Рыночные методы: а) метод потребительской оценки (ориентация на спрос); б) метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию); в) метод тендерного ценообразования.
Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства, в ценовом методе полных издержек происходит формирование цены на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу производимой продукции. Главное достоинство метода-простота начисления, недостаток метода: а) он отражает ориентацию на производство, а не на рыночный спрос; б) ценообразование в таком варианте не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть факторы, влияющие на цену. Таблица 2.4.Затратный метод ценообразования. 1) Основные элементы цены |
Изделия | |||||||||||
А | В | С | ||||||||||
Прямые издержки всего | 480 | 345 | 460 | |||||||||
Сырье и материалы | 240 | 165 | 205 | |||||||||
Оплата труда ОПР | 195 | 145 | 140 | |||||||||
Прочие прямые издержки | 45 | 35 | 115 | |||||||||
Косвенные затраты | 190 | 310 | 350 | |||||||||
Итого издержек | 670 | 655 | 810 | |||||||||
Прибыль | 100 | 60 | 70 | |||||||||
Рентабельность (к затратам) % | 15 | 9 | 8,5 | |||||||||
Выручка от реализации | 770 | 715 | 880 |
Ценовой метод стандартных издержек позволяет сформировать цену на основе
расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Преимуществом данного метода является выявление ”узких мест”, производства чтобы их устранить.
Таблица 2.5.Ценовой метод стандартных издержек.
Основные элементы цены |
| Изделия |
| |||||
А | В | С | ||||||
стандарт отклонение | стандарт отклонение |
Стандарт отклонение | ||||||
Прямые издержки- всего в том числе | 500 | +20 | 350 | +5 | 430 | -30 | ||
Сырье и материалы | 250 | +10 | 150 | -15 | 200 | -5 | ||
Оплата труда ОПФ | 200 | +5 | 150 | +5 | 130 | -10 | ||
Прочие прямые издержки | 50 | +5 | 50 | +15 | 100 | -15
| ||
Косвенные издержки | 200 | +10 | 300 | -10 | 370 | +20 | ||
Итого издержек | 700 | +30 | 650 | -5 | 800 | -10 | ||
Прибыль | 70 |
| 65 | 80 |
| |||
Выручка от реализации | 770 |
| 715 | 880 |
| |||
Ценовой метод прямых издержек называют так же методом формирования цен по сокращенным затратам. Достоинство этого метода – возможности выявления наиболее выгодных видов продукции.
Таблица 2.6.Ценовой метод прямых издержек.
Основные элементы цены | Изделия | ||
А | В | С | |
Цена изделия | 770 | 715 | 880 |
Сырье и материалы | 240 | 165 | 205 |
Оплата ОПФ | 195 | 145 | 140 |
Прочие прямые издержки | 45 | 35 | 115 |
Итого прямых издержек | 480 | 345 | 460 |
Валовая прибыль | 290 | 370 | 420 |
Рентабельность | 60 | 107 | 91 |
Косвенные затраты | 190 | 310 | 350 |
Разновидностью этого метода является метод стандартных прямых издержек, которые сочетает в себе достоинства метода стандартных и прямых затрат.
2) Метод удельной цены: метод формирования цены исходя из одного (главного) параметра качества товара. Он заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товара. Действует следующий алгоритм:
- отбор основных параметров,
- начисление баллов по каждому параметру,
- суммирование баллов по базовому и искомому товару,
- расчет цен, на товары по соотношению суммарных баллов.
Недостатком этого метода является субъективизм при начислении баллов, особая роль принадлежит квалификации эксперта.
Ценовой метод регрессии состоит в определении уравнения регрессии, зависимость цены от величины нескольких параметров, фактически это метод моделирования цены, в этом его преимущество и недостаток, преимущество – наличие взаимных связей в уравнении регрессии; недостаток – сложность аналитического расчета.
3)Метод ценообразования с ориентированный на спрос, предполагает выяснение максимальной прибыли в зависимости от цены, а значит и от спроса.
Таблица 2.7.Метод ценообразования.
Спрос
| Доход Ц*К | Пост. изд – ки | Передние издержки | Валовые издержки | Прибыль | |
Цена Ц. | Кол-во К. | |||||
0 | 1000 | 0 | 2000 | 5000 | 7000 | -7000 |
5 | 800 | 4000 | 2000 | 4000 | 6000 | -2000 |
10 | 600 | 6000 | 2000 | 3000 | 5000 | 1000 |
15 | 400 | 6000 | 2000 | 2000 | 4000 | 2000 |
20 | 200 | 4000 | 2000 | 1000 | 3000 | 1000 |
25 | 0 | 0 | 2000 | 0 | 2000 | -2000 |
Средние удельные издержки на единицу продукции составляют 5 ед.
Наибольшую прибыль обеспечивается при цене 15 ед., при этом спрос составляет 400 единиц.
Данная модель дает предоставление о реальных соотношениях между спросом, издержками, доходом и прибылью.
Ценообразование с ориентацией на конкуренцию предполагает знание действий конкурирующих фирм. Экономическим показателем конкурентности фирм является показатель перекрестной эластичности спроса. Допустим, в результате обследования состояния рынка была построена матрица коэффициентов перекрестной эластичности.
Таблица 2.8.Ценообразование с ориентацией на конкуренцию.
Фирма i Фирма j | Товарный ассортимент | |||||
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | ||
Товарный ассортимент | В1 | 1,6 | 0,15 | 1,9 | 0,3 | 0,4 |
В2 | 6,2 | 0,12 | -0,1 | 0,4 | 0,3 | |
В3 | 6,7 | 0,11 | 0,05 | 0,01 | 0,1 | |
В4 | 3,4 | 0,21 | -3,4 | -3,6 | 1,4 | |
В5 | 2,2 | 0,13 | -3,5 | -3,1 | -0,01 |
Степень взаимозаменяемости товаров тем выше, чем более положительное значение коэффициента перекрестной эластичности. Конкуренция тем жеще, чем более взаимозаменяемыми являются товары. Допустим, что номенклатурная группа предприятий В1-В5 занимает значительно удельный вес в общем объеме j - предприятия. Ему нецелесообразно повышать цены на данные товары, т.к. в этом случае произойдет переключение потребительского спроса на товары конкурентов. И наоборот если целью j- предприятия является вытеснения конкурента с рынка ему выгодно снижать цены на товары В1-В5 в результате товар А1 будет заменен товарами группы В.
Для взаимодополняющих товаров (комплементарных) значения коэффициентов перекрестной эластичности отрицательные. Чем больше по абсолютной величине эти значение, тем взаимодополняемость выше. Следовательно, J-му предприятию выгодно будет снижать цены на товары (A3-A4) его конкурента, так как это позволит ему увеличить объем продаж товаров (В4 и В5). И наоборот, I-e предприятие должно следовать стратегии стабилизации цен на товары (A3, A4), с тем, чтобы сократить спрос на товары конкурента. Нулевые значения или близкие к нулю коэффициентов перекрестной эластичности свидетельствуют о независимости товаров и не учитываются при в разработке ценообразования.
Для некоторых рынков, особенно государственных, получило распространение образование цены с помощью – торгов. Их предложения представляются к определенному сроку в запечатанных конвертах. При формировании цены по этому методы надо учить:
1. анализ прошлых предприятий конкурентов
2. анализ нынешних состояний для конкурентов
Занижение цены создает риск упустить потенциальную прибыль, завышение цены может привести к проигрышу торгов.
2019-07-03 | 238 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы