Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Царское моленное место.



2019-07-03 309 Обсуждений (0)
Царское моленное место. 0.00 из 5.00 0 оценок




Царское место, или Мономахов трон установили в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 году. Его назначение – молельное место, где находился во время богослужения царь.

Традиция возведения царского места берёт начало из Константинополя, где императоры во время службы находились в специальном помещении, расположенном в юго-восточной части храма, этим объясняется расположение трона в Успенском соборе в его юго-восточном углу.

Выбор места не случаен- это связано с положительной символикой правой части храма. Интересно, что в сценах Страшного суда праведники находятся в правой части композиции.

Создание царского места должно было ещё раз подчеркнуть политическую и церковную преемственность русских государей от павшего дома византийских императоров. Царь Иван Васильевич в 1547 году венчался на царство новым титулом «царь».

Трон изготовили довольно высоким – 6,5 метра. Его нижняя часть – это четверик с тремя глухими стенами и воротами в восточной части. Он опирается на четырёх зверей, украшен многофигурными барельефами (по четыре с каждой из сторон, всего 12).

Верхняя часть трона, это восьмигранный шатёр на квадратном основании, лежит на четырёх резных колоннах, украшен тремя рядами кокошников, увенчан двуглавым орлом и резными кубками. Композиция украшена надписями на фризе, дверцах и резных композициях по сторонам четверика, эти надписи и дают ключ к раскрытию замысла создателей.

Такие архитектурные формы царского места не случайны. Шатёр, заимствованный из античного искусства и в христианской традиции, устанавливается над алтарными престолами, амвонами, святительскими кафедрами, отмечая святость места, в связи с этим уместно сравнить шатёр царского места с шатром над молельным местом патриархов, которое было построено вместе с постройкой Успенского собора и, возможно, связано с именем Аристотеля Фиораванти.[3]

Иконы и мощи Успенского Собора.

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Тот иконостас, что сейчас находится в соборе, был создан в 1653 году по велению патриарха Никона и запечатлел в себе новшества его эпохи.

Основные иконы.

«Спас Златая Риза»

На самом почетном месте, справа от царских врат, где всегда находится образ Господа Иисуса Христа – древняя икона «Спас Златая риза», известная также как «Спас императора Мануила». Возможно, еще Иван III взял его из новгородского храма Святой Софии, но более вероятно, что икону в Москву привез Иван Грозный после похода на Новгород в 1570 году.

Название «Златая риза» произошло от огромного позолоченного оклада, который прежде покрывал образ Спасителя. В XVII веке царский мастер Кирилл Уланов, реставрируя образ, тщательно расписал золотом одеяние Христа, пытаясь восстановить древнюю иконографию.

По преданию, этот образ написал византийский император Мануил. Спаситель был изображен согласно канону – благословляющим, с воздетой правой рукой. Но однажды император обрушил свой гнев на священника. И тогда во сне ему явился Господь, указующий перстами вниз, в назидание о смирении гордыни. Проснувшись, потрясенный император увидел, что Спаситель на его иконе действительно опустил вниз правую руку. Потом император будто бы подарил образ новгородцам.

 «Успение Пресвятой Богородицы»

Храмовый образ Успения написан Дионисием, хотя раньше его авторство приписывали святителю Петру. Это иконографический тип «облачного Успения»: здесь апостолы изображены чудесным образом переносимыми на облаках к одру Пресвятой Богородицы, когда Она пожелала всех их видеть перед уходом из мира.

«Предства Царица» и «Спас Ярое око»

За южной дверью – икона «Предста Царица», тоже вывезенная из Новгорода. По преданию, ее написал Алипий, первый известный русский иконописец, инок Киево-Печерского монастыря.

Господь изображен в облачении священника, в то же время напоминающем одеяния императора, что символизирует слияние во Христе духовной и светской власти и симфонию Церкви и государства.

Над крайней правой дверью, ведущей в Похвальский придел, – знаменитый «Спас Ярое око», написанный греческим художником в 1340-х годах еще для старого Успенского собора времен Ивана Калиты. Это икона Иисуса Христа, восходящая, вероятно к иконографическому типу Спаса Вседержителя и отличающаяся особо строгим проницательным выражением глаз.

Икона Богоматери

Образ слева от царских врат – второе почетное место в иконостасе, где традиционно ставится образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в замосквореченском храме Николая Чудотворца в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи, а в Успенском соборе ее место занял список (копия), исполненный учеником Дионисия в 1514 году.

Над северными дверями иконостаса – еще один образ Успения Богоматери, написанный, по одному преданию, на доске от купели, где крестили Пресвятую Богородицу, а по другому – на доске от гроба святителя Алексия Московского. От времени доска рассохлась и выгнулась, оттого икона называется «Согбенная».

 «Спас в Силах»

Необычна и центральная икона – «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек (Матфей), орел (Иоанн Богослов), лев (Марк) и телец (Лука). Символы были заимствованы из Откровения Иоанна Богослова: «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6–7). Согласно церковному толкованию, эти апокалиптические животные олицетворяют собой «тварный мир» – вселенную с четырьмя сторонами света. В христианской иконографии их символически отождествляли с четырьмя апостолами-евангелистами, проповедовавшими Благую весть на четыре стороны света, то есть по всему миру.

Вдоль стен и в застекленных витринах собора представлены не менее символичные образы.



2019-07-03 309 Обсуждений (0)
Царское моленное место. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Царское моленное место.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)