Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути повышения уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Пути повышения уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Почему повышению капитализации страховой отрасли уделяют повышенное внимание и сами страховщики, и государство? Проблему можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, размер капитала страховой компании определяет максимальный размер страхового риска, который каждая компания может принимать на собственное удержание: больший риск компания обязана отдать в перестрахование. Во-вторых, от капитализации страховщика прямо зависят его устойчивость и платежеспособность, а следовательно, доверие к нему со стороны страхователя.

Несмотря на то что совокупный уставный капитал страховых компаний достиг в 2005 году своего максимума, увеличившись с 0,5 млрд руб. в 1994 году до 150 млрд руб. в 2005 году, капитализация всей российской страховой отрасли соизмерима с капитализацией шестого по мощности страховщика Западной Европы.

В Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие акты законодательства Российской Федерации» целая статья посвящена вопросу повышения капитализации страховых компаний. Так, предусматривается увеличение базового уставного капитала. Кроме того, при осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, вводится коэффициент 2 от базового размера уставного капитала, а при осуществлении исключительно перестрахования – 4.

Предусмотрено, что для одновременного осуществления нескольких видов страхования компания должна обладать уставным капиталом, складывающимся из минимальных уставных капиталов, установленных для каждого из осуществляемых видов страхования.

Страховщики обязаны будут довести свои уставные капиталы до размеров, определенных в законопроекте, до 1 июля 2007 года. У компаний, не выполнивших данное требование, департамент страхового надзора будет отзывать лицензию на осуществление страховой деятельности без соответствующего предписания.

Проблема увеличения капитализации страховой отрасли отражена и в правительственной концепции развития страхования в Российской Федерации. Там записано, что «в целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования».  

Для многих страховщиков перестрахование является основным способом гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. К сожалению, законодательное обеспечение перестраховочной деятельности еще более несовершенно: не определены ни стандартные положения договоров перестрахования, ни правила делового оборота российского рынка перестрахования.

В условиях значительного повышения тарифа на перестрахование перспективы развития российского перестраховочного рынка лежат в области создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования. Предполагается, что эти меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.

В связи с этим вполне своевременно новое положение законопроекта, определяющее, что страховщики могут объединяться в страховые и перестраховочные пулы – товарищества без образования юридического лица на основе договора о совместной деятельности.

Рост капитализации самым благоприятным образом повлияет и на привлекательность страховой отрасли для потенциальных инвесторов. Вместе с тем повысится и роль самих страховщиков как институциональных инвесторов.

Однако это произойдет не сразу. Например, по результатам 2005 года инвестиции 150 крупнейших страховщиков, которые собирают около 90% всех взносов, составили около 160 млрд руб. – лишь 2,6% всех инвестиций российских предприятий в экономику РФ. Так что говорить о страховых резервах как о существенном инвестиционном факторе пока преждевременно. С другой стороны, прибыль, получаемая от страховой деятельности, сейчас находится на уровне ниже среднего, каких-либо льгот по повышению капитализации страховых компаний не предусмотрено, и поэтому интерес к ним потенциальных инвесторов достаточно низок [8].

Таким образом, увеличение капитализации страховых компаний является составной частью целого комплекса проблем, которые предстоит решить в целях дальнейшего развития страхового рынка. Принятая правительством концепция наметила, а изменения и дополнения в закон «Об организации страхового дела в РФ», конкретизируют основные подходы к их решению.

До недавнего времени страховщики могли формировать свои резервы, что называется, «на глазок». Следует заметить, что резервы формируются из остатков страховых премий. Часть премии идет на ведение дела, часть отдается агентам, а остаток поступает в резерв. Такой порядок был заведен в связи с отсутствием каких бы то ни было достоверных статистических данных. Из-за этого страховщики при расчете величины страховых резервов использовали методики теоретического подсчета. Но теория всегда расходится с практикой. Это подтверждает более чем 200-летний опыт западных страховых компаний.

Что касается возможности выхода отечественных страховых компаний на мировой страховой рынок, то, как мы уже отмечали, общий уровень капитализации российского страхового рынка очень низок, а требованиям Европейского союза к платежеспособности соответствуют около 40 страховщиков, или менее 3,5% общего числа профучастников. К такому выводу пришло рейтинговое агентство Fitch Ratings в обзоре основных проблем российского страхового сектора [39]. 

Одной из фундаментальных проблем страхового рынка России в Fitch считают его низкую рыночную капитализацию: по данным ФССН, размер акционерного капитала российских страховых компаний составлял на 1 января 2005 г. $5 млрд. А реальный объем собственных средств страховщиков – без учета дутого капитала с использованием вексельных и иных финансовых схем – Fitch оценивает в $1,5 млрд.  

Другая серьезная проблема российского рынка – соответствие страховщиков нормативам платежеспособности. Fitch решило проверить, сколько компаний отвечают стандартам Solvency I, к которым стремится привести рынок и ФССН. Результаты плачевные: лишь около 40 из 1200 страховых компаний, зарегистрированных в России на 1 июля 2005 г., капитализированы и платежеспособны по европейским меркам. Страховщиков, попавших в число этих 40 компаний, аналитик не называет.  

Не обошло вниманием Fitch и псевдостраховые схемы. Так, доля псевдостраховых операций в $3,7 млрд премий по страхованию жизни – $3,55 млрд, в $3,4 млрд страхования от огня и строительно-монтажных рисков — $2,4 млрд. Из $407 млн сборов по страхованию ответственности лишь $70 млн пришлись на реальный рынок [39, 22].

Проанализируем место России в мировом страховом рынке. Несколько цифр по итогам 2005 г. [22]:

· в 2005 г. Россия занимала долю в полпроцента (0,48%) мирового рынка - рядом с Австрией, Бразилией, Финляндией и Гонконгом;

· по темпам роста объема страховых премий при переходе от 2004 г. к 2005 г. она занимала 3-е место в группе быстро растущих национальных страховых рынков. Самый высокий темп роста объема страховых премий с учетом инфляции наблюдался на Украине - 95,5%, во Вьетнаме - 30,8%, в Российской Федерации - 26,7%. Дальше идут следующие страны - Багамы (26,4%), Тайвань (25,7%), Китай (25,3%) и т.д.;

· по плотности страхования - показателю страховой премии на душу населения - Россия в 2003 г. находилась на 55 месте, ниже, чем такие страны как Намибия, Ямайка, Ливан, уровень развития экономики которых явно уступает России.

Проведем сравнение российского страхового рынка со странами Центральной и Восточной Европы. Выбор этих стран обусловлен тем, что они находятся на близких условиях рыночной экономики переходного периода.

По итогам 2005 г. по объему собранной страховой премии российский страховой рынок являлся крупнейшим среди рынков стран ЦВЕ и чуть-чуть уступал в размере премий всем этим странам вместе взятым.

Показатель глубины рынка, т.е. отношение совокупной страховой премии к ВВП, в большинстве стран ЦВЕ составляет около 3% ВВП. В Болгарии, Румынии и странах Балтии этот показатель в 2005 г. находился в интервале 1,5-2,0% ВВП. В Словении и Чехии он превышал 4% порог (в Словении – 5,23%, в Чехии – 4,48%) и приближался к уровню стран с развитой рыночной экономикой. В России этот показатель, рассчитываемый на основе официальной отчетности, в 2005 г. был равен 3,25%, а в 2004 г. - только 2,81%.

Плотность страхования (страховая премия на душу населения) в странах ЦВЕ различна и существенно связана с уровнем дохода на душу населения. Выделяется группа стран с менее низким доходом (Болгария, страны Балтии, Сербия, Черногория, Румыния и Украина), для которых этот показатель близок к 55 долл. США на человека. В группу более богатых стран ЦВЕ входят Венгрия, Польша, Словакия. Их показатель – страховая премия в размере примерно 200 долл. США на человека. В группу самых богатых стран ЦВЕ входят Чехия (страховая премия в размере 370 долл. США на человека) и Словения (страховая премия в размере 730 долл. США на человека). В России плотность страхования в 2004 г. составила около 120 долларов США, а в 2005 г. – около 130 долларов США на душу населения [53].

По мнению специалистов, на общем фоне стран ЦВЕ российский страховой рынок занимает достаточно прочные позиции и имеет хорошие перспективы развития.

На 01.01.2005 года доля иностранного капитала в российском страховом рынке составляла 3,68%.

По мнению экспертов, существует достаточно много веских причин инвестиционной привлекательности российского страхового рынка:

· согласно прогнозам в России продолжается устойчивый рост ВВП;

· высокие цены на нефть способствуют притоку денежных средств;

· налицо хороший уровень прибыли на собственный капитал в течение прошлого и текущего периодов ( 5-25%);

· российский рынок является одним из наиболее прибыльных рынков в мире;

· в российском секторе розничных услуг наблюдается более низкий уровень конкуренции по сравнению со странами с более развитой или развивающейся экономикой;

· российские клиенты заинтересованы в высококачественных услугах и товарах;

· в России наблюдаются превосходные тенденции сбыта;

· пока в России низкий уровень конкуренции;

· в России есть 89 регионов с совершенно неравномерным их развитием;

· налоговая среда приемлема для западных компаний;

· законодательство обычно удовлетворяет интересам западных компаний;

· более 90% западных фирм утверждает, что уровень компетенции персонала в России - один из самых высоких в мире;

· пока в России наблюдается политическая стабильность.

Заметим, что еще совсем недавно большинство из этих факторов, взятые со знаком минус, рассматривались как факторы инвестиционной непривлекательности.

В таблице 2.5 приведены основные данные о главных, на сегодня, игроках на российском страховом рынке.

Таблица 2.5

Главные игроки на российском рынке страхования [53]

 

Компания Владелец Комментарий Активы, $ млн. Страховые резервы, $ млн. Акции, тыс.
Ингосстрах Сибнефть, Сибал и Нафта-Моска контролируют 84% капитала, часть акций - в руках трудового коллектива Компания - лидер на рынке атострахования (ее доля в нем - 20%) 354 296 3 322
ПСК НИКойл Контролирует 30% рынка страхования жизни 299 276 16 611
РОСНО Группа Allianz контролирует 45%, группа "Система" остальную часть капитала Контролирует 5-10% рынка во всех сегментах 292 249 14 352
Альфа-Страхование Группа Альфа 2-ое место на рынке страхования жизни 275 210 41 528
Росгосстрах Тройка-Диалог контролирует 49% Компания активна в сегментах страхования имущества и автомобилей 139 85 15 191
Интеррос-Согласие Интеррос 1-ое место на рынке страхования ответственности 106 73 26 618
Прогресс-Гарант ЮКОС "Карманная компания" 119 67 542
ВСК Менеджмент владеет 51% акций Компания контролирует долю в 4-7% от различных рынков 79 48 23 256
РЕСО-Гарантия МДМ-банк (менеджмент владеет 51% акций) 2-ое место на рынке автострахования 67 42 23 256
Энергогарант РАО "ЕЭС" Классический страховщик жизни 72 40 23 256

 

Крайне важную роль в повышении финансовой устойчивости играет развитие системы перестрахования. Однако чрезмерная передача рисков в перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками своих обязательств по договорам перестрахования. Кроме того, заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала, что вызывает необходимость государственного регулированиям перестраховочной деятельности, а также необходимость формирования структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять значительную часть рисков, а, следовательно, и перестраховочные премии внутри страны.

Развитие национального перестраховочного рынка напрямую зависит от развития общей системы страховых отношений. В этой связи возникает задача разумного и гибкого сочетания интересов зарождающегося рынка отечественного перестрахования с возможностью получения надежной перестраховочной защиты на мировых рынках. Отечественный рынок перестрахования интегрирован в мировой значительно существенней, чем принято полагать.

В России перестрахованием занимаются около 500 компаний. Из них около 30 – это перестраховочные общества, а остальные – страховые компании.

По существующим нормам рынка страховщики обязаны передавать в перестрахование все свои риски, превышающие 10% от размера уставного капитала компании – по нормативу департамента страхового надзора Минфина. А поскольку капитализация российских компаний пока очень мала, им приходится перестраховывать практически все свои мало-мальски значимые риски. По мнению страховых аналитиков, небольшие и средние страховые компании чаще всего стремятся перестраховать свои риски на условиях «взаимного» перестрахования, чтобы не нести «лишних» расходов. В отличие от них крупные страховщики заинтересованы прежде всего в надежности перестраховки [38].  

Взаимное страхование сводится к тому, что компании практически формально «обмениваются» рисками, перестраховывая их друг у друга. В деньгах при таком «перестраховании» никто не теряет, и на молодом российском рынке это весьма распространено. Впрочем, практика показывает, что подобным же образом устроены все растущие страховые рынки, а понимание опасности подобного способа действий как для клиентов, так и для самих страховых компаний приходит со временем. Особенно опасно взаимное перестрахование, если контрагенты являются конкурентами. Профессионалы называют такое перестрахование «рисковым»: ведь риски размещаются не в тех компаниях, которые обладают ресурсами и сбалансированной перестраховочной программой, а у партнера в известной степени «случайного», который плохо управляет своей убыточностью и поведение которого при наступлении страхового случая малопредсказуемо.

Однако прослеживается тенденция, обнадеживающая профессиональных перестраховщиков: если в 1999 году за перестрахование надо было предложить клиенту 50% перестраховочного «отката», то сейчас многие компании стали понимать, что им важнее гарантированные выплаты, нежели «экономия» на перестраховке, и обращаются в специализированные перестраховочные компании.  

Надо сказать, что перестраховщики во всем мире являются одновременно и конкурентами, и партнерами, потому что, как правило, крупные риски страховщик распределяет между многими перестраховочными компаниями. На этом тесном рынке все связаны взаимными обязательствами по перестрахованию. При этом российский рынок (аналогично страховому) пока что стоит особняком и не избалован вниманием западных компаний. Иногда западные страховщики обращаются через международных страховых брокеров к нашим крупнейшим игрокам – «Ингосстраху» или ВСК с предложением о перестраховании рисков. Но это скорее исключение.

Страховые аналитики тем не менее довольно оптимистично оценивают перспективы российского перестраховочного рынка. Во-первых, финансовое положение западных «монстров» в значительной степени подвержено биржевым колебаниям стоимости их акций. Этого не скажешь о наших компаниях. Во-вторых, западные компании предельно бюрократизированы, точно следуют «букве договора» и в небесспорных случаях не идут на компромисс. Наши же перестраховщики допускают в ряде случаев «компромиссные выплаты» – чтобы удержать клиента и для поддержания бизнеса. Западный же перестраховщик не очень заинтересован в нашем рынке, составляющем мизерную долю от его совокупного портфеля: потеряешь – будет меньше проблем. А российский перестраховщик 95% дохода получает от местного рынка и кровно в нем заинтересован.

Какие же риски могут принять на себя российские перестраховщики? По мнению рыночных экспертов, их средний «лимит удержания» по единичному риску не превышает $200 000 – $300 000. Ограничение связано со слабой капитализацией нашего перестраховочного рынка. При этом некоторые сообщения об увеличении уставных капиталов компаний чаще всего не приводят к росту лимита удержания: либо компании надоело рисковать, либо декларированный рост капитализации не соответствует реальности, а является чистой пиар-акцией.

Реальная емкость российского рынка перестрахования оценивается специалистами в $5 млн – $7 млн. Такой риск, как правило, распределяется между 20 – 25 перестраховщиками (если его распределить между всеми 500 компаниями, работающими на рынке, то он никогда не будет выплачен). Эксперты считают, что при создании на рынке нормальных перестраховочных пулов его емкость могла бы возрасти еще в полтора-два раза [38].

Указанным выше способом распределяются крупные «факультативные» (эксклюзивные) риски. Что же касается «обязательного» покрытия, то крупные российские страховщики и перестраховочные общества чаще всего покупают его у западных игроков. Тем самым они играют роль посредников, которые в случае необходимости крупных выплат становятся заложником позиции западного страховщика: если тот отказывается платить, нашему перестраховщику угрожает банкротство.

Отечественное сообщество профессиональных перестраховщиков представляет собой довольно пеструю картину. Есть среди них такие гиганты, как, например, «Надежда Ре» или «Универс Ре» (см. таблицу). При этом на рынке их не слышно и не видно. По мнению конкурентов, это компании, скорее всего, занимающиеся «схемотехникой» обналичивания (по аналогии со страховщиками, занимающимися «серыми» зарплатными схемами). Такие компании, как правило, имеют большие обороты, но маленькую маржинальную прибыль. Классическое перестрахование, как и классическое страхование, может дать по крайней мере в несколько раз более весомый результат. Из приведенного перечня перестраховщиков около 10 компаний занимаются в чистом виде «схемотехникой». Есть в списке и так называемые кэптивные компании, на 80 – 90% обслуживающие крупные ФПГ. Это «Индустриальная Ре» (ЛУКОЙЛ), «Мегарусс Ре» (группа «Мегарусс», страхующая космические риски), «Невская ПК» (группа «ЖАСО», занимающаяся страхованием железнодорожных пассажиров), «Средневолжская Ре» (группа «Энергополис»), не говоря уже о «РОСНО-Центр», «НАСТА Ре» и «Росстрах Ре».

Так называемых рыночных перестраховочных обществ остается немного: из них только «Москва Ре», «Азиятранс Ре» и «Национальное Ре» не перестраховываются на Западе, то есть не являются своеобразными перестраховочными «брокерами» (как, например, «Транссиб Ре», «Русское Ре» и «Находка Ре») [76].

В любом случае при оценке надежности перестраховщика надо оценить размер получаемой им маржинальной прибыли, а не объемы поступлений, число сотрудников и размер клиентского портфеля. По нашим сведениям, в обществе «Москва Ре» работают около 80, а в «Транссибе Ре» около 30 человек. Вместе с тем у крупнейших рыночных перестраховщиков клиентами являются большинство страховых компаний – как правило, распределяющих свои риски между многими перестраховщиками.

 



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Пути повышения уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути повышения уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)