Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Росписи восточной стены Успенского собора.



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
Росписи восточной стены Успенского собора. 0.00 из 5.00 0 оценок




На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи: центральная фреска – новозаветная Троица. Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”. Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Внутреннее убранство Успенского собора.

Стенопись.

Интерьер Успенского собора представляет собой сложный художественный синтез архитектуры, монументальной живописи, икон, предметов прикладного искусства. Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Внутреннее пространство без хоров и, что главное, поражает своим светлым простором, полностью открывающимся нам с первого взгляда. Огромный торжественный зал. Массивные круглые столпы, поддерживающие купола, не создают впечатление тяжести. Современники образно сравнивали их с «древесными стволами» и с восхищением отмечали, что собор был построен «палатным образом». Таково было и задание архитектора Фиорованти: Успенский собор предназначался для венчания московских государей на царство и для других торжественных служб. Стены храма сохранили фрагменты росписи, выполненные в XV веке. В соборе хранятся иконы, созданные в 12 веке.

Известно, что в работе по росписи собора принимал участие знаменитый иконописец Дионисий. От этой древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части собора и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Каменная преграда высотой около 3,5 м отделяла восточную часть храма -- алтарь. На высоте 2,5 м от пола Дионисий с помощниками написал на преграде поясные изображения двадцати трех "преподобных" -- наиболее активных деятелей церкви первых веков ее существования. Расписаны были также стены и своды алтаря и приделов за преградой. Отдельные фрагменты этой первоначальной росписи дошли до наших дней. В приделах, примыкающих к алтарю с южной стороны. Дмитровском и Похвальском, сохранились композиции, выполненные, возможно, самим Дионисием,-- "Рождество Иоанна Предтечи" (см. приложение И), "Похвала Богоматери" (см. приложение К) и "Поклонение волхвов" (см. приложение Л). Написанная в нежных и мягких тонах--сиренево-розовом, голубом, желтоватом, с легко наложенными светлыми бликами,-- композиция "Поклонение волхвов" отличается поэтичностью. К северу от алтаря, в Петропавловском приделе и в жертвеннике, частично сохранились росписи "Апостол Петр исцели недужных", "Семь спящих отроков эфесских" (см. приложение М), "Три отрока в пещи огненной" (см. приложение Н) и "Сорок мучеников севастийских" (см. приложение П).

Существующая роспись появилась в соборе в 1642-1643 г.г. К работе над новой стенописью было привлечено множество (более 150) иконописцев из разных городов. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. На сводах Успенского собора размещены композиции на темы двунадесятых праздников. В верхней части северной и южной стен также иллюстрируются евангельские сюжеты - притчи. В третьем ярусе начинается повествование о земной жизни Богородицы. Во втором ярусе располагаются композиции на тему Акафиста Пресвятой Богородице - торжественных песнопений, посвященных Богоматери, а в самом нижнем ярусе - изображения семи вселенских соборов, на которых вырабатывалась догматика Православной церкви. [9]

Алтарь.

На алтарной преграде Успенского собора, на пилястры которой некогда опиралось нижнее тябло иконостаса, сохранились полуфигурные изображения преподобных – монахов, прославившихся своей подвижнической жизнью и аскетическими подвигами. Время их создания исследователи датируют по-разному – от 1480 до 1515 года, и полагают, что они были созданы артелью мастеров во главе с прославленным Дионисием. Изображения выполнены в технике фрески, то есть по свежей, еще сырой штукатурке, а затем прописаны более тщательно темперными красками по сухому грунту. Они располагались между иконами деисусного чина иконостаса и стоявшими под ними в отдельных киотах местно чтимыми образами. Позже фрески были сплошь закрыты иконами местного ряда, что позволило им прекрасно сохраниться до наших дней. Впервые их обнаружили лишь в 1882 году, когда реставрировали главный иконостас, укрепляли его деревянные конструкции и восстанавливали серебряный оклад, похищенный во время нашествия Наполеона в 1812 году.

Наиболее выразителен на алтарной преграде образ Алексея Человека Божьего, первый в этом ряду, который прославился подвигами добровольного нищенства и жертвенного самоотречения по образу Христову. Однако драматизм судьбы Алексея Человека Божьего не нашел отражения в его образе на алтарной фреске. Его облик пронизан просветленной грустью, силуэт фигуры лаконичен и строг, а изысканная цветовая гамма построена на сочетании холодноватых оттенков розового и серебристо-серого на одеждах и плотных золотистых охр на лике и обнаженных руках святого. В этой фигуре ощущаются живописная легкость, изящество и вместе с тем величавая монументальность, которые отличают руку Дионисия, вероятного автора этой композиции, и позднее проявляются в созданных им в 1502 году знаменитых фресках Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

Между Петропавловским приделом и жертвенником на алтарной преграде изображены Парфений Лампсакийский (жест его рук словно говорит об отречении от мира), рядом с ним – Иоанн Лествичник, автор книги «Лествица», ставшей руководством для монашеской жизни и повествующей о степенях аскетического самосовершенствования (он изображен со свитком в руках), за ним следует юный Иоанн Кущник, повторивший жизненный путь Алексея Человека Божьего. Эти три фигуры написаны, скорее всего, одним мастером, живопись которого отличает более плотная, иконописная манера письма. [10]

На открытом участке алтарной преграды между жертвенником и царскими вратами изображены: Павел Фивейский – суровый аскет в одеждах, сплетенных из пальмовых листьев; раскаявшийся разбойник Моисей Мурин; основатель первого на Востоке общежительного монастыря Феодосий Великий; Исаак Сирин и Ефрем Сирин, Антоний Великий и Евфимий Великий. Их лица полны внутренней сосредоточенности и спокойствия, жесты рук сдержанны и неторопливы, абрис фигур лаконичен и строг. Они представлены здесь как мудрые наставники и просветители, к которым приходящие в храм «обращались за правилом жизни и с молитвами о поддержке».

Усыпальница.

Самое древнее из захоронений Успенского собора – гробница его основателя митрополита Петра, великого молитвенника, защитника и духовного покровителя Московии, первого жителя Москвы, причисленного к лику Русских святых. В 1325 году святитель перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву, положив тем самым начало возвышению и становлению Москвы как духовного центра. Святитель благословил великого князя Ивана Калиту построить в Кремле главный храм в честь Богоматери, который, как он предрек, прославит князя, весь род его и возвысит град Москву среди всех прочих городов.[7]

Собор был освящен после кончины святителя, в 1327 году. Согласно преданию, когда митрополит Петр отошел к Богу, тело его было погребено в новоустроенном соборе, где еще при жизни он своими руками вытесал себе гроб.

Согласно легенде, в ночь пред Куликовской битвой, в 1380 году, митрополит Петр явился русским воинам в воздухе со златым жезлом, которым поражал врагов. Таким же святитель явился через пятнадцать лет грозному Тамерлану и запретил нападать на Москву. С тех пор в русских летописях и царских грамотах св. Петра называют заступником Русской земли и великим чудотворцем. По словам летописцев, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя. У гроба митрополита Петра князья целовали крест в знак верности великому князю, нарекались и избирались московские первосвятители.

Захоронение митрополита Петра находится в Петропавловском приделе в алтарной части за иконостасом. Оно оставалось закрытым до 1382 г., когда хан Тохтамыш вскрыл гробницу святителя в поисках золота. С тех пор мощи святителя почивали открыто. В правление Ивана Грозного гробницу снова запечатали, и вскоре святитель Петр явился во сне царице Анастасии и повелел, чтобы она запретила раскрывать его гроб и наложила бы на него свою печать. Анастасия запечатала мощи святителя, и гроб стоял под спудом до 1812 года. В поисках сокровищ французские войска вскрыли раку святителя Петра, и с тех пор, до самой революции, ее больше не закрывали.[4]

Преемник митрополита Петра святитель Феогност добился канонизации святителя и продолжил каменное строительство в Кремле. В 1342 году он совершил поездку в Орду, где отказался подчиниться приказу хана Джанибека собирать дань с церквей, за что был подвернут жестоким пыткам. Митрополит стойко претерпел все муки и пытки, но брать дань категорически отказался, ссылаясь на слова апостола Павла. «Если кто оскорбит Церковь Божию, того оскорбит Бог». И тогда пораженный хан отпустил святителя на Русь, подтвердив все права и льготы Православной церкви. Скончался святитель Феогност в 1353 году и был погребен в алтаре Успенского собора близ чудотворного гроба митрополита Петра.

В 1475–1479 гг. по указанию великого князя Ивана III на месте обветшавшего Успенского собора времен Ивана Калиты был возведен новый каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены останки первых московских святителей.

По преданию, когда нетленные мощи митрополита Петра переносили в новый собор, он приподнялся во гробе и благословил москвичей. Во время похорон у гроба святого трое неизлечимо больных получили чудесное исцеление. Вскоре его гробница стала одной из московских святынь, дающих чудесное исцеление, а Москва, как и было предсказано, обрела статус первопрестольного города и духовного центра всей земли Русской.

Согласно другому преданию, один глухонемой юноша, услышав во сне ангельский голос: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения», пошел туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов. Когда он приложился к гробу святителя Феогноста, внезапно стал говорить и слышать. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулась речь.

С тех пор Успенский собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов, а с конца XVI века – патриархов. Последнее захоронение состоялось в 1700 году, когда умер Адриан, последний Патриарх Московский и Всея Руси. Таким образом, в соборе погребены все патриархи московские (т. е. до учреждения Святейшего Синода), кроме опального Никона, так как он был лишен сана и похоронен в Новом Иерусалиме под Москвой. Мощи святого митрополита Алексия также лежат не здесь: сначала они находились в основанном им Чудовом монастыре, а сейчас в Богоявленском соборе в Елохове.
Могилы митрополитов XIV – середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия.

Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане каменными надгробиями – кенотафами (греческое слово, образованное от двух слов: «кенос» – пустой и «тафос» – могила). В начале XX столетия их заключили в медные посеребренные чехлы с золочеными крестами и эпитафиями.

Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застекленные рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора, мощи московских чудотворцев: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа (Колычева) и свмч. патриарха Гермогена – покоятся в деревянных, декорированных металлическими пластинами раках.

Если обойти гробницы слева направо, по часовой стрелке, то это будет соответствовать хронологическому порядку правления погребенных здесь святителей, за исключением наиболее почитаемых из них, которые находятся в алтаре и по углам собора.



2019-07-03 234 Обсуждений (0)
Росписи восточной стены Успенского собора. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Росписи восточной стены Успенского собора.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)