Современное состояние отрасли в России
Это – одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь началось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 2003 г. было выше, чем в 1994 г., – легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и более раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам – в 100. Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов потребления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промышленности, техники для села, нужд самого машиностроения (в первую очередь производители металлообрабатывающего оборудования). Несколько лучше положение с производством продукции, ориентированной либо на удовлетворение общественных потребностей, спрос на которые сокращается в последнюю очередь (так, удалось избежать обвального сокращения производства в энергетическом машиностроении, стабилен уровень производства автобусов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телевизоров. Впрочем, более глубокое знакомство со статистикой, в частности выпуска бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация производителей одних и тех же видов продукции по их способности к адаптации в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г. в Новосибирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом – возросло в 2,4 раза. В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предприятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращивании производства заметно отстают. В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган». Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств. В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. В результате осуществления мер по реформированию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения. В общем объеме промышленного производства повысился удельный вес продукции автомобильной промышленности, тяжелого, энергетического, транспортного, тракторного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкостроительной и инструментальной промышленности. Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях: 1) выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями; 2) производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала; 3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества ); 4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе. Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России. Проявившаяся в 2000 году положительная динамика спроса внутреннего рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реализации продукции на внутреннем рынке в результате импортозамещающего фактора ожидается по легковым автомобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Развитие российского экспорта машин и оборудования может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономической поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить достаточно весомым источником инвестиций в отрасль. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Машиностроение — наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Основная задача машиностроения — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Особенность современного машиностроения — исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции. Машиностроение — ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем не менее дешевизна труда становится главным фактором в размещении машиностроения, и только на втором месте НИОКР и высокая квалификация. За счет этих двух факторов страны ранней индустриализации сохраняют монополию на многие сложные производства, хотя роль квалификации рабочей силы не всегда выступает решающей силой. Общей тенденцией является сдвиг производств низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся. Этому очень способствуют ТНК, которые переносят свои филиалы в развивающиеся страны, оставляя в странах базирования только НИОКР и сложные производства. Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции потребовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа знаменитой Силиконовой долины в США). В них практически нет территориального (а значит, и временного) разрыва между научными исследованиями и производством. Тем самым достигнута высокая экономическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли. За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран. Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внутренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть выпускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники — одни из самых дешевых видов потребительской продукции машиностроения. Они предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты. Литература
1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М., 1977. 2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000. 3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982. 4. Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1980. 5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М.: ВЛАДОС, 1998. 6. Весь мир в таблицах. Справочник. — Минск; М., 2003. 7. Витковский О.В. География промышленности зарубежных стран. 8. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. — М., 1998. 9. География мирового хозяйства. География мировой промышленности. М., 1991. 10. География мирового хозяйства. М., 1997. 11. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-Пресс, 2001. 12. Гладкий К.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000. 13. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. — М.: Просвещение, 1999. 14. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2000. 15. Год планеты. (Ежегодник). — М.: Республика. 16. Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. — Смоленск: СГУ, 1998. 17. Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. — Смоленск: СГУ, 2001. 18. Голубчик М.М. География мирового хозяйства. Саранск, 1995. 19. Колосов В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. — М.: Аспект Пресс, 2001. 20. Кузнецов А. П. Население И хозяйство мира: Учебник для 10 кл. — M.i Дрофа, 2000. 21. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Учебник для 11 кл. — М.: Дрофа, 1997. 22. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1993. 23. Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география: Учебное пособие. — М.; Гелиос АРВ, 2001. 24. Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998. 25. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. — М.: Просвещение, 2000. 26. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997. 27. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М., 1995. 28. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии. 1999/2000 годы. — М.: Весь мир, 2000. 29. Отчет о мировом развитии. — М.: Прайм-ТАСС, 1997. 30. Родионова И. А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебное пособие для учителей. — М.: Московский лицей, 1998. 31. Розан М.С. и др. Современная география мирового хозяйства. М., 1977. 32. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993. 33. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973. 34. Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998. 35. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. — М.: Дрофа, 2001. 36. Страны и народы. Т.: Земля и человечество. М., 1985. 37. Холина В. И. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебное пособие для 10—11 кл. школ гуманитарного профиля. — М.: Просвещение, 2001. 38. Хорев Б.С. Мировой демографический рост и перспективы человечества // География в школе. 1995. № 5. 39. Хорее Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997. 40. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М., 1981. 41. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М., 1995. 42. Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развивающиеся страны / Под ред. В.П. Колесова и др. М., 1990.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |