые ценности и принципы семейно-ориентированного подхода и в учреждении организована работа с семьями детей, нуждающихся в государственной защите. С другой же стороны довольно большая часть опрошенных имеют недостаточно информации о семейно-ориентированном подходе и не знакомы с его технологиями. Это при том, что подавляющее большинство сотрудников считают, что работу с семьей в рамках учреждения необходимо расширять и интенсифицировать.

Таким образом, основным препятствием к внедрения семейно-ориентированного подхода (помимо финансовых моментов) является недостаточная информированность сотрудников социальных служб о возможностях и технологиях данного подхода. Возможно, что работа, проводимая в настоящий момент в Томской области по популяризации и внедрению данного подхода на государственном уровне, изменит сложившуюся ситуацию.


Заключение

 

Семейно-ориентированный подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Данный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.

Семейно ориентированный подход основывается на ценностях: целостности семьи; условности прав родителей; абсолютности прав детей; права семьи на самоопределение; уважения уникальности каждой личности; уважения права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.

В рамках подхода семья рассматривается в качестве главного объекта социальной работы. При этом специалист уважает семью и делает все от него зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы.

В 2009 году, с принятием региональной программы «Право ребенка на семью» (утверждена распоряжением Администрации Томской области № 469-ра), реализуемой совместно с федеральным Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, началась pa6oтa по внедрению технологии семейно-ориентированного подхода во всех муниципальных образованиях Томской области.

В каждом из 20 муниципальных образований сформированы межведомственные группы специалистов по вопросам раннего выявления семейного неблагополучия. Проведено два «кустовых» семинара-совещания с участием руководителей и специалистов органов местного самоуправления с целью информирования представителей органов местного самоуправления об особенностях предстоящей работы, что позволит снизить уровень сопротивления инновациям.

Существенную роль в реализации технологии по своевременному выявлению фактов нарушения прав и законных интересов детей и оказанию комплексной профилактической помощи детям и семьям группы риска по технологии «работы со случаем» играют социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних.

В штаг всех 12 специализированных учреждений введены новые должности - «специалист-куратор случая». Всего в учреждения введено 115 ставок новых специалистов.

Также разработана и готовится к внедрению система новых основных качественных показателей оценки работы специалистов и учреждений в сфере профилактики социального сиротства, с использованием таких критериев, как:

а) число детей, выявленных органами здравоохранения, образования, социальной защиты населения;

б) соотношение числа семей, в отношении которых был открыт «случай», к числу семей, работа с которыми закончилась лишением родительских прав;

в) число детей, получивших статус сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей (соотношение числа детей, нуждавшихся в государственной помощи, к числу детей, работа с которыми закончилась присвоением ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей) и г.д.

Немаловажным условием успешного функционирования системы профилактики социального сиротства является создание эффективной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на базе 8 из 10 детских домов созданы Службы сопровождения замещающих семей, действуют школы приемных родителей.

В работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вовлечены все 12 областных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

За проект по созданию инновационной региональной модели семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году Департамент по вопросам семьи и детей Томской области отмечен специальным призом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Одним из условий устойчивости и эффективности функционирования системы профилактики социального сиротства в целом является создание областной системы повышения профессиональной компетентности и поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с детьми и семьями группы риска по социальному сиротству. В процессе формирования данной системы:

1) разработаны и успешно апробированы программы обучения специалистов помогающих профессий технологиям: «Раннее выявление фактов жестокого обращения с ребенком», «Работа со случаем междисциплинарной команды»; «Обучение для людей с умственными и физическими ограничениями в местном сообществе»; «Раннее вмешательство с целью профилактики отказов от детей с особенностями в развитии»; «Супервизия процесса внедрения инновационных технологий в сфере профилактики социального сиротства»;

2) подготовлена областная группа тренеров, методистов-супервизоров, которая проводит обучение специалистов помогающих профессий не только в Томской области, но также в семи субъектах Российской Федерации;

3) в Томском государственном университете разработано 15 новых программ обучения, идет подготовка открытия новой специализации «Социальная работа с детьми и семьей».

В 2009 году, в рамках мероприятий региональной целевой программы «Право ребенка на семью», началась работа по созданию областного учебно-методического центра.

Сотрудники учебно-методического центра уже начали работу на территории Томской области, ими был проведен обучающий семинар для специалистов по опеке и попечительству по вопросам проведения комплексной оценки семейной ситуации, риска нарушения прав ребенка на ранней стадии семейного неблагополучия.

Разработана образовательная программа и комплект методических материалов для обучения кураторов «случая». Состоялись первые сессии в процессе обучения «специалистов-кураторов случая». Обучение носит тренинговый характер, программа может меняться в зависимости от особенностей муниципального района (оснащенность ресурсами, уровень подготовки специалистов, преобладание какой-то одной целевой группы и пр.). Содержание программ будет выстроено в логике «работы со случаем».

Таким образом, в Томской области при поддержке Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения созданы все условия для успешного проведения завершающего этапа построения областной системы профилактики социального сиротства. Завершающий этап, в первую очередь, направлен на трансляцию во все муниципальные образования Томской области разработанных и апробированных в экспериментальном режиме технологий и механизмов.


Литература

 

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей)// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 3 (196) – С. 156-188

Алешина Ю.Е. и др. Семейное консультирование. - М.: Флинта 2008. 342 с.

1. Алешина Ю.Е. Процесс консультативной беседы // Семейная психология и семейная терапия. – 2003. – № 3. – С. 3 – 27.

Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалиста по социальной работе в сфере социальной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 1. – С. 69 – 72.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2006. - 376 с.

3. Антонов А.Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. – 1998. – № 3 – 4. – С. 52 – 68.

Барнс Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. М.: Эксмо 2003. – 284 с.

Блохина С.И., Козлова В.П., Старишнова А.Л. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Российский журнал социальной работы. – 2006. – № 1. – С. 53 – 56.

Бородкин Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия //СОЦИС. 1997. № 7, с.20-25.

4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2006. - 437 с.

Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М.: Тривола, 2007. – 205 с.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Владос, 1999. – 528 с.

Веллеман Р. Проблемы, связанные с употреблением родителями алкоголя и наркотиков, и дети: обзор данных исследований и практические выводы // Семейная психотерапия / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. – С. 102 – 125.

Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. – М.: Владос, 2001. – 403 с.

Гребениченко С.Ф. Куда и почему идет Россия? //СОЦИС. 1997. № 7, с.25-43.

5. Громова О.Н. Конфликтология. - М.: Юнити, 2008. - 224 с.

Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 20 – 29.

Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.: Триада, 2000. – 104 с.

6. Дети и насилие. Материалы международного семинара "Права ребенка: проблемы насилия над детьми". - МН.: МТС-Пресс, 2008 - 203 с.

7. Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. / Д. Елисеев - М.: Свобода, 2007 - 386 с.

8. Забелина Т.А. Женщина и насилие. /Т.А. Забелина - М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. - 105 с.

Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М.: Образование 2006. - 372 с.

Зарецкий В.К. Пути решения проблем сиротства в России // Вопросы психологии. – 2002. – № 8. – С. 30 – 39.

Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 373 с.

Зритнева З.И. Социология семьи: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 284 с.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Владос, 2004. – 310 с.

9. Кауфман П. Семейная терапия подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами // Семейная психотерапия / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. – С. 468 – 478.

Квироз Т. Социальная политика и социальная работа: ориентиры на будущее //Бюллетень научной информации. М.: Наука 2005. № 5. – С. 45-56

Климантова Г.И., Федотовская Т.А. Здоровая семья – здоровое поколение // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2001. – № 13. – С. 30–45.

Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Владос, 2001. – 304 с.

Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. – № 1. – С. 10 – 17.

Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. – Минск: Фелица, 2001. – 385 с.

Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002. – 538 с.

Ляпина В.Г. Центр нужный всем // Работник социальной службы. – 2001. – № 1. – С. 71 – 75.

Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. - М.: Инфра-М 2000. – 372 с.

10. Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс - СПб.: Питер 2009. - 396 с.

11. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. / А.В. Мартыненко - М.: Наука, 2006. - 240 с.

Методика и технология работы социального педагога / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Владос, 2005. – 353 с.

Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска // Работник социальной службы. – 2002. – № 3. – С. 40 – 49.

Насилие в семье: информационный выпуск. Аналитический Центр Государственной Думы. М.: Изд-во Государственной Думы 2007. – 173 с.

Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Поздняков. – Мн.: Фелица, 2005. – 373 с.

12. Николаева С.Б. Насилие над детьми в семье // Региональная Политика. Экономика - 2006. - №5. - С.79-80.

Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 249 с.

О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 2002 г. – М.: Юрид. лит-ра, 2002. – 63 с.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Владос, 2004. – 354 с.

Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. Учеб.пособие по курсу "Социология социальной сферы". М.: Союз, 2007. – 390 с.

Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общей ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Тривола, 2004. – 312 с.

Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. – М.: Владос, 1997. – 207 с.

Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. C. 140-156.

Принцип активизации в социальной работе. М.: Инфра-М 1997. – 138 с.

Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Уч.-метод. пос. – М.: Владос, 2003. – 372 с.

Ротовская И.Б., Четвергова Л.П. Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – № 1. – С. 22 – 46.

Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М.: Владос, 2001. – 245 с.

Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999. – 338 с.

Семьеведение: краткий курс лекций для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 219 с.

Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. – Хабаровск: Вымпел, 2002. – 295 с.

Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. - М.: Инфра-М 2000. – 318 с.

Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Владос, 1997. – 153 с.

Содержание и организация деятельности территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления.- М.: Знание 2008. – 218с.

Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Академический Проект, 2002. – 384 с.

Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева. М.: Московский Центр Карнеги, 1996. - 168с.

Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 313 с.

Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия. //Сб.обзоров ИНИОН РАН. М.: Знание 2004. – 337 с.

13. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Под ред. Синельникова А.М. - М.: Университетская книга, 2008. - 128 с.

Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие. М., 2007. – 283 с.

Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия. - М.: Вузовская книга 2001. – 216 с.

Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002. – 275 с.

Управление социальной сферой /Под ред. В.Э. Гордина: Учебник. СПб.: СПбУЭФ, 1998. - 289 с.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2001. – 288 с.

Хансен М. Социальный прогресс уже не является исключительно делом государства //Человек и труд. 1997. № 10, - с.5-8.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 244 с.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Трикста, 2002. – 209 с.

Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. - СПб.: Петрополис, 2000. – 428с.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. – М.: Тривола, 1999. – 99 с.

Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Ювента 1999. – 528 с.


Приложения

 

Общие положения

1.1. На должность специалиста – куратора «случая», далее - Куратор назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное профессиональное образование.

1.2. В своей деятельности куратор руководствуется:

· международной Конвенцией о правах ребенка

· законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Томской области;

· локальными актами Учреждения;

· методическими и инструктивными материалами по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения;

· настоящей должностной инструкцией.



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Исследование перспектив применения семейно-ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование перспектив применения семейно-ориентированного подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)