Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм инвестирования природоохранных мероприятий



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Механизм инвестирования природоохранных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В практике деятельности сложились различные механизмы инвестирования природоохранных мероприятий. Следует сказать, что инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

создание юридического лица;

приобретение имущества или имущественных прав, а именно доли в уставном фонде, недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; и других основных средств [36].

Важнейшую роль в осуществлении инвестирования природоохранных мероприятий играет государство как путем законодательного регулирования природоохранной инвестиционной деятельности, так и путем направления инвестиций из:

средств централизованного государственного бюджета;

местных бюджетов;

внебюджетных фондов;

ведомственных инвестиционных фондов.

Инвестирование бюджетных средств в Республике Беларусь осуществляется в пределах средств, запланированных в бюджете и осуществляется на основании "Положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ". Программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс производственных, организационных, экономических, социальных и других мероприятий (заданий), а также мероприятий (заданий) по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Формирование, организацию выполнения и контроль за ходом реализации программ осуществляют их государственные заказчики, которые в установленном порядке определяются Советом Министров Республики Беларусь. [41, с. 20].

Направление инвестиций в рамках государственных программ осуществляется государственным заказчиком совместно с заинтересованными за счет собственных средств, средств инновационных и других фондов, установленных законодательством, кредитов банков, других заемных средств, а также в порядке, установленном законодательством - за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Предложения по объемам инвестирования за счет средств республиканского бюджета государственный заказчик ежегодно представляет в Министерство финансов, Министерство экономики, а по разделу научного обеспечения программ - в Государственный комитет по науке и технологиям. Порядок инвестирования за счет иных источников определяется государственным заказчиком на основании заключенных договоров с их инвесторами. В инвестировании могут принимать участие иностранные инвесторы.

Направление инвестиций осуществляется на основании договоров, заключаемых в порядке, установленном законодательством, между государственным заказчиком и организациями - исполнителями мероприятий (заданий) программы.

Выполнение работ по организационному сопровождению программы может включаться в программу в виде мероприятия (задания) программы, на финансирование которого могут направляться средства республиканского бюджета в размере до 3 процентов от общего объема финансирования мероприятий раздела научного обеспечения программы [41, с.22].

После утверждения программы государственный заказчик в месячный срок должен заключить договоры с организациями-исполнителями на выполнение мероприятий программы. В заключаемых договорах предусматриваются условия инвестирования, а также ответственность сторон, включая обязательства по возврату виновными в бюджет в порядке, установленном законодательством, неэффективно использованных бюджетных средств в случае их нецелевого использования.

Приемка результатов программ осуществляется государственным заказчиком программы в месячный срок после завершения работ по конкретному мероприятию. В этих целях государственный заказчик создает комиссию из ответственных работников своего аппарата, ведущих ученых и специалистов республики в соответствующей области. Результаты приемки оформляются актом, утверждаемым государственным заказчиком программы в соответствии с договором на выполнение мероприятия программы [41, с.23].

Организация работы по извлечению вторичных материальных ресурсов из отходов производства и потребления позволяет существенно поддерживать ресурсный потенциал страны и ее экономику.

Стратегически важной задачей является внедрение в республике принципа "Расширенной ответственности производителя (РОП)", направленного на снижение вредного воздействия, оказываемого произведенным (импортируемым) продуктом, путем возложения ответственности за наносимый окружающей среде ущерб на производителей и импортеров такого продукта. Признанный стратегическим в экологической политике всех стран мира принцип РОП законодательно введен в разработанный Минприроды Закон Республики Беларусь "Об обращении с отходами".

В настоящее время используется 72% отходов производства (без учета галитовых отходов и глинисто-солевых шламов).

Высоким уровнем использования в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей отрасли отличаются отходы растительного и животного происхождения.

Увеличились объемы использования отходов гальванических производств. В 2006 году на Петриковском керамзитовом заводе было использовано более 5 тыс. тонн железокальциевого шлама Белорусского металлургического завода, т.е. отходов 3 класса опасности, которые ранее подлежали захоронению. Из них получено более 20 тыс. кубометров модифицированного керамзита.

Наметилась устойчивая тенденция роста объемов извлечения вторичных материальных ресурсов из состава коммунальных отходов традиционными способами. За последние 2 года в республике создано 93 станции сортировки твердых коммунальных отходов с целью извлечения из состава вторичных материальных ресурсов и захоронения балластного остатка на полигонах.

Начата работа по реализации Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, на 2007-2010 гг. и на период до 2028 г.

На основании анализа ситуации в области обращения со стойкими органическими загрязнителями разработаны Мероприятия Национального плана. Реализация мероприятий Национального плана осуществляется за счет средств бюджетного фонда охраны природы, частично за счет средств республиканского бюджета, а также за счет собственных средств организаций.

В целях обеспечения выполнения обязательств Республики Беларусь по Стокгольмской конвенции в рамках осуществления мониторинга окружающей среды в 2007 году было отобрано 372 пробы воды и почвы, из них в 283 пробах выполнялся анализ содержания хлорсодержащих пестицидов (альдрин, диэлдрин, эндрин, гептахлор, ДДТ и его метаболиты), в 94 - полихлорированных бифенилов.

Контроль содержания пестицидов проводился в поверхностных водах (68 проб), в том числе на трансграничных участках рек, подземных водах в местах захоронения пестицидов и в водозаборах питьевого водоснабжения (54 пробы), в почвах земель сельскохозяйственного назначения (98 проб) и в местах складирования непригодных пестицидов (63 пробы). Всего выполнено около 1415 анализов.

В поверхностных и подземных водах хлорсодержащие пестициды отсутствуют, лишь в отдельных пробах подземных вод в местах расположения Поставского, Дрибинского и Петриковского захоронений пестицидов обнаружен гептахлор в концентрациях, составляющих тысячные доли ПДК.

В ходе мониторинга почв сельскохозяйственного назначения, а также почв в местах складирования непригодных к использованию пестицидов выявлено содержание пестицидов, относящихся к стойким органическим загрязнителям (ДДТ, диэлдрин и эндрин), соответственно в 30% и 24% от общего количества проанализированных проб.

Концентрация ДДТ в пробах почвы сельскохозяйственного назначения не превышала количества, составляющего 0,03 - 0,06 установленной предельно допустимой концентрации (ПДК). Содержание диэлдрина и эндрина обнаружено в двух пробах в концентрациях на порядок и более низких, чем ДДТ.

В 24% пробах почв с мест складирования непригодных к использованию пестицидов зафиксировано содержание ДДТ в пределах 10 - 50 мкг/кг почвы (0,01 - 0, 5 ПДК), в отдельных пробах почвы обнаружены эндрин и эльдрин в диапазоне концентраций 1-10 мкг/кг.

Мониторинг содержания полихлорированных бифенилов осуществлялся в подземных водах в районах расположения полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), полей фильтрации и других источников воздействия на подземные воды, а также в пробах поверхностных вод трансграничных участков рек Республики Беларусь.

Из 94 проб (более 650 определений), которые анализировались на содержание ПХБ, присутствие указанных химических веществ установлено в 1 пробе подземных вод, отобранной в районе расположения Тростенецкого полигона ТКО. Превышений установленных нормативов содержания ПХБ в поверхностных и подземных водах не зафиксировано.

В целом по результатам мониторинга ситуацию с содержанием стойких органических загрязнителей в окружающей среде можно оценить как благополучную: наличие этих веществ выявляется лишь в отдельных пробах в местах захоронений и складирования непригодных к использованию пестицидов в концентрациях не превышающих установленных нормативов их содержания [32].

Природоохранная инвестиционная деятельность предприятий и организаций Республики Беларусь осуществляется в соответствии и нормами Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь и может осуществляться за счет собственных и привлеченных средств. Основными источниками собственных средств являются прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и средства амортизационного фонда предприятия. Инвестирование природоохранных мероприятий в этом случае осуществляется путем приобретения, капитального ремонта, модернизации основных средств и нематериальных активов.

В случае осуществления предприятиями и организациями Республики Беларусь инвестиционной деятельности за счет привлечения заемных средств на платной и возвратной основе необходимо обоснование эффективности инвестиционного проекта. Механизм обоснования экономической эффективности инвестиционного проекта определен в Постановлении Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 г. № 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов", согласно которому разработка и реализация инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до его завершения может быть представлена в виде цикла, состоящего из четырех стадий: прединвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной и ликвидационной.

Прединвестиционная стадия включает следующие виды деятельности:

подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов инвестиционного проекта;

определение схемы и источников финансирования инвестиционного проекта;

поиск инвесторов.

В случае, если целью реализации природоохранного инвестиционного проекта является выпуск продукции, ключевым моментом разработки инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять. решение о целесообразности производства конкретного вида продукта.

Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки оборудования и технологий.

С учетом результатов исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объема инвестиций, прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится опенка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование; строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию.

Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта, выполнение работ по его реконструкции, модернизации, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению.

На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта [35].

С целью стимулирования природоохранной деятельности предприятий и организаций законодательством Республики Беларусь предусмотрены льготы для предприятий и организаций.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 г. № 215 "О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания" налоговые отчисления предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей за выбросы в окружающую среду уменьшается на сумму освоенных капитальных вложений, направляемых на природоохранные цели за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета на эти цели [39].

Также Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2006 г. № 142 определен перечень основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость. Данный перечень включает в себя:

основные средства систем оборотного и повторного водоснабжения;

основные средства, предназначенные для сбора, транспортировки, очистки сточных и дренажных вод;

средства обработки и утилизации животноводческих стоков;

средства регулирования гидрологического режима водных объектов, а также объекты основных средств рыбозащитных сооружений на водозаборах и гидротехнических сооружениях;

средства очистки, нейтрализации, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

средства предотвращения выбросов озоноразрушающих веществ, рециклинга;

средства рекуперации паров нефтепродуктов на автозаправочных станциях и объектах по приемке и хранению нефтепродуктов;

средства снижения и устранения шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иных вредных физических воздействий на окружающую среду;

оборудование для сбора, разделения на виды (сортировки), размещения и (или) обезвреживания отходов, а также для использования отходов в качестве вторичного сырья;

средства охраны и воспроизводства животного мира (рыбопитомники, рыбопропускные сооружения, вольеры и фермы по разведению диких зверей и птиц);

средства охраны заповедников и национальных парков, ведения в них научной деятельности;

средства проведения всех видов мониторинга, осуществления аналитического контроля в области окружающей среды, контроля за озоноразрушающими веществами, выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросами сточных вод, загрязнением земель [39].

Также согласно законодательству Республики Беларусь основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки не подлежат обложению налогом на недвижимость [23, с.51].

Кроме этого, земельные участки, занятые прибрежными полосами или являющиеся природоохранной территорией не облагаются земельным налогом [24, с.83].

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Республики Беларусь включает взаимодействие с международными донорскими организациями, включая:

Программу Европейского Сообщества TACIS;

Глобальный экологический фонд (ГЭФ);

Организацию ООН по экологической политике (UNEP);

Всемирный Банк;

Программу развития ООН (ПРООН);

ОБСЕ;

Центр Исследования Международного Развития;

Королевское общество охраны птиц;

Шведское Агентство охраны окружающей среды;

Датское Агентство по ООС;

Министерство сельского хозяйства, природного управления и рыбоводства Нидерландов;

Секретариат Конвенции по борьбе с опустыниванием;

Фонд М. Отто;

Фонд Институционального развития и Первый Польский природоохранный фонд [32].

Интересным представляется также практика мирового опыта внешнеэкономических взаимоотношений, называемая "долги в обмен на природу", механизм которой реализуется Всемирным фондом дикой природы. Механизм схемы "долги на природу" следующий: кредитор договаривается со страной должником о сделке, по которой кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в своей стране в охрану природы и устойчивое природопользование. Такая реструктуризация долгов оказалась реальным стимулом для западных кредиторов при списании части долгов целого ряда стран, включая Польшу и Болгарию. Такая схема уже была успешно реализована во многих странах, причем далеко не только бедных: Африка - 8 стран (Мадагаскар, Замбия и др.), Азия - 4 страны (в том числе - Филиппины), почти все страны Латинской Америки (включая Боливию, Коста-Рику, Эквадор, Мексику, Перу и др.). В Польше реализация схемы "долги на природу" и создание независимого неправительственного экофонда внесло большой вклад в решение проблемы государственного долга. Долги Польши 16 западным странам составляли примерно 18 млрд. долл. США, после соглашения о реструктуризации в рамках Парижского клуба в 1991 году долги были сокращены на 50%, при условии, что они будут выплачены к 2010 году, а 10% будут использованы на реализацию экологических проектов [33, с.7].

В заключение вопроса следует повторить, что в практике осуществления инвестиционной деятельности, направленной на охрану окружающей среды, существуют различные механизмы. В Республике Беларусь инвестирование природоохранных мероприятий осуществляется государством за счет средств бюджета и внебюджетных источников и предприятиями и организациями государственной и негосударственной форма собственности с использованием собственных и заемных средств. В мировой практике получили распространение различные механизмы финансирования экологических инвестиций


2. Анализ и оценка инвестиций на природоохранные мероприятия на примере ОДО "Гута"

 



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Механизм инвестирования природоохранных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм инвестирования природоохранных мероприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)