Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние отрасли в России



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Современное состояние отрасли в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Это – одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь нача­лось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 2003 г. было выше, чем в 1994 г., – легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и бо­лее раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам – в 100.

Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов по­требления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промыш­ленности, техники для села, нужд самого машинострое­ния (в первую очередь производители металлообрабаты­вающего оборудования).

Несколько лучше положение с производством про­дукции, ориентированной либо на удовлетворение об­щественных потребностей, спрос на которые сокращает­ся в последнюю очередь (так, удалось избежать обваль­ного сокращения производства в энергетическом маши­ностроении, стабилен уровень производства автобу­сов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телеви­зоров. Впрочем, более глубокое знакомство со статисти­кой, в частности выпуска бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация произво­дителей одних и тех же видов продукции по их способ­ности к адаптации в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г. в Новоси­бирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом – возросло в 2,4 раза.

В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предпри­ятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращи­вании производства заметно отстают.

В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган».

Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств.

В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.

В результате осуществления мер по реформиро­ванию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения. В общем объеме промышленного производства повы­сился удельный вес продукции автомобильной про­мышленности, тяжелого, энергетического, транспорт­ного, тракторного, сельскохозяйственного и строи­тельно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкострои­тельной и инструментальной промышленности.

Стратегия развития данной отрасли на сред­несрочную перспективу предусматривает внедре­ние новейших зарубежных технологий с возможно­стью импорта оборудования, постепенное накопле­ние опыта его производства на собственных мощ­ностях, а затем развитие отечественных приоритет­ных технологий. При этом российское машино­строение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

1) выпуск модернизированных машин и оборудо­вания для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;

2) производство (в том числе сборочное) науко­емкой продукции на импортном оборудовании с при­влечением в различных формах иностранного капитала;

3) участие в проектах, предполагающих произ­водство технологически сложных комплектующих изде­лий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в меж­дународную систему технологического сотрудничества );

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существую­щего машиностроительного комплекса, которая глав­ным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.

Проявившаяся в 2000 году положительная дина­мика спроса внутреннего рынка на машины и оборудо­вание сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограни­ченным потенциалом импортозамещения отечественно­го машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реали­зации продукции на внутреннем рынке в результате им­портозамещающего фактора ожидается по легковым авто­мобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализирован­ных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Разви­тие российского экспорта машин и оборудования может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза про­дукции российского тяжелого и общего машинострое­ния для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического со­действия. Весьма значительным остается потенциал рос­сийского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономи­ческой поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организа­ции производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить дос­таточно весомым источником инвестиций в отрасль.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Ос­новная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйст­ва; удовлетворение потребностей населения в разнообразных прибо­рах и аппаратах бытового назначения.

Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.

Машиностро­ение — ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем не менее дешевизна труда становится главным фактором в размещении машинострое­ния, и только на втором месте НИОКР и высокая квалификация. За счет этих двух факторов страны ранней индустриализации сохраня­ют монополию на многие сложные производства, хотя роль квали­фикации рабочей силы не всегда выступает решающей силой.

Общей тенденцией является сдвиг производств низкой и сред­ней сложности из развитых стран в развивающиеся. Этому очень способствуют ТНК, которые переносят свои филиалы в развиваю­щиеся страны, оставляя в странах базирования только НИОКР и сложные производства.

Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль со­временного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудни­чество между научно-исследовательскими учреждениями и производ­ственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции по­требовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа зна­менитой Силиконовой долины в США). В них практически нет тер­риториального (а значит, и временного) разрыва между научными ис­следованиями и производством. Тем самым достигнута высокая эко­номическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли.

За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран.

Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внут­ренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть вы­пускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники — одни из самых дешевых видов потребитель­ской продукции машиностроения. Они предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты.


Литература

 

1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М., 1977.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и соци­альная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000.

3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982.

4. Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1980.

5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилиза­ция. — М.: ВЛАДОС, 1998.

6. Весь мир в таблицах. Справочник. — Минск; М., 2003.

7. Витковский О.В. География промышленности зарубежных стран.

8. Географический энциклопедический словарь. По­нятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. — М., 1998.

9. География мирового хозяйства. География мировой промышлен­ности. М., 1991.

10. География мирового хозяйства. М., 1997.

11. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-Пресс, 2001.

12. Гладкий К.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000.

13. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. — М.: Просвещение, 1999.

14. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000.

15. Год планеты. (Ежегодник). — М.: Республика.

16. Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. — Смоленск: СГУ, 1998.

17. Голубчик М. М. Политическая карта мира: Спра­вочное учебное пособие. — Смоленск: СГУ, 2001.

18. Голубчик М.М. География мирового хозяйства. Саранск, 1995.

19. Колосов В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. — М.: Аспект Пресс, 2001.

20. Кузнецов А. П. Население И хозяйство мира: Учебник для 10 кл. — M.i Дрофа, 2000.

21. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная геогра­фия: Учебник для 11 кл. — М.: Дрофа, 1997.

22. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1993.

23. Любимов И. М. Общая политическая, экономи­ческая и социальная география: Учебное пособие. — М.; Гелиос АРВ, 2001.

24. Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998.

25. Максаковский В. П. Экономическая и социаль­ная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000.

26. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997.

27. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М., 1995.

28. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии. 1999/2000 годы. — М.: Весь мир, 2000.

29. Отчет о мировом развитии. — М.: Прайм-ТАСС, 1997.

30. Родионова И. А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебное пособие для учителей. — М.: Московский лицей, 1998.

31. Розан М.С. и др. Современная география мирового хозяйства. М., 1977.

32. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993.

33. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, мето­ды, практика. М., 1973.

34. Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998.

35. Социально-экономическая география зарубежно­го мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. — М.: Дрофа, 2001.

36. Страны и народы. Т.: Земля и человечество. М., 1985.

37. Холина В. И. География человеческой деятель­ности: экономика, культура, политика: Учебное по­собие для 10—11 кл. школ гуманитарного профи­ля. — М.: Просвещение, 2001.

38. Хорев Б.С. Мировой демографический рост и перспективы чело­вечества // География в школе. 1995. № 5.

39. Хорее Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997.

40. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М., 1981.

41. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаи­модействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М., 1995.

42. Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развиваю­щиеся страны / Под ред. В.П. Колесова и др. М., 1990.

 



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Современное состояние отрасли в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние отрасли в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)