Отраслевая структура электронной промышленности
Электронные средства обработки информации —так часто обозначают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят средства технического обеспечения (сами компьютеры, оборудование для сбора, хранения, передачи информации и т.д.); технологические услуги (обслуживание технических средств; пакеты программ — так называемое программное обеспечение, консультации, экспертизы по их использованию и т.д.). Эти средства и услуги взаимоувязаны и образуют целостное подразделение электронной промышленности мира. Производство электронных средств и предоставление услуг в мире только за 1955-2005 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Стремительный рост стоимости продукции электронных средств обработки информации отражает их исключительную роль в электронизации всех сфер человеческой деятельности. Около половины стоимости этой группы приходится на средства технического обеспече ния —■ прежде всего на компьютеры. Специализация ряда фирм на определенных классах и типах компьютеров отражает их борьбу за рынки сбыта. Так, в США узкоспециализированы на производстве суперкомпьютеров фирмы «Крей» и «Контрол Дэйта», в Японии — «НЭК», «Хитачи», «Фудзицу»; персональные компьютеры — «Компак», «ИБМ» и «Эппл» выпускают в США. Конкуренция и рыночная конъюнктура вынудила даже «ИБМ» выпускать наряду с суперкомпьютерами и персональные. Рынок заставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, часто менять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры. Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компьютеров самая высокая во всей электронной промышленности концентрация капиталов, научного потенциала и производственных фондов. В ряде государств компьютерные фирмы имеют широкую правительственную поддержку (например, в США получают огромные и выгодные военные заказы, торговая политика Японии особо учитывает их экспортные интересы, в СССР почти все компьютеры изготавливались на привилегированных предприятиях военно-промышленного комплекса). За рубежом все это способствовало формированию мощных ТНК, контролирующих международный компьютерный рынок. Среди них абсолютный лидер — »ИБМ», на долю которой приходится свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьютеров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше. Ведущие компьютерные ТНК возникли в развитых государствах с наилучшими экономическими и научно-техническими предпосылками для выпуска этой сложной продукции. Из 20 крупнейших компьютерных фирм мира более половины находятся в США. Велика также роль японских ТНК, ряд которых входит в первую десятку, самые большие западноевропейские фирмы располагаются лишь во втором десятке (например, «Филипс» занимает только 12-е место). Деятельность компьютерных фирм вышла далеко за пределы национальных границ. Их представительства, дочерние фирмы и филиалы созданы в десятках развитых и развивающихся государств. Наиболее широкую их сеть организовали США и Япония в странах Западной Европы и Азии. В последние годы ТНК проникли в государства Восточной Европы, в том числе в Россию, участвуя в совместных предприятиях. Однако сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Японии, Западной Европы ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. Эта продукция тщательно контролируется, характеризуется своей энергоэкономичностью и экологичностью («зеленые компьютеры»). Их определяют как компьютеры так называемой белой сборки. В ряде же новых индустриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по *отверточной технологии* из импортных комплектующих, с малой долей собственных деталей не самого высокого качества. Они отличаются меньшей надежностью, худшими технико-экономическими параметрами и предназначены для менее состоятельного и менее требовательного покупателя. Эти компьютеры относят к изделиям желтой сборки. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми ее преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой». География компьютерной промышленности мира определяется деятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Высокий уровень финансовой, научно-технической и организационной концентрации производства компьютеров в крупнейших ТНК предопределил столь же высокий уровень концентрации их выпуска. Он сложился в сравнительно немногих странах и регионах мира. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Европы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10—15% (каждой из них). Наиболее существенные различия между странами — в ассортименте продукции, ее качестве, скорости обновления моделей. Активные электронные компоненты — главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электронной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-2000 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным компонентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортиментактивных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназначенных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем началось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что коренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире. Производство активных компонентов сосредоточено преимущественно в крупных ТНК, их многочисленных филиалах и дочерних предприятиях в разных странах мира. Уже в начале 80-х гг. на долю 20 ведущих продуцентов приходилось 75% мирового выпуска этой продукции, в том числе на 10 крупнейших — более 50%. Эта их роль сохранилась до сих пор. У фирм — изготовителей активных компонентов технический уровень производства одинаково высок, поэтому идет ожесточенная конкурентная борьба за лидерство между национальными фирмами и национальных фирм с зарубежными. Например, в 1984-1991 гг. впереди были японские ТНК, среди которых «НЭК», «Тошиба» и «Хитачи», контролировавшие 1/4 мирового рынка всех видов полупроводников. Доля уступавших им американских «Интел» и «Моторола» была вдвое меньше — 1/8. В 1993 г. «Интел» перешла с четвертого на первое место, а «Моторола» — на третье, потеснив японские ТНК. Все экономические, технические и организационные особенности производства активных компонентов отразились на формировании его современной географии. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистам и на протяжении четверти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупроводников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне. Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, ибо потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относительно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. Уже в начале XX в. ряд крупных фирм стал выпускать аппаратуру для телеграфной, телефонной и радиосвязи («АТТ» в США, «Сименс» в Германии и др.). Создание современных систем электронной связи, оснащаемых телеаппаратурой, лазерными приборами, компьютера ми, и высокий спрос на них заставили эти фирмы переориентироваться на изготовление новейших систем связи. Возникшие в середине XX в. электронные фирмы «НЭК» и «Фудзицу» в Японии, «Алькатель» во Франции и особенно их дочерние предприятия в новых индустриальных странах активно подключились к широкомасштабному выпуску электронных средств связи. Этим объясняется сосредоточение 55% мирового производства аппаратуры и оборудования связи в США, Японии и ФРГ. Бытовая электронная техника — самый массовый и доступный вид продукции отрасли. Своим появлением она обязана изобретению радио в конце XIX в. К середине нашего века в мире сложилось крупное производство средств радиосвязи, а затем бытовых приемников и телевизоров. Выделение и обособление продуцентов аудио- и видеоаппаратуры в 60-е гг. было вызвано невиданным расширением информационного пространства отдельных стран, постепенно охватывающим всю планету. Радиоприемники и телевизоры составили техническую основу всей информационной инфраструктуры у миллиардов жителей. Это предопределило бурный рост производства бытовой радио- и телевизионной аппаратуры в мире. Стремительный рост выпуска этой аппаратуры сопровождался коренными сдвигами в географии их продуцентов по странам и регионам. В 1950 г. промышленно развитые государства дали суммарно свыше 92% радиоприемников в мире (из них 90% пришлось на США, Великобританию). К 1970 г. их производство заметно переместилось из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Лидерами стали развивающиеся страны. Каждая из таких стран, как Гонконг, КНР, Малайзия или Сингапур превысили выпуск радиоприемников в Японии, США или ФРГ. Аналогичная ситуация имела место и для более сложной аппаратуры — телевизоров. В 1950 г. на промышленно развитые государства приходилось 100% этой продукции, а в 1995 г. — только около 22%. Азия заняла ведущие позиции в производстве телевизоров. При этом и КНР, и Республика Корея давали их больше, чем США и Япония в отдельности. Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпела во второй половине XX в. значительные изменения, обусловленные уменьшением доли аудиоаппаратуры. В 2000 г. соотношение стоимости отдельных групп и видов произведенной в мире бытовой электронной техники составило (в %): видеоаппаратура — 53 (в том числе телевизоры — 32,3 (цветные — 30,7); видеомагнитофоны — 14; видеокамеры — 6); аудиоаппаратура — 25, прочие бытовые электрондустриальных стран Азии. Однако роль США и Японии в производстве продукции электронной промышленности все еще остается очень высокой.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |