Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственно-директивной и рыночной экономики



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Государственно-директивной и рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Признак Государственно-директивная экономика Рыночная экономика
Характер показателя товарооборота Директивный: устанавливается высшими руководящими организациями Автономный: формируется предприятием самостоятельно
Степень регламентации показателя Фиксированный Расчетный, ориентировочный
Место товарооборота в системе показателей Основной, (исходящий) показатель, который определяет другие Производный от необходимого объема прибыли
Приоритет Валового показателя товарооборота Прибыль и рентабельность
Механизм действия Тотальное планирование Экономическое регулирование
Подход к расчету Как однозначно установленной величины Многовариантный, оптимизационный
Применение в качестве оценки Показатель исполнения плана товарооборота Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах

 

Тотальное планирование объемов товарооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, но и для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах (см. Приложение 1) [2, с.35]. В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды: розничный, оптовый, торгово-посреднический.

Розничный товарооборот характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования.

Оптовый товарооборот характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах [2, с.36]:

оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.

межрегиональный товарооборот - реализация товара оптовым покупателям других регионов;

внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран;

торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями [2, с.37].

В составе торгово-посреднеческого оборота выделяют:

оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места;

оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.

Реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота [2, с.39].

В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров товарооборот подразделяется на:

товарооборот розничной торговой сети в составе которой выделяется товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.) и товарооборот предприятий гражданского питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.);

продажа товаров вне розничной торговой сети.

В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как [2, с.41]:

· продажи непосредственно населению;

· продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.

В зависимости от формы денежных расчетов выделяют [2, с.42]:

· реализация товара за наличный расчет: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению, и расчетные чеки учреждений, банков;

· продажу товаров по безналичному расчету.

В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:

· продажа товаров с немедленной оплатой;

· продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.

Независимо от времени оплаты денег, розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

В зависимости от характера продаваемых товаров в составе товарооборота выделяют [2, с.43]:

· продажа новых товаров;

· продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения и принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.

При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в согласованный период. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени. При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.

Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов.

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа разрешает [3, с.121]:

· изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;

· изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

· и выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

· проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (см.рис.2) [3, с.124].

1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота. На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере. Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования.

Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

 

Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов

   

Анализ динамики общего объема товарооборота

   

Анализ товарно-групповой структуры товарооборота

   

Анализ состава товарооборота по его определенным видам

   

Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров

   

Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота

   

Анализ запаса финансовой прочности предприятия

Рис. 2. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

 

2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров. Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам [3, с.124]:

 

, (1)

 

где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период;

Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый

период по сравнению с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.

На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической [3, с.125]:

 

, (2)

 

где - среднегеометрический темп роста;

 - конечный показатель динамического ряда;

 - начальный показатель динамического ряда

n – количество показателей в динамическом ряду.

3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров [3, с.126].

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ) и коэффициент вариации (v) [3, с.128]:

 

, (3)

, (4)

 

где хi – товарооборота за i-тый период;

- средний объем товарооборотов за n периодов;

n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

6 этапом – анализа разно - оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)

Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия [3, с.129]. Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так [3, с.131]:

 

ПБто= Тф – Тб/з,, (5)

, (6)

 

где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;

Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.

Таким образом, под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи.

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды: розничный, оптовый, торгово-посреднический. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности.

Основной целью управления товарооборотом торгового предприятия является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

В соответствии с этой основной целью перед управлением товарооборотом стоят следующие важнейшие проблемы:

увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры;

планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение предприятием необходимой суммы прибыли;

обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала;

обеспечение планирования структуры товарооборота в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей;

планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и устойчивость ассортимента товаров в пунктах его продажи.

Таким образом, развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.



2019-07-03 249 Обсуждений (0)
Государственно-директивной и рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственно-директивной и рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)