Теоретические основы проблемы словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов
Введение В настоящее время все больше внимания уделяется молодежи с так называемой проблемой взаимосвязи речи и мышления, которая является одной из самых важных в настоящее время. Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или, проговаривая про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [4, с. 35]. Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как А.В. Запорожец И.Т. Власенко, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Тихомирова, Т.Р. Кислова и др. Особенно неоценимыми для практической коррекционной работы вообще и для работы по формированию связной речи и мышления у молодежи являются мысли Л.С. Выготского в его работе "Мышление и речь" [19, с. 23]. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно - логической мышление у слабоуспевающих студентов несколько ниже нормы. Такие студенты испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Совершенствование словесно - логического мышления положительно влияет на успеваемость студентов, а своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие словесно-логического мышления и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия. Изучение группы слабоуспевающих студентов показало, что даже при специальном обучении словесно логическое мышление данной категории студентов по некоторым параметрам отличается от уровня словесно - логического мышления успевающих студентов, не имеющих недоразвитие словесно-логического мышления. При изучении психологической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования словесно-логического мышления студентов и отсутствием целенаправленной работы по его формированию у успевающих и слабоуспевающих студентов. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении оптимальных средств формирования словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов. Таким образом, словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные признаки и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Все это и обусловило актуальность темы исследования. Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов». Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов. Объект исследования: словесно-логическое мышление. Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов. Изучение психологической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: несформированность словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов, по-видимому, связана с отсутствием системы работы по его формированию. Формирование словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов может быть у успевающих и слабоуспевающих студентов более успешным благодаря специально организованным занятиям по реализации системной модели учебно-воспитательного процесса. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования; 2. Раскрыть особенности словесно-логического мышления студентов. 3. Подобрать адекватные методики для диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов. 4. Экспериментально проверить эффективность реализованных мероприятий по формированию словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов. Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют труды таких исследователей, как Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: качественный анализ психологической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогический эксперимент, метод анализа психолого-педагогического эксперимента, метод статистического и графического отображения результатов опытов. Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. Научно-теоретическая значимость исследования состоит в том, что особенности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы психологические условия развития словесно-логического мышления слабоуспевающих студентов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять комплекс мероприятий на практике в системе высшего образования по формированию словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов. Апробация… Исследование проводилось в три этапа. Первый этап – постановочный (01.09.09 – 30.09.09) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. Второй этап – собственно-исследовательский (01.10.09 – 30.10.09) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы. Третий этап – интерпретационно-оформительский (01.11.09 – 30.11.09) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Теоретические основы проблемы словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1529)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |