Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Психологические основы тактики допроса. Допрос как процесс информационного воздействия



2019-07-03 288 Обсуждений (0)
Глава II. Психологические основы тактики допроса. Допрос как процесс информационного воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Как уже отмечалось выше, основная цель, которую преследует следователь, производя допрос, состоит в получении от допрашиваемого лица путем дачи им показаний достоверных, исчерпывающих фактических данных относительно известных последнему обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

По уголовным делам допрашиваются лица с самыми разными психологическими характеристиками (с точки зрения их темперамента, характера, психического здоровья, психологического состояния). Как известно, в психологическом плане люди делятся по темпераменту, то есть индивидуальному свойству личности, одинаково проявляющемуся в любой деятельности, данному человеку от рождения и на протяжении жизни не меняющемуся, на:

1) холериков («холе» - желчь) – людей, отличающихся по своему темпераменту быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающихся в действиях, в речи, жестах, мимике;

2) сангвиников («сангус» - кровь) – людей, отличающихся быстротой возбудимости, ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью;

3) флегматиков («флегма» - слизь) – людей, отличающихся медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств;

4) меланхоликов (греч. «мелано» - черный, «холе» - желчь) – людей, отличающихся слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций, склонных к угнетенному настроению. [11]

В приложении к трем существующим свойствам нервной системы:

· силе;

· уравновешенности;

· подвижности (скорость смены психических процессов) – холерик, как правило, проявляет себя сильным, неуравновешенным, легко возбудимым. Сангвиник – сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик – слабый, уравновешенный, инертный. Не существует чистого типа темперамента. Темперамент имеет ряд свойств, которые необходимо учитывать при допросе:

1) сензитивность (чувственность) – минимальная величина воздействия, достаточная для возникновения психологических реакций;

2) эмоциональная возбудимость – то же, что и сензитивность, только по отношении к эмоциям;

3) активность – определяется по той степени усилий, какие прикладывает человек для достижения целей;

4) реактивность – степень непроизвольности реакции, протекающей на уровне бессознательного;

5) соотношение активности и реактивности: что преобладает – сознательное или ситуативное (непроизвольное) в поведении человека;

6) пластичность (легкость приспособления к окружающей среде) и ригидность (трудность переключения на что-либо новое);

7) экстраверсия – интроверсия. Экстраверт – человек, обращенный во вне, отличающийся преобладающим интересом к внешнему миру. С ним можно найти контакт, говоря на любую тему. Интроверт же обращен лишь на то, что интересует только его;

8) резистентность – способность человека сопротивляться любым воздействиям, тормозящим начатую деятельность;

9) возбудимость внимания;

10) темп психических реакций (скорость мышления, реакций).

Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. Рассматривая вопрос психологических свойствах личности, влияющих на полноту и точность показаний, А.Ф. Кони писал: «Для характеристики влияние темперамента на показания можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тоже происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь, - мне послушался треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям – и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере – и картина осиротелой семь и с болью возникает в моей душе». Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить». А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: трамвай, около него – толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу – лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!»[12]

По сути своей допрос является одним из процессуальных видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией между следователем и допрашиваемым. В предусмотренных действующим законодательством случаях в процессе указанного взаимодействия включаются и другие лица, например, при допросе лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допрос проводится с участием переводчика. С точки зрения психологии допрос – это длительное, содержательное непосредственное общение следователя с допрашиваемым, в процессе которого происходит поиск и установление истины, то есть информационное взаимодействие указанных лиц, направленное на установление истины.

Успех допроса, достижение его цели не возможны без установления психологического контакта с допрашиваемым.

Под психологическим контактом понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Существуют и другие определения психологического контакта. Так, Н.И. Порубов определяет психологический контакт как систему взаимодействия людей в процессе их общения, основанного на доверии; как информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга.[13]

Установление психологического контакта является лишь первым шагом к правдивым показаниям, из большого количества условий, существенно облегчающих их получение. Психологический контакт отнюдь не означает возникновение взаимной симпатии между следователем и допрашиваемым. При наличии конфликтной ситуации допроса установление психологического контакта – это вовлечение допрашиваемого в диалог.

Для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что выражается в применении тактических приемов при производстве допроса, то есть методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний.

Процесс информационного взаимодействия начинается с момента встречи следователя и человека, вызванного на опрос. Именно с этого момента следователь решает вопрос выбора варианта модели своего поведения, который позволит достичь ожидаемого результата от следственного действия. Психологический контакт достигается авторитетом следователя, его твердостью в проведении своей линии, непреклонностью, подчеркнутым стремлением избавить его от лишних тягот, разумеется, действуя при этом в рамках закона. Допрашиваемый должен видеть, что следователь имеет целью установление истины, а не намерение во что бы то ни стало обвинить допрашиваемого. Тактически важно сразу показать допрашиваемому, что введение следователя в заблуждение невозможно, так как следователь хорошо знает материалы дела, подготовлен к допросу и склонен анализировать все то, что он услышит от допрашиваемого.

В случае развязного, грубого поведения допрашиваемого следователю необходимо сразу пресечь подобное поведение. В таких случаях эффективное воздействие на допрашиваемого имеет спокойное замечание. Ответная грубость следователя, его срыв препятствуют установлению психологического контакта, а в случае, если он был установлен – разрушают его.

Следователь должен стремиться к безупречности, умению слушать допрашиваемого, грамотно формулировать вопросы, соблюдать тактичность.

Для получения достоверных показаний допрашиваемого следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие допрашиваемым тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе следователь должен отчленить объективные факторы от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия). При этом необходимо учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимающихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воле, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные, кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно установить правильно время совершения расследуемого преступления, его длительность и последовательность, темп действий участников события. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются рассмотренными выше закономерностями.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные свойства другого человека.

К допрашиваемому данная информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им, а затем на допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем протяжении этого процесса человек испытывает те или иные чувства, различные влияния, что, так или иначе, сказывается на полноте и объективности показаний. Например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия. Наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения будут содействовать получению наиболее полной информации. Также влияют и субъективные факторы наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность и непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому.           

Также выбору следователем варианта модели своего поведения, который позволит достичь желаемого результата от допроса, способствует криминалистическое распознание образа допрашиваемого лица.

Для решения стоящей перед следователем задачи распознавания образа допрашиваемого необходимо решить целый ряд вопросов, среди которых могут быть следующие:

- является ли допрашиваемый тем, за кого он себя выдает, соответствует ли его реальный облик тому, что демонстрируется внешними проявлениями;

- каковы нравственный потенциал, увлечения, намерения, ценностные ориентации, интеллектуальный и профессиональный уровни допрашиваемого, его социальный статус, характер, темперамент, образ жизни;

- каково отношение допрашиваемого к факту совершения расследуемого преступления, к ведению следствия по этому делу, к лицу, его осуществляющему, к своему процессуальному положению, является ли допрашиваемый законопослушным;

- как давно, при каких обстоятельствах, в каком физическом и психическом состоянии, в каких условиях допрашиваемый воспринимал событие, по поводу которого он дает показания.

Распознавание образа допрашиваемого создает предпосылки для того, чтобы следователь правильно решил целый ряд тактических задач при производстве анализируемого и последующего действия.

С точки зрения законодательства, доказательственное значение имеет лишь информация, содержащаяся в устной речи допрашиваемого, надлежащим образом отраженная в протоколе допроса и допустимых технических средствах фиксации. Но психологами установлено, что лишь 7 % информации в беседе передается непосредственно словами, в то время, как звуками и интонацией передается до 38 % информации, а жестами и телодвижениями – до 55 % полезной информации. Поэтому целенаправленное овладение, правильная интерпретация и тактически грамотное использование невербальной информации, поступающей от допрашиваемого, является непременным условием достижения целей допроса.

Указанная информация является ориентирующей, имеет важное организационно-тактическое значение, используется при построении версий и при определении тактики допроса. По этой причине она должна тщательно собираться следователем.

Одним из основных методов собирания ориентирующей информации является криминалистическое наблюдение.

Криминалистическое наблюдение – это не пассивное созерцание окружающего мира, а активная, целенаправленная, зачастую напряженная мыслительно-конструктивная деятельность. При проведении криминалистического наблюдения в ходе допроса следователю необходимо руководствоваться следующими принципами, разработанными в процессе практической деятельности и по результатам научных исследований психологов и криминалистов:

- по начала процесса наблюдения необходимо получить наиболее полное представление об объекте познания, ориентируясь на другие источники;

- в ходе процесса криминалистического наблюдения надо исходить из сформулированных целей и задач, реализуя при этом мысленный план наблюдения;

- во всех случаях нужно отыскивать в наблюдаемом объекте не только то, что предполагалось обнаружить, но и обратное тому.

Невербальная информация допрашиваемого лица – это исключительно значимый объект наблюдения следователя, важнейший источник информации, имеющий значение для расследования дела.

Источниками невербальной информации являются: устная и письменная речь допрашиваемого лица; лицо, глаза, руки и другие части тела человека; действия, реакции, поведение, выступающие в качестве информативных проявлений сущности допрашиваемого лица и его состояния, к которым относятся телодвижения, жесты, гримасы; одежда, в частности, ее вид и состояние.

Устная речь любого человека обладает устойчивым набором акустических, стилистических, лексических, фразеологических признаков, характеризуется определенным уровнем экспрессивности, эмоциональности и другими особенностями.

По мнению немецкого психолога Штангля, скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Например, оживленная речь говорящего чаще всего говорит о темпераментном, уверенном в себе человеке. Если речь чересчур торопливая, это указывает на непостоянство и неуправляемость собеседника. Тихая речь может быть признаком спокойствия. Вместе с тем в сочетании с другими признаками речевого поведения, она может говорить о подавленности говорящего.

Некоторые признаки голоса могут квалифицироваться как сигналы, дающие основание заподозрить допрашиваемого во лжи. На основании данных следственной практики можно сделать вывод о том, что ложные показания обычно имеют более бедный интонационный тон.

При проведении допроса следователю необходимо распознать является ли речь допрашиваемого спонтанной или установочной. Спонтанная речь у лиц, не владеющих ораторским искусством, обычно сопряжена с паузами напряженного обдумывания, неуверенностью в голосе, повторами, порой отказом от продолжения разговора в силу затруднений в построении речевых конструкций. Установочная или репродуцированная речь представляет собой воспроизведение заранее подготовленного письменного или устного аналога, в связи с чем она является более равной, гладкой и логичной по сравнению со спонтанной речью. Как правило, заранее разрабатываются ложные показания. По этой причине ложные показания бывают зачастую неестественно стройными, четкими с элементами книжного стиля, что особенно бросается в глаза на фоне видимого недостаточного общего уровня речевой культуры допрашиваемого.

Цветовая гамма одежды безусловно не должна ускользать из поля зрения следователя в связи с тем, что между цветовой гаммой и характером допрашиваемого существует закономерная связь. Так, люди, отдающие предпочтение красно-желтой области спектра в цветовой гамме одежды, отличаются своей активностью, воодушевленностью. Те же люди, которые предпочитают сине-зеленые оттенки, настойчивы, серьезны, зачастую строги, склонны к демонстрации собственной важности и значимости.

Практика показывает, что все, что исходит от человека на уровне его сознания, может оказаться ложной демонстрацией, игрой.

Физиологические реакции (язык тела) являются ответом, не выражаемым словами, то есть невербальным ответом или «ответом без слов».

Жесты человека можно разделить на две группы. Одни жесты человека являются результатом социализации личности, они контролируются сознанием и предоставляют для субъектов криминалистического наблюдения меньшую познавательную ценность. Ко второй группе жестов относятся генетически врожденные жесты. Передаваемые из поколения в поколение информативные стереотипы поведения отражают то или иное психическое состояние человека.

Хотелось остановиться на некоторых из них.

1. Ладони рук человека.

С древних времен и по сей день открытая ладонь руки человека ассоциируется с искренностью, честностью, неподкупностью. Психологами отмечено, что если человек говорит откровенно, то он полностью или частично раскрывает перед собеседником ладони. Если же при общении человек прячет ладони, это может сигнализировать о том, что он не совсем откровенен. Сигнальное значение имеют и разновидности командных жестов ладони. Таких жестов три: положение открытой ладони вверх психологи трактуют как доверительный жест; положение открытой ладони вниз – знак угрозы, подавление команды; жест «указующего перста» при сжатых в кулак пальцах и выставленном указательном пальце рассматривается как агрессивность.

Помимо указанных выше, отличают еще несколько жестов ладонями. Например, сцепленные пальцы рук («замки»). Этот жест означает разочарование и желание человека скрыть свое состояние. Рекомендуется принять меры к тому, чтобы разомкнуть «замок». Шпилеобразное (куполообразное) положение кистей рук говорит о самоуверенности человека, о принятии им решения по какому-либо вопросу.

2. Положение головы.

Психологами выделено несколько положений головы человека, отражающих то или иное психическое состояние.

«Голова агрессора» - голова прямая, чуть наклонена вперед, этот жест сигнализирует об агрессивном настрое в отношении собеседника.

«Голова властелина» - голова прямо закинута назад, этот жест свидетельствует о чрезмерном самодовольствии человека и уверенности в себе.

«Голова президента» - голова склонена набок и вниз, этот жест свидетельствует о внимательном отношении к собеседнику, о значимости сообщаемой им информации.

3. Положение корпуса тела.

Наблюдениями психологов установлено, что если у слушателя корпус развернут в сторону собеседника и чуть наклонен к нему, это свидетельствует об интересе к сообщению. В том случае, когда слушатель откидывается назад, он демонстрирует свое негативное отношение к говорящему, и само сообщение вызывает у него отрицательные эмоции.

Для выявления лжи, определения психического состояния, намерений, чувств собеседника, особую значимость приобретает расшифровка его подсознательных жестов. Особо информативны в этом отношении различные стереотипные жесты рук.

4. По мнению психологов, группа жестов, связанных с прикосновением к различным частям лица, чаще всего свидетельствует о ложности сообщения, неуверенности, мрачном предчувствии говорящего. Эти жесты вызываются подсознательным желанием человека вырваться, уйти от неприятной ситуации, связанной с необходимостью лгать (человек как бы закрывает себе рукой глаза, уши, рот). Это подсознательное сдерживание имеющих негативную эмоциональную окраску ложных вербальных актов.

5. Использование рук в качестве барьеров. Помещая одну или обе руки на груди при наличии опасности, человек тем самым подсознательно образует своеобразный барьер, демонстрирует попытку отгородиться от надвигающейся угрозы.

При всей важности каких-либо сигналов их получение не гарантирует отсутствие ошибки в диагностике и в принятии решения. Риск подобной ошибки может быть сведен к минимуму лишь на основе сравнительного анализа результатов наблюдения за различными видами психических проявлений мыслительной деятельности человека.

Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте психологии допроса. Как уже отмечалось, с психологической точки зрения сущностью допроса является взаимодействие следователя с допрашиваемым, направленное на получение необходимой информации.

Допрос – это не пассивное получение следователем тех или иных сведений, а прежде всего активная деятельность обеих участвующих в допросе сторон, то есть общение в ходе допроса, как и всякое общение, предполагает психологическое воздействие на другую сторону. Таким образом, следователь не только может, но и должен воздействовать на допрашиваемого, то есть убедить допрашиваемого действовать так, как это необходимо в интересах расследования дела.

Воздействие на человека есть процесс передачи информации от субъекта воздействия посредством различных методов и средств, отражение этой информации в психике данного лица, способной вызвать соответствующую реакцию, которая проявляется в его поведении, деятельности, отношениях и состояниях, становясь доступной для восприятия воздействующим посредством «обратной связи».[14]

Правомерное психическое воздействие – это суждения, заявления, вопросы и даже отдельные реплики, обращенные к допрашиваемому, допустимые и рассчитанные на то, чтобы вызвать естественные, адекватные в сложившейся ситуации вербальные и невербальные реакции, которые будут иметь значение как диагностическое, так и тактическое.

Приемы правомерного психического воздействия – приемы преодоления противодействия следствию, раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства – основа стратегии следователя в ситуации, когда допрашиваемый противодействует следствию. Для реализации данной стратегии необходима высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования.

Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу – психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь изменить ему мотивацию поведения.[15]

Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью, то есть оказывать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных, обладать шоковым воздействием – быть неожиданным, заранее нерасшифрованным допрашиваемым лицом.

Приемы психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний могут быть разделены на следующие подгруппы:

- приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;

- приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица и личности следователя;

- приемы, основанные на осведомлении допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;

- приемы, создающие у допрашиваемого лица преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;

- приемы, повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации.[16]

Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно.

Большая возможность оказания воздействия заключается в системе предъявления доказательств. Хотелось бы привести некоторые правила эффективного предъявления доказательств:

1) перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем, чтобы исключить нейтрализующие их уловки допрашиваемого лица;

2) предъявлять доказательства по их возрастающей важности;

3) по каждому доказательству получить объяснение;

4) всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Одно из основных средств психического воздействия на допрашиваемого – это вопрос следователя. Вопрос можно поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица. Обвиняемый (подозреваемый) практически всегда знает то, что его изобличают и чувствует момент приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Следователь должен широко использовать противодействующие вопросы, то есть такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность. Эти вопросы-реплики демонстрируют осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности ввести следователя в заблуждение.

Действенным приемом изобличения виновного путем оказания на него психического воздействия является использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника после совершения преступления обусловлено фактором преступления, причинно связано с ним. К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем.

В тех случаях, когда в поведении обвиняемого появляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов. Вначале использования данного приема задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, поэтому формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может в последующем облегчить получение ответов и на трудные вопросы.

Значительные трудности возникают при допросе обвиняемого-рецидивиста, имеющего опыт поведения при допросах, в известной мере владеющего тактикой противодействия следователю. Особой тактики допроса требуют глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность к субкультуре преступного мира, агрессивность рецидивиста. Имея некоторые правовые познания, рецидивисты правильно оценивают доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия. Допрос рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основного противодействия.

Следователь обязан четко знать границы правомерного психического воздействия. Так, неправомерными являются наводящие и улавливающие вопросы, например: «Вы по-прежнему бьете свою жену?», - в случае ограничения допрашиваемого альтернативой «да» и «нет», как бы он не ответил, создает возможности для того, чтобы запутать человека, поймать его на недопонимании скрытого смысла сказанного.

Незаконными являются приемы, объединяемые термином «блеф», представляющие собой сообщение или передачу лицу в иной форме вымышленных сведений, якобы являющихся доказательством его вины (отсутствующие показания соучастника, ссылка на несуществующих свидетелей, очная ставка и опознание с участием подставного лица). Также незаконным является прием, именуемый «опасением худшего», заставляющий допрашиваемого идти на компромисс и признаваться в менее тяжком преступлении.

Для этого, чтобы обеспечить эффективность допроса, следователь должен воздействовать на допрашиваемого весьма грамотно и гибко.[17] Иными словами, тактика допроса определяется, прежде всего, в зависимости от того, какую позицию занимает допрашиваемый по отношению к расследуемому событию, какая тактическая ситуация складывается в ходе допроса – конфликтная или бесконфликтная. В зависимости от наличия той или иной ситуации следователь выбирает соответствующие приемы допроса.

 




2019-07-03 288 Обсуждений (0)
Глава II. Психологические основы тактики допроса. Допрос как процесс информационного воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Психологические основы тактики допроса. Допрос как процесс информационного воздействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)