Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ эффективности реализованных мероприятий по формированию словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Анализ эффективности реализованных мероприятий по формированию словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование студентов экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности словесно-логического мышления у испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Предложенные методики.

Методика 1 “Выделение существенного”

Цель работы: выявить уровень умения находить существенные признаки предметов.

Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых пять слов дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 20 секунд выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ 1 балл.

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Результаты тестирования представлены в таблице 10.


Таблица 10. Уровень сформированности приема выделять существенное у испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Уровень сформированности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число студентов % соотношение Абсолютное число студентов % соотношение
Низкий 12 50% 6 25%
Средний 6 25% 6 25%
Высокий 6 25% 12 50%

 

Данные таблицы 10 показывают, что испытуемые экспериментальной группы справились намного лучше, чем студенты контрольной группы. Студенты, справившихся с предложенной методикой на высоком уровне, в 2 раза больше в экспериментальной группе, чем в контрольной, а с низким уровнем в 2 раза меньше.

Методика 2. “Сравнение понятий”

Цель работы: установить уровень умения испытуемых сравнивать предметы, понятия.

Материалы: 2 пары сравниваемых понятий.

Ход опыта: Испытуемым представляются два предмета или понятия. Каждый студент должен написать на листе бумаги справа – черты различия, слева – черты сходства. На выполнение задания, состоящего из одной пары слов, дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Солнце – луна,                      2. Сани – телега.

 

Таблица 11. Предполагаемые ответы

Сходства Различия

 

Сходства Различия

1. Небесные тела.

1. Солнце светит днем

1. Транспорт. 1. Сани используют зимой.

2. Используют в селе.

2. Телегу используют летом.

2. Планеты.

2. Луна светит ночью.

3. Передвигаются с помощью лошади.

3. У телеги колеса.

3. Имеют форму круга.

3. Луна может менять свою форму.

4. Сделаны из дерева. 4. У саней полозья.

 

Результаты тестирования отражены в таблице 12.

 

Таблица 12. Уровень сформированности приемов сравнения у студентов контрольной и экспериментальной групп

Уровень сформированности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число студентов % соотношение Абсолютное число студентов % соотношение
Низкий 10 41,6% 2 8,6%
Средний 6 25,1% 14 58%
Высокий 8 33,4% 8 33,4%

 

Проанализировав таблицы, мы выявили, что 41,6% студентов в контрольной группе не умеют сравнивать предметы, и только 8,6% студентов экспериментальной группы оказались на низком уровне.

В контрольной группе испытуемые по-прежнему указывают только сходство или различие, причем и то, и другое не в полном объеме, а в экспериментальной группе в результате проводимой систематической работы студенты овладели умением выделять признаки и сходства, и различия. 91,4% - результат выполненной работы на высоком и среднем уровне.

Методика 3. “Обобщение понятий”

Цель работы: выявить уровень сформированности приема обобщения.

Материалы: 4 пары слов.

Ход опыта: В каждой паре слов испытуемые должны определить, что между ними общего. На каждую пару слов отводится 1 минута. За каждый правильный ответ 1 балл.

Туфли, ботинки (обувь)

Нос, глаз (органы)

Озеро, река (водоемы)

Газ, руда (полезные ископаемые)


Таблица 13. Уровень сформированности приема обобщения у студентов экспериментальной и контрольной групп

Уровень сформиро-ванности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число студентов % соотношение Абсолютное число студентов % соотношение
Низкий 3 13% 1 4,3%
Средний 7 29% 7 29%
Высокий 14 58% 16 66,7%

 

Данные таблицы 13 показывают, что более половины студентов обеих групп владеют операцией обобщения: в контрольной группе - 58% и в экспериментальной – 66,7%. И лишь 3 студента контрольной группы и 1 студента экспериментальной группы справились с заданием на низком уровне.

Методика 4. “Классификация понятий”

Цель работы: выявить уровень сформированности приема классификации.

Материал: 5 групп слов.

Ход опыта: Испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Василий, Федор, Иван, Петров, Семеню

2. Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

3. Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

4. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

5. Секунда, час, год, вечер, минута.

Результаты методики отражены в таблице 14.

 


Таблица 14. Уровень сформированности приема классификации у студентов контрольной и экспериментальной групп.

Уровень сформированности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число студентов % соотношение Абсолютное число студентов % соотношение
Низкий 2 8,5% - 0%
Средний 7 29% 4 16,5%
Высокий 15 62,5% 20 83,5%

 

Из таблицы 14 становится ясно, что все испытуемые экспериментальной группы владеют приемом классификации – 100%, а в контрольной группе – 91,5%. В приложении представлены таблицы сформированности приемов словесно-логического мышления у испытуемых контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе экспериментальной работы по каждой методике.

Чтобы отследить результаты экспериментальной работы, составлены сравнительные таблицы 15, 16 развития приемов словесно-логического мышления до и после эксперимента в обеих группах.

 

Таблица 15. Уровень сформированности приемов словесно-логического мышления до и после эксперимента в контрольной группе

Уровень развития словесно-логического мышления

Прием выделения существенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классификации

До После До После До После До После
Высокий 5 6 7 8 14 14 15 15
Средний 6 6 6 6 7 7 7 7
Низкий 13 12 11 10 3 3 2 2

 


Таблица 16. Уровень сформированности приемов словесно-логического мышления до и после эксперимента в экспериментальной группе

Уровень развития словесно-логического мышления

Прием выделения существенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классификации

До После До После До После До После
Высокий 6 12 3 8 15 16 12 20
Средний 8 6 14 14 8 7 12 4
Низкий 10 6 7 2 1 1 - -

 

Далее данные таблиц 15, 16 переведены в процентное соотношение.

 

Таблица 17. Уровень сформированности приемов словесно-логического мышления до и после эксперимента в контрольной группе (в%)

Уровень развития словесно-логического мышления

Прием выделения существенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классификации

До После До После До После До После
Высокий 21% 25% 29% 33,4% 58,5% 58% 62,5% 62,5%
Средний 25% 25% 25% 25% 29% 29% 29% 29%
Низкий 54% 50% 46% 41,6% 12,5% 13% 8,5% 8,5%

 

Таблица 18. Уровень сформированности приемов словесно-логического мышления до и после эксперимента в экспериментальной группе (в%)

Уровень развития словесно-логического мышления

Прием выделения существенного

Прием сравнения

Прием обобщения

Прием классификации

До После До После До После До После
Высокий 25% 50% 12,5% 33,4% 62,5% 66,8% 50% 83,5%
Средний 33,4% 25% 58,3% 58% 33,3% 29% 50% 16,5%
Низкий 41,6% 25% 29,2% 8,6% 4,2% 4,2% - -

 

На этапе формирующего эксперимента мы разделили учащихся на три группы в зависимости от набранного количества баллов в предлагаемых методиках. Таблица 19 позволяет проследить уровень развития логического мышления учащихся контрольной группы и экспериментальной группы до и после экспериментальной работы.

 

Таблица 19. Уровень развития словесно-логического мышления испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента в абсолютном числе студентов и процентном соотношении

Уровень развития словесно-логического мышления

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол-во студентов

%

Кол-во студентов

%

До После До После До После До После
Высокий 3 4 12,5% 17,5% 5 9 20,1% 37,5%
Средний 18 16 75% 70% 17 15 71,9% 62,5%
Низкий 3 3 12,5% 12,5% 2 0 8,7% 0%

 

Таким образом, анализируя таблицы, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа является эффективной. В течение полугода в экспериментальной группе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число испытуемых с высоким уровнем развития словесно-логического мышления увеличился с 5 человек до 9; что составило 17,5%, а число студентов с низким уровнем развития словесно-логического мышления сократилось с 2 человек до 0, т.е. в экспериментальной группе количество групп студентов по уровню развития словесно-логического мышления сократилось до двух: высокий уровень – 37,5% и средний уровень – 62,5%.

Следует отметить, что и успеваемость студентов экспериментальной группы также несколько изменилась.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие словесно-логического мышления слабоуспевающих студентов будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс индивидуальных упражнений проблемного характера.

 

 


Заключение

 

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

В нашем исследовании мы рассмотрели понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе, определили особенности развития словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов, выявили средства развития словесно-логического мышления у слабоуспевающих студентов.

На констатирующем этапе осуществлялось изучение уровня сформированности словесно-логического мышления у студентов контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики показали, что большинство студентов экспериментальной группы не владеют приемами словесно-логического мышления. Использовалась следующая методика: были предложены тесты на выявление уровней сформированности операций логического мышления: выделение существенного, сравнение, обобщение, классификация.

Первый тест направлен на выявление способности выделять существенное. По нашим данным в экспериментальной группе на высоком уровне находятся 5%, на среднем уровне – 53,4% и низком уровне – 41,6%.

Второй тест направлен на выявление овладения операцией сравнения. На высоком уровне в экспериментальной группе высоким уровнем владеют 2,5%, средним – 58,3% и низким – 39,2%.

По итогам третьего теста, который был направлен на выявление уровня овладения обобщением, в экспериментальной группе находятся на высоком уровне 2,5%; находятся на среднем уровне 63,3%; находятся на низком уровне 34,2%.

Заключительный, четвертый тест диагностики был направлен на выявление умения классифицировать. Составив таблицу, мы увидели, что лишь 50% испытуемых экспериментальной группы владеют операцией классификации.

Полученные по комплексу методик результаты, позволили нам распределить студентов на группы с различным уровнем словесно-логического мышления.

В экспериментальной группе из 24 студентов 17 студентов составили группу с низким уровнем, 7 учеников – со средним уровнем 0 студентов – с высоким уровнем развития словесно-логического мышления.

Исходя из того, что большинство студентов экспериментальной группы находятся на среднем и низком уровне развития словесно-логического мышления, необходима специальная педагогическая работа. Для этой цели нами был разработан комплекс упражнений.

Занятия формирующего этапа эксперимента позволили нам провести целенаправленную работу по развитию приемов словесно-логического мышления в экспериментальной группе. Для этого нами проводились упражнения, словесные игры, логические задачи. Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность реализованных нами на формирующем этапе эксперимента мероприятий по развитию словесно-логического мышления у слабоуспевающих студентов.

В работе также представлены результаты изучения динамики уровня сформированности словесно-логического мышления студентов. Анализ динамики на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате специальной экспериментальной работы у испытуемых экспериментальной группы произошло повышение уровня сформированности словесно-логического мышления. Такие изменения могут рассматриваться как правильная организация процесса развития сформированности словесно-логического мышления у студентов.

В результате проведенной работы в экспериментальной группы на высокий уровень поднялись 4 человека, что составило 17,5%, студенты с низким уровнем развития словесно-логического мышления перешли в группу со средним уровнем.

Таким образом, в результате ежедневной систематической работы, проводимой в экспериментальной группе, число студентов с высоким уровнем развития словесно-логического мышления увеличился с до 9, что составило 17,5%. В экспериментальной группе учащиеся с низким уровнем развития словесно-логического мышления перешли в группу со средним уровнем, а в контрольной группе количество студентов, имеющих низкий уровень развития мышления, осталось прежним – 3 человека.

Студенты экспериментальной группы стали лучше владеть мыслительными операциями сравнение и обобщение, некоторые используют конкретизацию, а абстрагирование и классификация применяются неосознанно, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения, обобщения и конкретизации является основой понимания учебного материала. Также произошли изменения в успеваемости студентов экспериментальной группы.

Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных в экспериментальной и контрольной группах, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность развития сформированности словесно-логического мышления у слабоуспевающих студентов.

Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 


Библиография

 

1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А. Анастази.- М.: Просвещение, 1982. – 85 с.

2. Ариес, Ф. Возрасты жизни [Текст]/ Ф. Ариес// Философия и методология истории. - М.: Просвещение, 977. – 125 с.

3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКСМО, 2007.- 416 с.

4. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст]/А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. – 46 с.

5. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]/ В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с.

6. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова - М.: Просвещение, 1979.- 345 с.

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. [Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. –146 с.

8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]/П.Я.Гальперин. - М.: Просвещение, 2000. – 312 с.

9. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]/М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

10. Гетманова, А.Д. Занимательная логика для школьников [Текст] / А.Д. Гетманова. - М.: Просвещение, 1998. – 52 с.

11. Гетманова, А.Д. Логика. Словарь и задачник [Текст]/А.Д.Гетманова. - М.: Просвещение, 1998. – 79 с.

12. Гордеева, Н.Д. Функциональная структура действия [Текст] / Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1982. – 118 с.

13. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. - Л.: Лениздат, 1988. – 285 с.

14. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи [Текст] /НИ Жинкин// Вопросы языкознания. -1964. -№ 6.

15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст]/Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1982. – 421 с.

16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А.Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 36 с.

17. Ивин, А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения [Текст]/А.А.Ивин. - М.: Просвещение, 1996. – 229 с.

18. Как заниматься самовоспитанием. А.И. Кочетов, Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 39 с.

19. Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления [Текст] / А.П. Калошина, Г.И. Харичева // Советская педагогика. — 1975. — № 4.

20. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с.

21. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя [Текст]/И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 85 с.

22. Крайг, А. Психология развития [Текст]/А. Крайг. - Питер, 2000. – 119 с.

23. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения [Текст]/Н.К.Крупская. - М.: Просвещение, 1960. – 238 с.

24. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] /В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. – 164 с.

25. Кузина, Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения [Текст]/Е.Б.Кузина. - М.: Просвещение, 1996. – 52 с.

26. Кулюткин, Ю.Н. Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых [Текст]/Ю.Н. Кулюткин// Советская педагогика — 1976. — № 2.

27. Кэрролл, Л. Логическая игра [Текст]/Л.Кэрролл. - М.: Просвещение, 1991.

28. Логика. Логические основы общения / В.Ф. Берков и др. - М.: Просвещение, 1994. – 143 с.

29. Маслов, А.С. Психологические процессы [Текст]/А.С.Маслов. - М.: Просвещение, 1994. – 426 с.

30. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/А.М.Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972. – 280 с.

31. Матюшкин, А.М. Психология мышления [Текст]/А.М.Матюшкин. - М.: Просвещение, 1965. – 85 с.

32. Меськов, В.С. Логика. Наука и искусство [Текст]/В.С. Меськов, О.Ю. Карпинская. - М.: Просвещение, 1993. – 274 с.

33. Минто, В. Дедуктивная и индуктивная логика [Текст]/В.Минто. - СПб: Питер, 1995. – 395 с.

34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2000. – 229 с.

35. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1999. – 239 с.

36. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] /Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 221-229.

37. Немов, Р.С. Практическая психология: Учеб. Пособие [Текст] /Р.С.Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1997. – 276 с.

38. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] /Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-560 с.

39. Николаев, И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики [Текст]/ И.В. Николаев. - СПб.: Питер, 1998. – 427 с.

40. Николаев, И.В. Логика (дедуктивная, индуктивная, диалектическая) [Текст] / И.В. Николаев. - СПб.: Питер, 2001. – 327 с.

41. Новиков, А.Г. Логика в социальных парадоксах [Текст]/А.Г.Новиков. - Якутск, 1993. – 379 с.

42. Онушкин, В.Г. Образование взрослых как предмет исследования [Текст]/В.Г.Онушкин, Ю.Н. Кулюткин// Советская педагогика. — 1981. — № 6.

43. Основные законы и формы мышления. Логический практикум / под ред. М.Ю. Казаринова. СПб.: Питер, 1997. – 257 с.

44. Петров, Ю.А. Азбука логического мышления [Текст]/Ю.А.Петров. - М.: Просвещение, 1991. – 327 с.

45. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст]/ Ж. Пиаже// Избр. Психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. – 85 с.

46. Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости [Текст]/ С.Е. Пиняева, Н.В. Андреев// Вопросы психологии. — 1998. — № 2.

47. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007.- с. 371-375.

48. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. - М.: Просвещение, 1990. – 458 с.

49. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск: Вышэйшая школа, -1970. – 85 с.

50. Рассуждая логически... / Сост. А.Ю. Котова. - М.: Просвещение, 2001. – 46 с.

51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1. [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. – 257 с.

52. Светлов, В.А. Практическая логика. Как следует мыслить. Как следует убедительно говорить и писать. Как следует принимать эффективные решения. Как следует общаться и разрешать конфликты. О чем рассказывают нам сказки и мифы [Текст]/В.А.Светлов. - СПб: Питер, 1995. – 275 с.

53. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление [Текст]/А.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 1968. – 26 5с.

54. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст]/О.К.Тихомиров. - М.: Просвещение, 1998. – 66 с.

55. Яшин, Б.Л. Задачи и упражнения по логике [Текст]/Б.Л.Яшин. - М.: Просвещение, 1996. – 159 с.



2019-07-03 235 Обсуждений (0)
Анализ эффективности реализованных мероприятий по формированию словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ эффективности реализованных мероприятий по формированию словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)