Центры электронной промышленности
В США сложились наиболее благоприятные научные, производственные, рыночные и другие предпосылки создания электронной промышленности. В отличие от разоренных Второй мировой войной Западной Европы и Японии США сразу захватили лидерство в становлении отрасли. Ее развитие стимулировали емкий внутренний рынок на разнообразные изделия электроники, а также крупные военные заказы, составлявшие в отдельные периоды до 15-17% общего объема продукции отрасли. До сих пор на научные исследования в США расходуются огромные средства. Поэтому электронная промышленность превратилась в одну из ведущих в индустрии. США достигли наибольшего уровня электронизации всех сфер общественной жизни. В стране создан самый обширный в мире информационный комплекс. Она — первая по общему количеству имеющихся компьютеров, по насыщенности ими быта и сферы бизнеса (на 100 бизнесменов в США приходится более 40 персональных компьютеров, тогда как в Японии только 10). Свыше половины их имеют выходы в различные локальные, региональные и общенациональные компьютерные сети и практически все подключены к глобальной международной компьютерной сети Интернет. Благодаря этому США оказывают 2/3 мировых информационных услуг. В США сформировалась самая сложная, наиболее развитая структура электронной промышленности. В ней представлены все разнообразные производства современной электроники, но роль каждого из них неодинакова. Важнейшими являются выпуск компьютеров (около 25% стоимости продукции отрасли) и компонентов (до 22%). Эти два ключевых производства дают почти половину всей электронной продукции страны. По 8-12% приходится на изготовление средств связи, медицинского, контрольно-измерительного и навигационного оборудования. Доля сравнительно простой и дешевой бытовой электронной аппаратуры невелика и составляет всего около 4%. Особенности создания электронной промышленности США отразились и на формировании ее территориальной структуры. Последняя в гораздо меньшей степени оказалась связанной с давно сложившимися индустриальными очагами и центрами, чем большинство других обрабатывающих отраслей. В значительной мере именно электроника впервые стимулировала организацию в стране промышленных парков, приведших в конечном итоге к возникновению технополисов (среди них знаменитая Силиконовая долина с ее многими десятками электронных фирм). Вне индустриальных центров образовались и другие ареалы электронных производств, например, около Бостона вдоль окружного шоссе № 128, у Филадельфии вдоль федеральной автострады № 202. Выраженная специализация отрасли на выпуске самой наукоемкой и дорогостоящей продукции определила основные черты экспор та и импорта. Экспортная квота изделий электронной промышленности США в 90-е гг. — наименьшая среди ведущих регионов и стран: всего 12%. Импорт постоянно и заметно превышает экспорт. Япония — второе в мире государство по уровню развития электронной промышленности. По сравнению с США и Западной Европой она не обладала какими-либо заметными сырьевыми, научными или финансовыми предпосылками для создания и мощного развития данной отрасли. После Второй мировой войны производственный аппарат индустрии и внутренний рынок страны были дезорганизованы. Уникальным ростом своей экономики Япония обязана решительной ориентацией индустрии на внешние рынки. Это позволило быстро восстановить и обновить производственный потенциал электротехнической промышленности, в недрах которой возникла электронная. В немалой степени этому способствовало наличие многочисленных высококвалифицированных кадров рабочей силы со сравнительно невысокой (в 50-70-е гг.) оплатой труда. В электронной промышленности страна последовательно осуществляла переход от производства простыхэлектронных экспортных товаров ко все более сложным. Так, в середине 60-х гг. Япония обогнала США и захватила лидерство в мире по выпуску радиоприемников, в конце 60-х гг. — телевизоров (их производство началось только в 1953 г.), а в 80-е гг. — видеомагнитофонов, видеокамер. В начале 80-х гг, Япония, совершившая технологический прорыв в электронике, обогнала Западную Европу и быстро приближается к США в изготовлении наиболее сложной наукоемкой продукции: сначала полупроводников, а затем интегральных схем и компьютеров. По степени электронизации хозяйства и быта Япония уступает среди крупных государств только США, а по некоторым позициям превосходит и их. Так, в японской промышленности задействовано около половины всех роботов в мире. Страна — вторая по общему количеству используемых компьютеров и другой сложной электронной техники. Велика насыщенность японского общества и бытовой электронной аппаратурой. В немалой мере это обусловлено высоким уровнем производства электронной продукции в расчете на душу на селения — 3653 долл. в 2004 г., тогда как в США этот показатель составлял 1932, а в Западной Европе 538 долл. Структура электронной промышленности Японии отражает особенности ее формирования, достигнутые успехи науки, технологии и техники, приоритетное значение внешнеторговых связей для страны. Ведущие позиции заняли в производстве наукоемкие экспортные товары; компоненты — до 35% и компьютеры — около 25%. Их суммарная доля (примерно 3/5 стоимости всей продукции отрасли) даже несколько выше, чем в США. Очень четко подчеркивает традиционную экспортную роль японской бытовой электроники ее все еще высокий удельный вес в структуре — до 20%. Однако и для нее характерно преобладание выпуска сравнительно дорогостоящих инновационных изделий: Япония дает 100% видеодисковых проигрывателей в мире, 89% — видеокамер, 62% — видеомагнитофонов, 52% — компакт-дисковых проигрывателей. География японской электронной промышленности четко отражает все особенности развития отрасли. С середины 80-х гг. идут активные процессы перемещения многих трудоемких производств в зарубежные страны с дешевой рабочей силой или устойчивым рынком сбыта японских электронных товаров. Вне Японии работает около 800 предприятий ее электронных фирм: 400 в странах Азии, почти 130 в США, более 100 в Европе. Только одна фирма «Мацусита» создала более 100 заводов в 40 странах. В Юго-Восточной Азии сначала выпускали массовую аудио- и видеоаппаратуру, а затем и более сложные изделия — кинескопы, полупроводники, видеомагнитофоны. В самой Японии сохраняются лишь самые высокотехнологичные производства, например, изготовление интегральных схем и компьютеров новых поколений, телевизоров высокой четкости изображения. Производства именно этой продукции чаше всего переносятся из перенасыщенных промышленностью городов тихоокеанского индустриального пояса Японии в ее новые центры, в том числе в уже существующие и создаваемые технополисы. Япония добилась наибольших в мире успехов во внешней торговле электронными товарами. На протяжении всего периода развития отрасли политика в области торговли ее изделиями направлена на всемерное поощрение экспорта. Этим объясняется очень высокая экспортная квота для продукции электронной промышленности, составляющая до 35-50%. Одновременно жесткие тарифные и другие ограничения способствовали максимальной защите внутреннего рынка от конкурентных иностранных электронных товаров. Импорт последних в 10 раз меньше их экспорта. Тем самым достигается очень большое положительное сальдо внешнеторгового баланса изделиями отрасли и всей внешней торговли Японии. Западная Европа в целом обладает не меньшими, чем США (не говоря уже о Японии), научными, финансовыми, техническими и другими предпосылками для развития электронной промышленности. Так, в Европе впервые в мире были проведены научные исследования в области электротехники и электроники, созданы производства продукции этих отраслей. Суммарная потенциальная емкость европейского рынка для электронных товаров гораздо больше, чем в США или Японии. Сравнительно медленное послевоенное развитие отрасли в регионе было обусловлено: 1) отсутствием единого регионального рынка, относительной изолированностью и узостью многих национальных рынков Западной Европы; 2) слабым участием отрасли во внерегиональном экспорте ее продукции; 3) затянувшейся структурной, технической и организационной перестройкой электронных производств в Западной Европе в 1955-1965 гг.; 4) мощной конкуренцией бурно растущей электроники США и Японии. Степень электронизации хозяйства и быта в Западной Европе остается для большинства государств региона меньше, чем в США. Ее 1 в значительной мере сдерживал недостаточный уровень производства продукции электронной промышленности. Это видно из сравнения стоимостных показателей потребления электронных товаров на душу населения в Японии, США и Западной Европе. В 1990 г. оно составляло (учитывая производство, экспорт и импорт продукции): Япония — 1200 долл., США — 1100 долл., Западная Европа — 900 долл. Отдельные государства региона сильно отличаются по этому показателю и лишь немногие из них (ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция и некоторые другие) достигли или даже превзошли уровень Японии и США. В структуре электронной промышленности региона очень высока доля телекоммуникационной аппаратуры — до 38%, значительна роль вычислительной техники — более 20%, различных электронных приборов (в том числе оборудования для производств самой отрасли, электронной медицинской аппаратуры и т.д.) — 20%. С 80-х гг. сложилось мощное производство мобильных средств связи в Финляндии и Швеции (43% выпуска мобильных телефонов в мире в 1998 г.). Доля бытовой электроники (12%) была больше, чем в США, но меньше, чем в Японии. Весьма невелика доля активных компонентов — всего 6%. География электронной промышленности Западной Европы определяется размещением отрасли в таких ведущих государствах, как ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды. На них приходится около 90% продукции отрасли региона. При этом ФРГ дает ее значительно больше других стран в Западной Европе. Выпуск электронных изделий начинался на старых предприятиях электротехнической и радиопромышленности в уже сложившихся центрах. Создание новейших наукоемких производств электроники, особенно интегральных схем и компьютеров, потребовало выноса предприятий в новые экологически чистые районы и центры. Так возникли очаги отрасли в долине реки Изар (ФРГ), в предгорных районах и на берегах морей во Франции, в Ирландии. Проникновение в Европу американских и японских фирм усилило и ускорило миграцию отрасли в новые районы. Внешняя торговля региона электронными товарами имеет свои особенности. Участие в ней многих европейских государств предопределило высокий удельный вес внутрирегиональных связей. На них в отдельные годы приходилось до 40% всего экспорта электронной продукции стран региона. Это наряду с внешнерегиональным экспортом обусловило и общую высокую экспортность отрасли — более 40%. Вместе с тем регион был и остается крупнейшим в мире импортером разнообразной электронной продукции, и ,в первую очередь интегральных схем и компьютеров, В результате сложился постоянный и непрерывно растущий дефицит внешней торговли электронными товарами (в 2003 г. около 46 млрд долл., т.е. в 10 раз больше, чем у США). Азия. География мировой электронной промышленности претерпела в 80-е гг. сильнейшие изменения. Их обусловило интенсивное развитие электронных производств в целом ряде государств Азии и Южной Америки. Формирование там новых индустриальных стран в значительной степени было связано с выпуском электронных товаров на экспорт. Эти страны наилучшим образом использовали свое главное преимущество — дешевую рабочую силу. Некоторые из них (КНР, Индия, Индонезия, Бразилия) обладают емким потенциальным рынком для этих товаров. Другие (Республика Корея, о. Тайвань. Гонконг, Сингапур, Малайзия) имеют выгодное экономико-географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Последнее трудно переоценить, учитывая сильную зависимость этих стран от поставок многих видов компонентов из Японии и США. а также сбыта конечной продукции отрасли в обширном Азиатском регионе и за его пределами — прежде всего в США. Японские и американские электронные ТНК высоко оценили географические и экономические преимущества Юго-Восточной, а затем Восточной Азии для создания и быстрого развития, там электронных производств. Они переместили туда в 80-е гг. многие свои предприятия по сборке простых электронных изделий бытового назначения или организовали новые фирмы. В конечном итоге это способствовало росту местных национальных кадров и доходов от экспорта. Так озникли национальные или совместные электронные фирмы, известные сегодня во всем мире («Самсунг» и «Голдстар», «Эл-джи электроникс» в Республике Корея, «Тэтунг» на о. Тайвань и др.). Уровень развития электронной промышленности в странах региона, их специализация, роль в международном разделении труда в отрасли сильно различаются. Наибольшие объемы производства имеют республика Корея, КНР и о. Тайвань. Каждая из них по стоимости выпускаемой электронной продукции сопоставима с Италией или быстро приближается к ней. При этом Республика Корея и о. Тайвань занимают соответственно 6-е и 7-е места в мире по изготовлению активных компонентов и персональных компьютеров. Еще более значима роль стран региона в производстве других видов электронных изделий: Республика Корея — второй в мире по объему продуцент видеомагнитофонов, доля о. Тайвань в выпуске мониторов превышает половину мирового, лидером по выпуску телевизоров и радиоприемников стала КНР. В целом экспортность электронной промышленности стран Азии и Южной Америки меньше, чем в Японии или Западной Европе, и составляет около 25%. Однако она сильно различается по разным типам стран. В крупных развивающихся странах с большим внутренним рынком (КНР, Индия, Бразилия) вывозится не более 20% продукции отрасли, тогда как в Израиле — до 65%, в Республике Корея почти 75, на о. Тайвань — 95%. Восточная Европа. Важным регионом электронной промышленности была до 1990 г. Восточная Европа в составе стран —членов СЭВ во главе с СССР. Они ставили своей задачей создать эту наукоемкую высокотехнологичную отрасль, опираясь на использование национальных научных, материальных, финансовых и других ресурсов. Для них были характерны тесные интеграционные научно-производственные и торговые связи, замыкавшиеся, однако, на внутрирегиональном уровне. По объемам выпуска электронных товаров регион был сопоставим с Западной Европой. Об этом отчасти можно судить по количеству выпускаемой в нем бытовой радио- и телеаппаратуры. В странах СЭВ имелись и непрерывно расширялись научные предпосылки для исследований в области электроники. Позже совместными усилиями всех стран — членов СЭВ была сконструирована и внедрена в производство унифицированная система, включавшая целую серию вычислительных машин. Достигнутые регионом успехи в электронной технологии стали одной из основ выдающихся исследований СССР в освоении космоса. Однако электронные производства региона развивались обособлен но, без тесных научных, технологических, экономических связей с остальным миром. Между тем мировой опыт показал, что в эпоху развернутой НТР невозможно создать в одном государстве или даже в таком мощном интеграционном объединении, каким был СЭВ, все современные высокие технологии электронной промышленности. Кроме того, отрасль испытывала сильнейшее и все возраставшее давление острой мировой политической обстановки, обусловленной противоборством СССР и США. Были введены жесткие ограничения КОКОМ на экспорт в социалистические государства электронных изделий, которые могли бы повысить их военный потенциал. Поэтому в условиях вынужденной изоляции от мирового рынка отрасль развивалась трудно. Основные усилия в электронных производствах направлялись на изготовление узкоспециализированных, зачастую уникальных видов военного оборудования. Такая наиболее сложная продукция вырабатывалась малыми сериями или даже штучно. В СССР производство персональных компьютеров в 1990 г. составило всего 0,5 млн штук. Это в то время, когда на о. Тайвань или в Республике Корея их выпуск достигал нескольких миллионов в каждой. Созданные в регионе новые высокие технологии и изделия не были широко внедрены в производство массовой бытовой электронной аппаратуры, что предопределило ее техническое несовершенство. Ситуацию усугубляли идеологические установки. Свое негативное влияние оказали и философские взгляды, например, на кибернетику как на «буржуазную лженауку». В результате к 1990 г. отставание от мирового уровня достигло 10-20 лет. С распадом СССР и СЭВ начался быстрый развал электронной промышленности во всех странах региона. Электронизация стран Восточной Европы находится на начальном этапе и сильно уступает США и Западной Европе. Обеспеченность населения телевизорами по сравнению с США в 1.5—2 раза меньше, радиоприемниками в 3-5 раз, видеомагнитофонами и микроволновыми печами в 10 и более раз. Особенно низка насыщенность персональными компьютерами: в США один такой компьютер приходится на 5 жителей, в Западной Европе — на 7, в то время как и Румынии — на 50, в России — на 25-30 жителей. К тому же слабая телефонизация стран региона и ее существенное техническое отставание постоянно сдерживают всю информационную деятельность в Восточной Европе и ее связи с внешним миром. Структура электронной промышленности восточноевропейских стран формировалась под мощным воздействием заказов военно-промышленного комплекса. Особенно сильно это проявилось в СССР, где даже все главные товары бытовой электроники выпускались на его предприятиях (100% радиоприемников, телевизоров и видеомагнитофонов, 95% магнитофонов, 85% вычислительной техники и т.д.). При этом бытовая электронная аппаратура составляла лишь небольшую часть производственной программы большинства таких предприятий. Подавляющая часть последней приходилась на сложное наукоемкое и дорогостоящее оборудование и аппаратуру военного и производственного назначения. Слабостью отрасли были низкая доля и качество таких изделий высокой технологии, как активные компоненты и компьютеры. Кроме того, по своим техническим характеристикам они значительно уступали аналогичной продукции западных стран. После 1990 г. отрасль в регионе оказалась в чрезвычайно трудном положении. Резкое сокращение военных заказов привело к сильному уменьшению, а в ряде случаев и к полному прекращению выпуска продукции. Одновременно в несколько раз сократилось производство бытовых электронных товаров. В России конверсия военного сектора отрасли пока не привела к наращиванию поставок бытовой электроники. На базе лучших предприятий электронной промышленности России создаются совместные с зарубежными фирмами сборочные производства телевизоров, видеомагнитофонов, персональных компьютеров (в 1997 г, — 1,4 млн шт.). При этом используются импортные комплектующие и технологии, а собственные, внедренные в изготовление передовой военной и другой специальной продукции, не находят применения. Поэтому зачастую самые образованные и квалифицированные кадры, на подготовку которых ушли многие годы, покидают предприятия. Внешняя торговля стран Восточной Европы электронными товарами до 1990 г. имела преимущественно внутрирегиональный характер, что обусловливало ее небольшие объемы. На экспорт шли помимо электронного оборудования и аппаратуры военного и производственного назначения также и бытовые электронные товары. Однако экспортность последних у ведущих поставщиков — СССР, Польши, ГДР — не превышала 15-20% производства бытовых электронных товаров. Импорт стран СЭВ из западных государств состоял главным образом из высокотехнологичных электронных изделий, разрешенных КОКОМ к продаже в социалистические страны. После 1990 г. внутрирегиональная торговля электронными товарами резко сократилась. В государства Восточной Европы и особенно в Россию с ее емким рынком хлынул мощный поток зарубежной электронной продукции. Наряду с дорогостоящей современной аппаратурой известных фирм поступает также масса сравнительно дешевой, снятой с производства или невысокого качества из некоторых новых индустриальных стран.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1096)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |