Изучения влияния ежедневных физических упражнений и оптимизации педагогического процесса на умственную работоспособность детей проводилось в д/с "Ракета" г. Караганды. Предварительно две подготовительные группы условно разделили на контрольную и экспериментальную. Контрольная группа, условно названная "А", состояла из 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек, экспериментальная группа, условно названная "В", также включала 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
Работа проводилась в течение двух лет в несколько этапов. Одним из исходных положений исследования было изучение умственной работоспособности детей. В этом заключался первый этап. Нами использовалась методика, разработанная Н.Т. Тереховой, дети пользовались фигурными таблицами, в которых в различной последовательности чередовались семь фигур, известных детям (круг, квадрат, треугольник, овал, флажок, многоугольник, прямоугольник).
По заданию детям предлагалось в трех указанных фигурах быстро и безошибочно проставлять соответствующие знаки: плюс, минус или точку. Задание выполнялось детьми в течении двух минут до занятия и двух минут после него. Определение фона умственной работоспособности проводилось на занятиях по математике и развитию речи, то есть на занятиях малой подвижности, где дети, как правило, не получали физической нагрузки, мало двигались на протяжении всего занятия. После занятия фигуры менялись, а знаки, оставались теми же. По количеству просмотренных фигур оценивался объем работы, а по числу ошибок - ее качество. Таким образом, определялся фон умственной работоспособности детей контрольной группы "А" экспериментальной группы "С".
Второй этап заключался в том, что на протяжении шести месяцев с детьми группы "С" помимо основных физкультурных занятий ежедневно проводились подвижные игры разной интенсивности. Количество подвижных игр, проводимых в течении дня было увеличено примерно до десяти, они включены в содержание утренней гимнастики, в занятия по математике, природе, изодеятельности, если это было приемлемо, также на дневной, вечерней прогулках, перед физкультурными занятиями, после сна. Подбор игр произведен с учетом предшествующей и последующей деятельности детей.
Большое внимание уделяется разучиванию подвижных игр, оснащению атрибутами с целью повышения интереса к ним. Одним из средств повышения двигательной активности является музыкальное сопровождение некоторых игр. Руководство играми старших детей больше сводится к их контролю. Правила проводимых игр постепенно усложняются, например, в первоначальном варианте игры "Хитрая лиса" дети убегают от лисы в разных направлениях, затем им предлагали убегать в определенном направлении. В игру "Затейники" внесли элемент из игры "Запрещенное движение", что требовало от детей более внимательного отношения к игре.
С изменением правил подвижных игр усложнялись двигательные задания. В результате измерений, внесениях в организацию и методику игр, пытаемся добиться двигательной активности детей.
На проведение подвижных игр во время прогулки отводится 20-30 минут, на физкультурных занятиях 10-15 минут.
Декабрь
1-я неделя 3-я неделя
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| У медведя в бору.
Море волнуется
Наперегонки
Осоктна, стр.284
Кого назвали, тот и ловит , 264
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ.занятием
Ф/занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Хитрая лиса
Караси и щуки
Ноги от земли
Целься вернее.
Кто дальше
Удочка
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| Хитрая лиса
Море волнуется
1. Целься вернее.
2. Наперегонки.
1. Удочка.
2. Кого назвали, тот и ловит.
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
Перед физ. занятием
На физ. занятиях
| Перелет птиц
Караси и щуки
Собери скорее
Наперегонки
Два мороза
Ноги от земли.
| |
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| Перелет птиц
Кого назвали, тот и ловит.
1. Два мороза.
2. Целься вернее.
1. Удочка.
2. Что дальше.
| |
Декабрь
2, 4 недели
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| Перелет птиц
Море волнуется
1. Волк во рву
2. Санки
1. Рыбаки и рыбки.
2. Два мороза.
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| 1. У медведя в бору. Найди и промолчи. Ровным кругом
1. Пожарные.
2. Кто дальше?
1. Целься вернее
2. Олени и волк.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечернем прогулке
| Перелет птиц.
Передай мяч.
1. Два мороза.
2. Удочка.
1. Рыбаки и рыбки.
2. Салки.
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| Хитрил лиса (с услож) Кого назвали, тот и ловит.
Ноги от земли.
1. Горелки
2. Мы, веселке ребята.
1. Удочка.
2. Пожарные.
|
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| Сделай фигуру.
Каруселб.
1. Кто самый ловкий?
2. Олени и волк.
1. Салки.
2. Два мороза.
|
Январь
1,3 недели
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
На дневное прогулке
На вечерней прогулке
| Сделай фигуру.
Кто летает?
1. Мы, веселые ребята(187)
2. Охотники и утки.
1. Мышеловка
2. Охотники и утки.
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневные игры
Вечерняя прогулка
| Угадай по голосу.
Передай мяч.
Летает, не летает.
1. Салки
2. Сделай Фигуру
1. Кто самый быстрый?
2. Два мороза.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
| Возьми и положи.
Передай, не урони.
|
| На дневной прогулке
На вечерней прогулке
| 1. Рыбаки и рыбки.
2. Кого назвали, тот и ловит.
1. Целься вернее.
2. Встречная эстафета.
| |
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Утренняя прогулка
Вечерняя прогулка
| Найти и промолчи.
Кто летает?
Перелет птиц.
1. Дружно, вместе
2. Рыбаки и рыбки.
1. Затейники
2. Собери скорее.
| |
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Утренняя прогулка
Вечерняя прогулка
| Сделай фигуру.
Уголки
1. Веселое многоборье
2. Сделай фигуру.
1. Салки.
2. Уголки.
| |
| | | | |
Январь
2,4 неделя
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Угадай по голосу.
Затейники
1. Кто скорее?
2. Волк во рву.
1. Ловля обезьян
2. Два мороза.
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Сделай фигуру.
Передай мяч
Ноги от земли.
1. Кто дальше?
2. Перелет птиц.
1. Пожарные.
2. Хитрая лиса.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Найди и промолчи.
Стоп
1. Кто самый ловкий.
2. Охотники и зайцы.
1. Ловишка с мячом.
2. Карусели (198)
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие.
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Уголки.
Сумей промолчать.
Эхо
1. Веселое многоборье.
2. Сделай фигуру
1. Два мороза.
2. Карусель.
|
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перец занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Перелет птиц.
Мешочек бегает.
1. Звери и охотники.
2. Море волнуется.
1. Кого назвали, тот и ловит.
2. Целься вернее.
|
Февраль
2, 4 неделя
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Найди и промолчи.
Два и три (63)
1. Смелые ребята.
2. Пожарные.
1. Медведи и дети (61)
2. Найди медвежонка.
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
Физ. занятие
| Угадай по голосу.
Где позвонили (58)
Зайцы и волк
1. Собери скорее.
2. Ловишки с мячом
1. Медведи и пчeлы (54)
2. Найди медвежонка.
1.
2.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Уголки
Пауки и мухи.
1. Охотники и зайцы.
2. Кто дальше?
1. Ловишки с мячом.
2. Два мороза.
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ.занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Уголки
Кучер и лошади.
Медведи и пчелы.
1.
2.
1. Ловишка из круга
2. Кто дальше?
1. Олени и волк
2. Собери скорее
|
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Сделай фигуру.
Угадай по голосу.
1. Зайцы и волк (53)
2. Найди зайчика.
1. Ловишки (любые)
2. Кто дальше? Кто лучше (50)
|
Февраль
1,3 неделя
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Узнай по голосу.
Два и три
1. Плетнашки от земли.
2. Стоп.
1. Встречная эстафета (279)
2. Олени и волк.
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Уголки
Совушка-сова
Ровным кругом
1. Фонарики.
2. Шаг-великан.
Шаги-малютки.
1. Пятнашки от земли
2. Стоп.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Угадай по голосу.
2 и 3
1. Кто самый быстрый (279)
2. Хитрая лиса.
1. Ловишка из круга
2. Пройди в ворота (51)
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ занятием
Физ. занятие.
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Поймай мяч (264)
Передай не урони.
Стоп.
1. Кого назвали, тот и ловит.
2. Чье звено скорее соберется (262)
1. Не попадись (263)
2. Ловишка в кругу (261)
|
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Уголки
Перелет птиц. (264)
1. Шире шаг (лыжи)
2. Кто самый быстрый?
1. Стой!
2. Охотники и утки (264).
|
Март
1,3 неделя
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Угадай по голосу.
Перемени предмет (260)
1. Перелет птиц.
2. Собери скорее.
1. Ловишка в кругу. (261)
2. Карусель.
|
Вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ, занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Удочка (201)
Море волнуется
Жмурки (260)
1. Целься вернее.
2. Веселые соревнования.
1. Ловишка, бери ленту.
2. Олени и волк.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Возьми и положи.
Кого назвали, тот и ловит.
1. Ловишка (ноги от земли).
2. Стой! (264)
1. Догони свою пару.
2. Пройди в ворота.
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Угадай по голосу.
Караси и щука.
Ноги от земли.
1.
2.
1. Кто дальше?
2. Олени и волк.
1. Рыбаки и рыбки.
2. Пожарные
|
пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечеряя прогулка
| Уголки
Передай мяч
1. Фонарики
2. Шаг-великан (коньки) шаг-малютка
1. Ловишки (любые)
2. Затейники (199)
|
Март
2, 4 неделя
| Время проведения
| Название игры
|
Понедельник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка.
| У медведя в бору.
Найди и промолчи.
1. Наперегонки
2. Удочка.
1. Мышеловка
2. Кого назвали, тот и ловит.
|
вторник
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Физ. занятие
1-я прогулка
2-я прогулки
| Стоп.
Совушка-сова.
Ровным кругом.
Перемени флажок - веселые соревнования (263)
1. Горелки
2. Карусель.
1. Медведи и пчелы.
2. Найди медвежонка.
|
Среда
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Утренняя прогулка
Вечерняя прогулка
| Стоп.
Море волнуется.
1. Вызови по имени.
2. Встречные перебежки. (200)
1. Рыбаки и рыбки
2. Парный бег (200).
|
Четверг
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Перед физ. занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Уголки
Свободное место (203)
Вызови по имени.
1. Поспеши, не урони.
2. Мышеловка (197)
1. Хитрая лиса.
2. Затейники.
|
Пятница
| Утренняя гимнастика
Перед занятием
Дневная прогулка
Вечерняя прогулка
| Пробеги тихо (199)
Кто летает? (20З)
1. Ловишки.
2. Караси и щука.
1. Охотники и зайцы.
2. Кто дальше? (284)
|
На проведение игр в течении дня определяется воспитателем в зависимости от желания детей, времени года , пространства. По истечении шести месяцев повторно определялся уровень работоспособности детей обеих групп, также с помощью корригирующих таблиц по методике Н.Т. Тереховой. Данные исследования были обработаны математическим путем Работа была продолжена на следующий год. В исследованиях участвовали 2 подготовительные группы, в контрольной группе "В" 20 человек, в экспериментальной группе "Д" также 20 человек. Первоначально определялась активность детей в обоих группах на занятиях. Под активностью подразумевалось время работы детей, интерес ребенка к занятию, быстрота и самостоятельность выполнения заданий, качество и количество ответов. Активность детей на занятиях регистрировалась путем хронометрирования с интервалом от 15 секунд до 1 минуты. Особое внимание уделялось организации разнообразных и интересных занятий, обеспечивающих высокую активность детей. Исходя из общих принципов обучения (доступность материала, заинтересованность детей, эмоциональность, наглядность, смена видов деятельности, практические самостоятельные действия и др.), придавалось большое значение наиболее рациональному подбору сочетаний различных методических приемов, разнообразивших занятия. Для повышения активности детей на занятиях нами использовались следующие методы и приемы:
а) на каждом занятии использовались наглядные пособия;
б) менялась форма преподнесения материала;
в) чаще включались игровые моменты;
г) дети привлекались к самостоятельной работе с раздаточным материалом;
д) не допускалось однообразия в проведении занятий;
е) предупреждалась возможность отвлечения детей;
ж) своевременно сосредотачивали ребенка на процессе работы;
з) обязательно включали в занятия 2-3 интересных двигательных задания.
Все перечисленные методы и приемы на наш взгляд дают возможность предупреждения развития утомления и обеспечивают высокую активность детей.
Следующий этап работы заключался в том, что в течение полугода в группе "Д" помимо основных физкультурных занятий детям предлагались дополнительные, вне программы, а также 2-3 подвижные игры ежедневно. То у детей в подготовительной группе проводилось 5 физкультурных занятий в неделю и 2-3 подвижные игры ежедневно в разных нормах работы, выбрав их из вышеприведенных. Кроме того, была договоренность с родителями о том, чтобы и в выходные дни дети дома как можно больше двигались, родители играли с детьми в подвижные игры, обсуждаемые заранее с воспитателями.
По истечении шести месяцев мы повторно определили уровень умственной работоспособности детей групп "С" и "Д". Данные исследований обработана математическим путем и сведены в таблицы.