Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе. 12

1.1. Сущность и основные функции сообщества. 12

Содержание и принципы медико-социальной работы.. 27

Глава 2. Сеть социальной поддержки людей с инвалидностью: инновационный подход к пониманию и проведению медико-социальной реабилитации людей с инвалидностью.. 44

2.1. Понятие и направления деятельности Сети социальной поддержки людей с инвалидностью.. 44

2.2. Реализация принципов «независимой жизни» людей с инвалидностью в процессе медико-социальной реабилитации. 58

Заключение. 76

Список использованной литературы.. 83

 


Введение

 

В России во всех сферах общественной, экономической и социальной жизни происходят глобальные перемены. Социальные процессы привели в движение огромные общественные силы, высветили широчайший диапазон мнений. Обеспечение в этих условиях консолидации всех прогрессивных сил общества, их максимальное сосредоточение на конструктивных процессах и оказание помощи незащищенным слоям населения становится сегодня главной задачей социальных служб и всего общества в целом. В новых условиях все более очевидной становится необходимость учёта своего собственного и положительного опыта социальной деятельности других стран, а также влияния на социальную работу культурно-правовых и экономических факторов.

Современное состояние социальной работы в России, а также в мировом сообществе требует к себе самого пристального внимания правительств, научных сил, национальных систем социальной работы и практических социальных работников. Значение социальной работы в перспективе объективно будет возрастать, и прежде всего, в связи со следующими тенденциями: демографические изменения, в особенности увеличение числа престарелых; снижение показателей здоровья населения, рост уровня безработицы и другие.

Тесная взаимосвязь социальных факторов и уровня здоровья привело к возникновению и становлению медико-социальной работы как специализированного направления социальной работы в области охраны здоровья. В Российской Федерации становлению способствовало законодательное закрепление участия социальных работников в оказании медико-социальной помощи населению (ст.20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Жизнедеятельность людей находится в зависимости от социального окружения – их ближайшего сообщества, семейного круга, а также общества в целом, поэтому медико-социальная работа должна фокусироваться именно на этих системах, которые называют также сетями [28, с.103]. Сообщество служит промежуточным звеном между макросистемой общества в целом и микросистемой семейной и личной поддержки и тем самым является основным ресурсом социализации и социальной инклюзии.

Стержневой научно-практической и социально-политической проблемой является, с одной стороны, необходимость государственного социального обеспечения, с другой - ставка на личную ответственность за свое благосостояние. Эта проблема актуальна для всех стран.

До настоящего времени недостаточно изучены теоретические основы медико-социальной работы, направленной на поддержку независимой жизни клиентов, их полноценного функционирования в обществе. Не выработаны в полной мере технологии проведения работы, нацеленной на достижение максимально возможного самостоятельного уровня жизни людей с инвалидностью.

Объект данной дипломной работы: Медико-социальная работа с людьми с ограниченными возможностями, включающая в себя и участие сообщества в процессе медико-социальной реабилитации и участие людей с инвалидностью в жизни местного сообщества.

Предмет исследования. Комплексная медико-социальная поддержка людей с инвалидностью, основанная на принципах независимой жизни.

Цель данной работы. Теоретически обосновать и предложить способы формирования и функционирования Сети специалистов медико-социальной работы с людьми с инвалидностью как основу независимой и достойной жизни людей с инвалидностью.

Основные задачи.

Изучить сущность и основные функции местного сообщества;

Рассмотреть теоретические основания медико-социальной работы с людьми с инвалидностью;

Определить на основе анализа зарубежного опыта роль, цели и формы многосторонней медико-социальной работы, направленной на инклюзию людей с ограниченными возможностями в общество, поддержку их законных прав и человеческого достоинства;

Раскрыть понятие «независимой жизни» и описать основы организации социальной поддержки в предложенном варианте Сети профессиональной социальной поддержки, которая фундаментально опирается на Философию независимой жизни людей с инвалидностью.

Теоретическая значимость работы заключается в определении концептуальных основ медико-социальной работы в партнерстве специалистов с людьми в трудной жизненной и социальной ситуации, осуществляемой на принципах «Независимой жизни» людей с инвалидностью.

Практическая значимость курсовой работы представляется для специалистов социальной работы и других работников социальной сферы, для медицинских работников, вынужденных решать социальные вопросы в построении реабилитационного процесса и врачевания с людьми с инвалидностью с учётом их потребностей, возможностей, мнений и стремлений, а также в оказании им социальной поддержки и помощи.

В качестве гипотезы выступает утверждение, что многосторонняя медико-социальная работа с людьми с инвалидностью, реализуемая посредством Сети социальной поддержки прав и свобод человека с инвалидностью, ориентированная на потребности и возможности каждого отдельного человека, а также основанная на реализации принципов «Независимой жизни», позволяет клиенту и его окружению достичь желаемого уровня проживания, раскрыть свой потенциал, успешно включиться и вносить вклад в развитие общества.

Изучение общества восходит к осмыслению его сущности еще в Древней Греции. Первоначальное отождествление понятий «общество» и «государство» у Платона, Аристотеля и других, постепенно расходилось в самостоятельные понятия, и в Новое время, в работах Гоббса, Смита и других ученых определялись как два отдельных понятия. Локальные (местные) сообщества представляют интерес в контрастном сочетании признаков общества в целом, и субъективных влияний отдельных людей на развитие каждого отдельного локального сообщества. В социологических словарях пальма первенства в проведении исследований локальных сообществ в современном обществе отдается социологам так называемой Чикагской школы [11, с.126]. Первая волна чикагских исследований пришлась на 1920-е гг. Город понимался как своего рода "лаборатория" для социального исследователя. "Заведовали лабораторией" Р.Э. Парк, Э.В. Берджесс. Под их руководством были проведены исследования чикагской прессы, средств массовой информации; преступности; бедности и др. В результате было написано множество относительно самостоятельных работ, имевших разные предметы исследования, но объединенных общим объектом: Чикаго.

Среди аналогичных работ классикой можно назвать "Янки-Сити" У.Л. Уорнера. Бьльшая часть полевых исследований, на основе которых и написан этот пятитомный труд, были проведены с 1930 по 1935 гг.

Способствовали формированию концепции изучения сообщества А.Р. Радклифф-Браун, Роберт Г. Лоуи, Бронислав Малиновский, а также Джордж Мид, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель и Жан Пиаже. Наиболее строгие в русле этой традиции исследования были проведены до 1950-х годов. В их числе можно назвать такие: "Южная глубинка: Социально-антропологическое исследование касты и класса" Элисон Дейвис, Берли Б. Гарднер и Мэри Р. Гарднер; "Миддлтаун: Исследование современной американской культуры" Линд [11, 126].

Предметом всех вышеперечисленных исследований в целом можно назвать локальное сообщество: во всех работах, так или иначе, затрагиваются практически все аспекты его жизни, различие скорее в акцентах. В одних случаях – это, прежде всего, социальная классовая структура, в других больше внимания уделяется религиозной жизни сообщества, занятости населения, воспитанию детей, отношениям между поколениями, системе образования, институту брака, всему, через что проходит человек в ходе своей жизни.

Димитрие Густи (1880-1955 гг.), основатель Бухарестской монографической школы - отдельная фигура среди социологов-неамериканцев, работавших в данной традиции. Исследования Д. Густи были начаты в 1925 г., к 1937 г. их было проведено восемь.

В Югославии на основе этого метода в 1960-1961 гг. было проведено исследование села Ялжабет под руководством И. Хрженяка. Предметом исследования явились экономические и социальные изменения в структуре села, общественная активность, положение молодежи, тенденции изменения семьи, положение женщины на селе и ряд других проблем.

Польские исследования были проведены значительно позднее. Среди польских монографических исследований можно перечислить следующие работы: "Миграционные процессы в малом городе" В. Мировского (исследование на примере города Шерцова); "Социальная структура города Ломжи: 1944-1975" Г. Белобжеского; "Социологическая характеристика города Жешцова" М. Маликовской.

В России монографическое исследование имеет давнюю традицию.

В проведенных в конце XIX – начале XX века подворных обследованиях деревень использовались: методика обработки поселенных списков, статистических данных, беседы с крестьянами также были нацелены на получение цифровых сведений. Исследования же, которые можно отнести к той же школе, что и описанные американские и восточноевропейские, включают: "Рязанское село Кораблино: история, экономика, быт, культура, люди села" (1957 г); "Кораблино - село русское" (1961 г); "Село Вирятино в прошлом и настоящем: Опыт этнографического изучения русской деревни" (1958 г); "Опыт историко-социологического изучения села Молдино" (1968 г) и другие.

Современные ученые, такие как О.В. Нечипоренко, А.Н. Вольский, Г.Р. Хамзина, И.Н. Полонская, И.А. Григорьева, А.Н. Гончарова, В.С. Шмаков и другие провели ряд исследований сельских сообществ в периоды становления рыночных отношений в России.

Становление медико-социальной работы в России является одной из стратегий инновационного развития медико-социальной помощи населению как общества в целом, так и каждого локального сообщества в отдельности.

Отечественные исследователи всесторонне рассматривали влияние различных комплексных социально-гигиенических, медицинских, психологических и социальных риск-факторов на здоровье и образ жизни человека.

О.П. Щепин, Н.М. Мартынова, Р.В. Коротких и другие подчеркивают, что здоровье человека обеспечивает его социально значимое существование и в этом смысле выступает жизненно необходимой объективной потребностью. Авторы обращают внимание на то, что все условия жизнедеятельности индивидуума, социальные способы удовлетворения потребностей с необходимостью проявляются в состоянии его здоровья, а условия и способы удовлетворения этих потребностей выступают в качестве реальных здравоохранительных факторов.

Ю.П. Лисицын, привлекая внимание к необходимости выработки концепции стратегии и тактики охраны и улучшения здоровья населения России, базируясь на существующих проектах, указывает на основное положение для стратегии здравоохранения - определение этой отрасли как сферы социальной политики. При этом особую значимость имеет (согласно этой концепции) не только обеспечение и увеличение средств и сил, повышение качества медицинских услуг, а также охрана и повышение уровня здоровья населения, оцениваемого как медико-социологическими показателями (индекс здорового образа жизни - ЗОЖ - потенциал общественного здоровья), так и медико-демографическими и медико-статистическими. Лисицын подчеркивает, что главный вопрос для решения стратегических задач - обусловленность общественного здоровья. Автор определяет стратегическую роль профилактических программ на основании формирования ЗОЖ и оздоровления внешней среды, которые должны идти по двум направлениям: преодоление факторов риска и формирование факторов ЗОЖ.

О.П. Щепин отмечает, что существует противоречие между необходимостью усиления социальной роли здравоохранения и невозможностью улучшить состояние здоровья народа только усилиями государства в связи с ухудшением ситуации в экономике страны, в самом здравоохранении, его материально-технической базе и трудовом потенциале [20, с.12].

И.В. Поляков считает, что успешность процессов реформирования здравоохранения и социального обеспечения во многом зависит от степени интеграции усилий различных фондов социальной защиты населения, развития межотраслевого подхода к организации медицинской помощи. Основные направления современных здравоохранительных реформ должны учитывать весь комплекс условий существования индивида, семьи, коллектива, общества. Необходимо эффективное функционирование организационной структуры, объединяющей в одно целое все компоненты, определяющие уровень здоровья населения.

В.З. Кучеренко и Л.Е. Сырцова, анализируя проблемы профилактики в условиях реформы здравоохранения, выделяют факторы, препятствующие их решению. Среди них авторы называют общественно-экономическую нестабильность, социальную незащищенность значительной части населения, стихийную миграцию и ее последствия, отсутствие единой концепции профилактики, несовершенство законодательства, недостаточное государственное финансирование и малую роль других источников, отсутствие интереса со стороны страховых компаний, а также слабую материально-техническую базу других отраслей хозяйственного комплекса и др.

П.И. Сидоров, В.З. Кучеренко и A. M. Вязьмин отмечают, что социальные работники в здравоохранении - это неиспользованный резерв профилактической медицины.

Авторским коллективом ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов была предложена концепция социальной защиты инвалидов.

В данной концепции авторы рассматривают социальную защиту инвалидов как многоуровневую систему мер - экономических, организационных, правовых, медико-социальных, психологических, имеющих своей целью обеспечение инвалидам равных возможностей, способствующих их интеграции в общество. Очевидно, стремление авторов рассматривать реабилитацию через систему разноплановых мероприятий, медицинской, социальной и трудовой реабилитации в рамках индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Отмечается, во-первых, необходимость координации деятельности специалистов, занимающихся тем или иным видом реабилитации, и обеспечения преемственности в их работе, и, во-вторых, ведется поиск модели специалиста, который мог бы владеть знаниями и умениями, позволяющими ему осуществлять комплексные реабилитационные мероприятия.

Структура данной работы следующая: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

В первой главе последовательно рассматривается: исторические истоки возникновения понятия «общество», а также приводятся классические социологические трактовки «общества», представленные такими учёными как Т. Гоббс, А. Смита, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, М. Вебер, Дюркгейм и другие. Широко анализируется «Исследование локального сообщества в социологической традиции», проведённое современной российской учёной М.С. Добряковой, изучаются монография А.Н. Гончаровой «Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества», и статья И.А. Григорьевой «Приоритеты социальной политики: пожилые люди» и другие.

Во втором пункте приводятся теоретические обоснования медико-социальной работы, её понятие, направления, принципы, функции. Приводится соотношение понятий «реабилитация», «абилитация», «адаптация», «медико-социальная реабилитация».

Во второй главе раскрывается понятия «инновация» и «социальная инновация» и анализируются основы функционирования Сети профессиональной социальной поддержки прав и свобод людей с инвалидностью как инновационный подход к осуществлению медико-социальной работы с вышеназванной категорией клиентов. Анализируется американский вариант Сети поддерживающего проживания людей с инвалидностью, действующий на основании принципов «Независимой жизни». Раскрывается понятие «Независимая жизнь» и принципы самостоятельности людей с инвалидностью.

Достижение социальной независимости человека с инвалидностью представляется как цель медико-социальной работы, которая должна реализовываться через многофункциональную, системную деятельность Сети социальной поддержки людей с инвалидностью. В конце работы представлены выводы.

 


Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе

 



2019-07-03 172 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)