Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы философии элеатов. Основные положения о бытии Парменида. Апории Зенона: аргументы против множественности и движения.



2019-07-03 1207 Обсуждений (0)
Проблемы философии элеатов. Основные положения о бытии Парменида. Апории Зенона: аргументы против множественности и движения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экзамен. Философия

1. Теории происхождения философии. Предмет и функции философии. Разделы философии. Философия зародилась в 6–7 в. до н.э. в Др.Индии, Китае и Греции. Три теории происхождения: 1.Мифогенная – произошла от мифов. Миф рассматривался единственным духовным источником философии. 2.Теория качественного скачка – происхождение философии из науки, из накопленных знаний. 3.Гносеомифогенная – опирается и на мифы и на науку и добавляет житейскую мудрость. Функции: формирует мировоззрение, позволяет трезво оценить себя и свое соц.окружение; вырабатывает методы познания окр. действительности; соединяет воедино отдельные области знания; подталкивает к познанию окр.мира и поиску истины. Разделы: Онтология – учение о бытие; Гносеология – учение о познании; Логика – изучает форму выражения мыслей, развития знания, методы познания; Этика – учение о ценностях, о нравственности и морали; Эстетика – учение о прекрасном.

2. Философия среди других форм духовной активности человека: мифология, религия, наука. Понятие осевого времени философии. Что такое мировоззрение? Мировоззренческая функция философии. Ф и Н – обе направлены на изучение мира и людей. Разное: труды философа адресно, а наука плод коллективного труда. Ф и М – обе объединены общими темами: человек, окр-ий его мир, взаимодействие человека с миром. Разное: Ф опирается на разум, а М на веру. Ф и Р – обе являются мировоззрением. Разное: Р – общение с Богом, она обращается к сверхъестественному началу мира. Ф направлена на постижение единого безличностного начала мира. Осевое время — период, когда на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское (8-2 в до н.э.). Доосевые цивилизации (Др.Египет, Вавилонская) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Учения осевого времени: Конфуцианство; Буддизм; Иудаизм; Античная философия. Мировоз-е — система взглядов на мир, на общество, на отношение человека к миру и самому себе. М функция способствует формированию целостности картины мира, об его устройстве, месте человека в нем. Мировоззрение мб: мифологическим (основу составляют мифы); религиозным (не смешивает земное и сакральное, Бог находится над природой); философским (теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир).

3. Школы ф Др Китая: происхождение, особенности. Конфуцианство. Ли, жэнь, сяо - о благородном муже? В чем смысл исправлении имен? Основные школы: 1) Конфуцианство возникло в Китае в 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция. Ядром учения явл. гуманизм. Идеалом явл. создание гармоничного общества. Базируется на качествах благородного мужа: жэнь — любовь к людям, гуманность; ли — любая деятельность в форме ритуала/церемонии; И – правда справедливость; сяо - почитание родителей. 2) Даосизм. Др. Китай. Основатель - Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). — непротивление течению вещей и сосредоточение на внутреннем самосовершенствовании. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. 3) Моизм. Основатьль: Мо Ди (Мо-цзы) (4 в. до н.э.). Усовершенствование общества через знание. Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия, в отличие от Конф. Отсутств. цели, исправление имён – название неразрывно связано с обозначаемым и должно ему соответствовать: «Правитель [должен быть] правителем, отец – отцом, сын – сыном». В первую очередь в гос. Управлении.

4. Раскройте сущ. даосизма: как соотнос идеи аб-й ценности жизни и кат Дао, недеяния, принцип полезности бесп, следования середине, принцип самодвижения и равновесия? Даосизм. Др. Китай. Основатель - Лао-цзы (6-5 до н.э.). — непротивление течению вещей и сосредоточение на внут-м самосоверш-ии. Физическая смерть значит, чт. дух отделяется от чел и растворяется в макрокосме. Категории даосизма отрицают абсолютную ценность (Бог, жизнь, свобода), жизнь и смерть это сон для спящего, и явь - реальность для бодрствующего. Человек стремится к слиянию микрокосма (Эго) с макрокосмом (мироздание). В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Прцп полез бесполезного: Быть бесполезным – путь сохранения жизни. Живя по посередине между добром и злом, он пытается быть бесполезным, что в конечном счете приносит ему большую пользу. Прцп следов середине: взаимосвязь «ян» добродетель «инь» всё пассивное и тёмное, однако без одного не будет и другого.

5. Происхождение школ Древней Индии: связь с мифологией, деление на ортодоксальные и неортодоксальные. С развитием общества и делением его на касты к 6в. до н.э. появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Орт. школы – те, кто верит в продолжение жизни после смерти, признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед (сборник с обрядами, заклинаниями, молитвами). Неортодоксальные школы не берут др. Веды за основу своей философии. Орт шк.: 1. Веданта, школа делится на два направл: а) нет ничего, кроме Бога, все остальное лишь иллюзия; б) проповедует три реальности из которых состоит мир (Бог, душа и материя). 2. Санхья —материальное уходит вместе со смертью, духовное живёт вечно. 3. Ньяя — основывается на законах логики. 4. Йога — к достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с Богом, ведут медитации. Неортодакс шк: 1. Буддизм — официальная религия. Суть: путь просветления, достижение нирваны. 2. Чарвака — что все сущее состоит из четырех стихий. Отрицает существование любого другого мира, кроме материального. 3. Джайнизм — душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

6. Буддизм: история, теория и практика. Положение буддизма в современном мире. Буддизм — офиц. религия. Три гл. ценности: Будда, само учение, община буддистов. В основе лежит путь просветления, достижение нирваны, состояние полного покоя и невозмутимости, кот. наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи, в этом суть спасения. Б – «Учение Просветлённого», возн. 6 в до н.э. в Др. Индии. Основал Гаутама. Он в 29 лет уходит из семьи в «бездомность». После многих лет постигает правильный жизн. путь, который отвергает крайности. Сначала это учение было устным, только ч/з несколько столетий тексты записали. Со временем Будде присваивались чудеса, и его фигура приобрела бож-ый хар-р. Будда говорит, что земная жизнь полна страданий, причина – жажда земных желаний. От стр-ий можно избавиться — отказ от земных желаний, просветление посредством: правильная мысль, речь, образ жизни, правильное внимание и сосредоточение. Для свободы отказ от чувственных удовольствий, но не аскетизм! Затем Б распространился на Цейлоне (Шри-Ланка), потом в Китай и Д. Восток. В 30-х гг в России из-за  антирелигиозной политики Б угас, а в Евр. и Амер. развивалось активно. Сейчас это учение продолжает распространяться.

7. Обоснование первоэлемента представителями натурфилософских школ (милетская школа, Гераклит, атомисты).

Первоэлементы (дерево - огонь - земля - металл - вода снова - дерево). Милетская школа. За первоэлемент Фалес берет воду т.к. все появляется из воды и в воду разлагается. Пища всех существ влажная, тепло возникает из влаги (то, из чего все возникает - начало всего). Вода божественная, одушевленная. А душа находится ближе всего к Богам. И природное, и духовное основываются на едином первоначале. Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривал огонь. Мир - это упорядоченный Космос, он был, есть и будет вечно живым огнем. Огонь становится водой; вода превращается в землю. Земля, тает, из нее возникает вода, а из воды — воздух и огонь. Атомисты (Левкипп и Демокрит) - первоосновой всего сущего считается атом. Мир – единое целое, состоящее из множества частичек — атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы и не поддаются никакому воздействию вследствие своей абсолютной твёрдости. Из атомов состоит всё. Все три направления – материалисты (пытались объяснить жизнь не мифами, а знаниями).

 

Проблемы философии элеатов. Основные положения о бытии Парменида. Апории Зенона: аргументы против множественности и движения.

1. Элеаты. Основатель Ксенофан. Бог - абсолютный, и бесконечный космос. Первоначалом мира считал землю, «все рождается из земли и все в землю уходит. Отстаивали единство бытия. Бытие реально и познаваемо, у него нет ни прош, ни буд, ни рожд, ни смерти. Познание этого целостного мира возможно только путём разумных рассуждений. 2. Парменид, его слова: «Необходимо, говорить и мыслить о том, что только то, что есть, существует, т.к. это и есть бытие, а небытия нет». Бытие вечно. Результаты размышления дают образ бытия. Полагался только на разум и дедукцию. 3. Апори́и (парадоксальные рассудения) Зено́на — рассуждения о движении и множестве (5в до нэ). Ахиллес и черепаха; летящая стрела; время бесконечно делимо (понятно после прочтения этих апорИи ).

 

9. Софисты и Сократ: знания; характеристика незнания; иронии; майевтики.

Софистика - сознательное применение в споре неправильных доводов, подмены понятий. Человек – мера всех вещей. Т.е. то, как человек воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей истины нет вообще. Т.к. всё текуче и изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения. Софистский субъективизм враждебен философии, отрицает объективную истину. Софисты прославили себя тем, что перед лицом слушателя принимали позу всезнаек. Сократ, напротив, принял образ неведающего, научающегося. Сократ противопоставил спору диалог, т. к. спор к хорошему не приведёт, поскольку каждый останется при своем мнении. Добродетель у Сократа: сдержанность, мужество, справедливость. Суть природы человеч. знания – мы может составить себе правильное понятие лишь о том, что обнимается нашим разумом, т.е. о «делах человеческих». Незнание то, что за гранью чел. сознания: Высшее, космос, Бог. «Ирония» - комплекс вопросов, для конфликта с самим собой, что приводит к осознанию собственного невежества («майевтика»). С помощью этого комплекса Сократ научить не может, но может помочь произвести, то чем чреват собеседник.

 

10. Философская система Платона: теория идей и теория познания, теория государства. Платон (5-4 в до н. э.) - философ Др Греции, ученик Сократа. Теория идей: идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Идея - бытие. Материя - небытие, реально существует только идея. Яблоко, груша, слива – разные названия, но сущность в том, что это фрукт (идея/бытие). По мнению П. душа живёт вечно. До вселения в человека, душа познаёт идею, вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания, поэтому П. советует напрямую обращаться к душе. Очищение души возможны лишь путем познания правильных чистых идей. Идеальное гос-во П. состоит из 3 сосл., согласно этому он делил и души на 3 гр.: •Высшее сословие: только мудрые могут заботиться об образе жизни всех граждан. Управлять должны философы (сословие воспитателей). •Сословие стражей: забота о внут и внеш безопасности гос-ва (сословие воинов). •Сословие прочих граждан (ремесленники, крестьяне): их задача обеспечить снабжение гос-ва необходимым (сословие кормильцев). И четыре типа несправедливого гос-ва: тимократию (власть военного сословия); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана).

11. Философская система Аристотеля: понимание добродетели и счастья. Основы формальной логики. Характеристика метафизики. Добродетели по А имеет: мужество, умеренность, щедрость, великодушие, честолюбие, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Нравственный чел., по А., тот, кто руководит разумом, с помощью добродетели. Следование добродетели приносит благо и счастье. Фрм логика –наука о законах правильного мышления. Законы: нельзя одновр. утверждать и отрицать одно и то же; из 2 понятий одно истинно, другое ложно, третьего не дано; недопустима подмена понятий слов оппонента; запрещено переходить на личности, ссылаться на авторитет. Метафизика - это исследование первых причин. У А. 4 причины бытия. 1) формальная, 2) материальная, 3) действующая и 4) финальная. Первые 2 причины — есть сущность и материя. Они для того, чтобы объяснить реальность. Чтобы учесть динамику реальности - двигательная (откуда элемент реальности произошел) и финальная (для чего). Одушевленное тело - есть сочетание формальной и целевой причин. Искусственный предмет обладает только формальной причиной. Разумная часть души (ум) бессмертна.

12. Характеристика этических систем философии Древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, кинизм. Эпикуреизм (в 4в до н.э.) - ищет способ избавления человека от страдания, путём уменьш. кол-ва потребностей, неудовлетворение кот. ведет к страданию. Э. не боится смерти, загробной жизни нет. Он вслед за Демокритом придерживался идеи об атомном строении вещества. В теории познания придерживается, что чувственность, а не мышление является гл. формой познания. Стоицизм – (3в. до н.э.) основоположник Зенон. С. принято делить на 3 части: логику, физику, этику: логика-скелет; этика-мышцы; физика-душа. Их отличие: высокая нравственность. Правильные желания и воздержания - по учению С. это гарантия человеческого счастья. Суть - жизнь в полном согласии с природой. Идеал-покой, или терпение. Кинизм. (5 - 4 вв. до н.э.) - философия бедных и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Суть: огр-ие своих потребностей в благах; блага цив-ции разрушают человека, отрывают его от природы; киник независим, бездомен и неприкаян; общые устои и традиции киники подвергали насмешке (от понятия «кинизм», произошло – цинизм);  в центре внимания чел. с его заботами и переживаниями, с поиском самого себя; киники не пытались исправить др людей.

 

13. Общ хар-ка философии ср-ья. Основы хр-ой морали. Как Св Августин объяснил структуру неморальности, зло? «О граде Божьем». Конц времени. Теория познания. *Ср. в-ая Философия (5-15 вв.) – напр, иудаизм, христ-во, мусул-во. Философия ставит себя на службу религии. Ученые -  представители духовенства, а в монастырях обучали. *Принципы: Бог сотворил мир и Библию; Бог един; Библия это свод законов; человек творение Бога. *Периоды: 1.Патристика(2-7в нэ) – отцы церкви собирали воедино все тексты и материалы, отделяли наст. тексты от ненаст-их, вырабатывали каноны, объясняли расх-ия м/у книгами. Пред-тель Св. Августин считал, что вера и знание одно и то же. 2.Схоластика(8-15в.нэ) предст. ФАквинский - цель обосновать религиозные догмы. По Сх. только  общие понятия реальны, они существуют до вещей, представляя собой мысли. ФАкв. считал, что вера и знание не одно и то же, они одновременно участ-т в познании, теология познаёт божественное откровение, а философия то, что познаваемо разумом. *Августин знал, что зло реально. Всё что сотворил Бог, было добром, а Зло является испорченным добром, т.е. недостаток или отсутствие добра. Т.е. благодаря сущ. ненравственности создаются высшие поступки. Бог на время допустил жизнь зла в этом мире. *Августин описывает два града: Земной и Божий. В Божием люди живут по установленным Богом законам, в Земном по законам возгордившихся, тех, кто отказался от Бога. Заранее известно, в какой град каждый попадёт, до Страшного суда никто не знает куда. Т.е. всё предопределено. *Теория познания Фома Акв-й: вера и знание - различные понятия, они одновременно участ-т в познании; все в мире делится на познаваемое разумом (сущ-ие Бога, его единство, душа бессмертна), и непознаваемо (сотворение мира, первородный грех); теология познаёт божественное откровение, а философия то, что познаваемо разумом.

14. Общ харка фил сред-ковья. Основы хр-ой морали. Позитивное знание и веры в ср-ой фил-ии. Доказательство бытия Бога ФАквинского. *Ср. в-ая Философия (5-15 вв.) – напр, иудаизм, христ-во, мусул-во. Философия ставит себя на службу религии. Ученые -  представители духовенства, а в монастырях обучали. *Периоды: 1.Патристика(2-7в нэ) – отцы церкви собирали воедино все тексты и материалы, отделяли наст. тексты от ненаст-их, вырабатывали каноны, объясняли расх-ия м/у книгами. Пред-тель Св. Августин считал, что вера и знание одно и то же. 2.Схоластика(8-15в.нэ) Предст: ФАквинский - цель обосновать религиозные догмы. По Сх. только  общие понятия реальны, они существуют до вещей, представляя собой мысли. ФАкв. Считал, что вера и знание не одно и то же, они одновременно участ-т в познании, теология познаёт божественное откровение, а философия то, что познаваемо разумом. *Основы хр-ой морали: Царство Божие это лучший мир, чем земной; любовь к Богу посредством аскетизма и следования воле Божьей, любви к ближнему. Бог сотворил мир и Библию; Бог един; Библия это свод законов. *Доказательство бытия Бога ФАквинского: любой движущийся объект когда-то был приведен в движение, самый первый объект привёл в движ. Бог; всё произошло от первопричины, т.е. от Бога; всё появл. и исчезает случайно, для этого необходим Бог. Всё сравнивается с самым совершенным, значит есть нечто самое совершенное – Бог; у кажд явления есть своя цель, значит сущ-ть и высшая цель в создании Вселенной, её задает Бог.

 

 

15. Культура и философия Ренессанса: переходный характер. Наука и философия. Коперник, Бруно, Галилей. *Возрождение, или Ренессанс (14-16 вв) пришёл на смену культуре Ср. вв. Отличительная черта светский хар-р культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Возрождается антич. культура - так и появился термин. 14 - 15 вв. характеризовался направленностью на гуманизм. 15 - 16 вв. учение, согласно которому Вселенная и Бог одно и то же (Бог во всем). *Николай Коперник. Всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система система координат, в которой оно рассматривается. Мир произошёл и развивается с помощью божественных сил. Всё вращается вокруг Солнца. Высказал мысль о всемирном тяготении. *Джордано Бруно. Вселенная это Бог, он во всем и повсюду; мир как целое - это вечная и неизменная субстанция; Бога и природа это одно и то же. Говорил, что если жизнь находится во всем, то душа является формой всех вещей, всем владеет, во всем управляет. *Галилео Галилей. Научная революция в физике начинается с Галилея. Разум основа всего. Считал, что законы природы постижимы для человеческого разума. Разум у Г сам себе судья. Рассматривал Вселенную как гигантский механизм, а сложные природные процессы как комбинации простейших причин, главная из которых - механическое движение. Изобрел первый телескоп. Обнаружил, что у луны сложный рельеф, обнаружил у Юпитера 4 спутника. Открыл солнечные пятна. Млечный путь.

 

16. Культура и философия Ренессанса: переходный характер, социально-политические доктрины Мора, Кампанеллы, Макиавелли.

*Возрождение, или Ренессанс (14-16 вв) пришёл на смену культуре Ср. вв. Отличительная черта светский хар-р культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Возрождается антич. культура - так и появился термин. 14-15 вв. характеризовался направленностью на гуманизм. 15-16 вв. учение, согласно которому Вселенная и Бог одно и то же (Бог во всем).  *Мора. Идеальное гос-во - в нём порваны родс-ные связи, отсут-т деньги, навязана новая мораль, и не ясно что будет побуждать людей к труду на благо общества (страх?), требовал национализации, т.к. част.соб. это причина социальных бедствии. Требовал веротерпимости, меньшего кол-ва догматов веры, чтб молодёжь воспитовали духовенство. *Макиавелли. Религия рассматривается главным образом с точки зрения служения государственным, политическим интересам. Догматы религии рассматриваются лишь с точки зрения полезности для общества. Государство это монополист публичной власти. Формы государства: единовластие; правление немногих; правление всего народа. *Кампанелла. Совершенное государство, в котором господствуют философы-священники во главе с Метафизиком, воплощающим собой идеал лидера. Отсутствуют частная собственность и семья, детей воспитывает государство, всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Все вопросы жизни индивидуума жёстко регламентированы властью, человек сам не решает даже очень простых, вопросов.

 

17. Наука и Новое время: эмпирическая теория познания Бэкона. *Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона (16-17вв) – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (теор., так и практ.) накопило человечество (и отд. чел.), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».

18. Рационализм в гносеологии: Декарт, Спиноза, Лейбниц. *Декарт (16-17вв). Основой познания должно быть сомнение во всем. Сомнение - только средство познания. Не стоит слепо верить, мышление должно присутствовать: «Я мыслю, значит я существую». Источник знания - разум. Цель - установить истину. Перейти от знания общего к знанию частного (дедукция). *Спиноза (17в). Отдавал предпочтение рациональному познанию, что дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и приблизится к истине. Интуитивное познание - возможность увидеть вещи, исходящие от Бога. Доступен лишь мудрецам. *Готфрид Лейбниц (17-18). Считал, что мир состоит из порожденных Богом мельчайших духовных единиц, обладающих активностью, которые делил на «низшие» (у неживой природы и растений), «средние» (у животных), «высшие» (у человека). Единство и согласованность дух-х ед-ц есть результат предустановленной Богом гармонии.

19. Сенсуализм в гносеологии: теория познания Локка. Солипсизм в гносеологии. Учение о впечатлениях Д. Юма. *Сенсуализм - ощущения ед. источник познания. Гносеология – теория познания. *Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, первое и решающее основание всего познания. *Солипсизм - внешн. мира нет, есть только собственное сознание, всё сущ-т только в сознании индивида.  Только Я истинно существую, а весь остальной мир это мои идеи, мои представления, «данные моего сознания». Я, я один, я одинок. Из солипсизма можно выйти с помощью Бога. *Впечатления по Юму делятся на впечатления ощущений и впечатления рефлексии. Причина ощущений неизвестна, а рефлексия возникает от воздействия на ум идей ощущения. А идеи ощущений по результатам воздействия впечатлений. Напр., впечатление стола – впечатление ощущения. Впечатление белизны – впечатление рефлексии, т. к. получается в результате деятельности ума.



2019-07-03 1207 Обсуждений (0)
Проблемы философии элеатов. Основные положения о бытии Парменида. Апории Зенона: аргументы против множественности и движения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы философии элеатов. Основные положения о бытии Парменида. Апории Зенона: аргументы против множественности и движения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)