Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и место раздела «Ручная вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Роль и место раздела «Ручная вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.

В достижении этой важной для российской школы педагогической цели ведущую роль традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаяся материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи к труду средствами образовательной области "Технология", которая в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики. Эта область качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки школьников в новых социально-экономических условиях с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования.

Образовательная область "Технология" является необходимой компонентой общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно, применять в практической деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области "Технология" обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию.

Основным общим педагогическим предназначением образовательной области "Технология" в системе общего образования является обеспечение эффективного социально-трудового становления школьника; формирование у него культуры труда; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; формирование гуманистически ориентированного природосообразного мировоззрения и преобразующего мышления.

В системе составляющих общего образования образовательная область "Технология" выполняет важные функции развития учащихся, которые связаны с тем, чтобы:

- сформировать внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;

- сформировать систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;

- способствовать трудовому, этическому, эстетическому, экологическому, предпринимательскому, графическому и информационному образованию и развитию;

- ознакомить с различными видами профессиональной деятельности и способствовать их профессиональному самоопределению;

- обеспечить выявление и развитие творческих способностей в созидательной и преобразовательной деятельности, формирование и расширение познавательных интересов;

- предоставлять возможность для самореализации, самоутверждения и социализации в коллективе сверстников в период обучения.

Выполняя свое предназначение, образовательная область "Технология" вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе способности и потребности к физическому, умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Сформированные у школьников при изучении образовательной области "Технология" знания, умения и навыки создают предпосылки для сохранения и развития национальных видов, традиций и особенностей труда и культуры народов России, закладывают фундамент социально-экономического развития страны.

Образовательная область "Технология" играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Построенная на практическом изучении распространенных технологий, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи образовательной области "Технология".

Основной целью образовательной области - "Технология" является наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка на основе научных знании к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни.
 Общей задачей образовательной области "Технология" является формирование у школьников умений осваивать и владеть разнообразными способами и средствами преобразования материалов, энергии, информации, биологических объектов, учитывать возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

В процессе технологической подготовки учащихся с I по XII класс с учетом потребностей школьников и возрастных особенностей их развития должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

- становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурного деятельностного досуга;

- расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

- развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

- развитие графической грамотности;

- формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективной работы, развитие способностей делового общения;

- обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;

- ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;

- воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, его семьи и потребностей общества, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области "Технология" строится на следующих принципах:

- распространенность предполагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;

- политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;

- четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;

- семантическая согласованность и подчиненность профориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.

Содержание обучения в образовательной области "Технология" включает в себя следующие составляющие:

- технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; - технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

- технологии преобразования и использования энергии; технологии получения, преобразования и использования знаковой и графической информации;

- элементы прикладных экономических знаний и начала предпринимательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы творческой деятельности;

- формы, методы и средства организации рационального быта и содержательно-прикладного досуга; экологические характеристики технологических процессов;

- элементы истории развития техники, технологий и ремесел.

В результате освоения образовательной области "Технология" учащиеся овладевают следующими инвариантными умениями:

- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления, планировать свою практическую деятельность с учетом доступных условий осуществления технологического процесса;

- создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительной стоимостью;

- выполнять безопасные приемы работ с использованием инструментов, технологических машин и оборудования;

- самостоятельно находить необходимые источники информации и с их помощью овладевать трудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;

- оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;

- давать элементарную экологическую оценку технологии и результату труда;

- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;

- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- выполнять работу самостоятельно, а также в составе коллектива на основе делового общения и сотрудничества;

Обучение школьников в образовательной области "Технология" строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологической направленности обучения, содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование информации;

- основы черчения и графики;

- элементы прикладной экономики и предпринимательства;

- знакомство с миром профессий, формирование жизненных, профессиональных планов;

- влияние технологических процессов на экологию окружающей среды и человека;

- творческая, проектная деятельность.

Ручная художественная вышивка – яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

Огромное внимание уделяется созданию разделов эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно – прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России. Программа включает цели и задачи раздела, знания и умения которые должны получить учащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержание раздела, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 16 часов – предпрофильный раздел.

Основные цели раздела:

· С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.

· Возможность практического применения полученных знаний в быту, компетенции в области самореализации в выборе профессии.

Основные задачи раздела:

· Сохранить и развивать древний вид искусства - вышивка.

· Развивать творческий потенциал учащихся.

· Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.

· Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.

· Спецраздел предполагает сочетание теоретических знаний с практическими элементами умений и навыков.

Формы проведения занятий:

1. Демонстрация изделий.

2. Занятия с элементами лекций.

3. Практические занятия.

4. Самостоятельная работа с литературой.

5. Работа над проектом.

Наглядность:

1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.

2. Рисунки – плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.

Учащиеся должны научиться:

1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.

3. Начинать и заканчивать работу без узлов.

4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

6. Выполнять работу простым, тамбурным швом, гладевым швом, мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.

7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

1. Виды ручной вышивки.

2. Историю и традиции вышивки.

3. Способы нанесения рисунка на ткань.

4. Способы закрепления нитей.

5. Способы выдергивания нитей.

6. Способы зашивок.

7. Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

2. Выполнение заданий.

3. Защита проекта.

Преподаватель, который будет работать по данной программе, должен обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.

 

2.2. Тематическое планирование раздела «Ручная вышивка», 8 класс

 

Тематический план раздела

 

№ п\п Тема часы теория практика
1. Место вышивки в истории костюма, интерьера. 2 1 1
2. Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. 2 1 1
3. Виды гладевого шва. 2 1 1
4. Виды швов крестом. 2 1 1
5. Другие виды вышивок, их использование. 2   2
6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. 2   2
7. Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. 2 1 1
8. Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. 2 1 1
  Всего: 16 7 9

Содержание раздела:

1. Место вышивки в истории костюма, интерьера.

Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками. (лекция)

2. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.

Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет? Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань.

3. Виды гладевого шва.

Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладевыми швами? Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

4. Виды швов крестом.

Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

5. Другие виды вышивок, их использование.

Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков.

6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом

Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом.

7. Практическое занятие; формировать навыки вышивки выбранного вида.

8. Оценивание: защита творческого проекта, конраздел изделий и выступлений. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности

 

2.3. Разработка план – конспектов уроков раздела «Ручная вышивка»

План-конспект №1.

 

Тема занятия: Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.

Цели:

· доказать, что несколько вышитых мотивов полностью меняют внешний вид будничных предметов и придают им бесподобный шарм.

· познакомить с азами, помочь освоить вышивку крестом.



2019-07-03 261 Обсуждений (0)
Роль и место раздела «Ручная вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и место раздела «Ручная вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)