Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие звукового сообщения аудиторией



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
Восприятие звукового сообщения аудиторией 0.00 из 5.00 0 оценок




Речь идет о социально-психологических барьерах на пути радиопередач к слушателю. В редакциях порой и сегодня не учитывают, что если передача не заинтересует слушателя, то он ее просто не воспримет. Иногда при работе над материалом автор просто не обращает внимания на то, как его передача будет восприниматься на слух.

На радио не изжит так называемый статистический метод изложения материала, возможный только в газете. Давно доказано и хорошо известно профессиональным журналистам, что в звучащем объеме радиопередачи любого жанра, соответствующем 8-12 строкам печатного текста, не должно использоваться более трех цифр, не имеющих между собой конкретных логических сравнительных связей.

Избегая вредной избыточности, радиожурналист должен уметь усиливать в своих материалах полезную информационную избыточность. Речь идет о повторении ключевых элементов, ориентирующих слушателя в содержании, а также сложных понятиях, незнакомых имен собственных, терминов, что способствует их усвоению аудиторией.

Интересно, что в "живых" записях, когда перед участниками беседы у микрофона нет никаких заранее приготовленных заметок, полезная информационная избыточность создается как бы сама собой, уходит и вредная избыточность. В текстовом же материале информационную избыточность надо специально прорабатывать.

В радиожурналистике существует понятие "фактуры радиопередачи". Под фактурой понимается тот самый конкретный материал, который звучит в эфире и непосредственно воспринимается слушателями. Фактура - реальная материальная ткань передачи. В сценарии, лежащем перед диктором или ведущим, тексте свойства восприятия могут быть заложены или не заложены, как говорится, потенциально. А в конкретном ее звучании это реально и проявляется.

В живом непосредственном общении мы с первых лет жизни совершенствуем навыки передачи содержания собеседникам с помощью речи. Поэтому в живых документальных записях на магнитофон, в прямом эфире люди, не задумываясь, автоматически строят свою речь, что она хорошо воспринимается на слух. Так же автоматически регулируется и ее информационная избыточность. При работе же на радио с текстами, написанными по законам письменной речи, обработка информационной избыточности становится видом нормативной профессиональной работы. Тем более что чтение вообще хуже воспринимается радиослушателем, чем живая, естественная речь или диалог.

Поэтому можно говорить о более активной или сильной фактуре радиопередачи (с точки зрения ее восприятия слушателями) и о менее активной, слабой. Руководствуясь принципом приоритета, журналист старается по возможности использовать не чтение текста, а живую речь, еще лучше - диалог, еще лучше - репортажный момент, в который включен разговор с участниками события.

Так подробно мы заговорили о сильных и слабых видах фактуры радиопередач, чтобы далее показать, как можно и нужно преодолевать так называемые пороги или кризисы внимания, которые могут возникать у слушателей при восприятии программ и отдельных передач.

Исследователи специфики психологического контакта радиовещания с достаточно большой точностью определили, что эти кризисы внимания наступают практически у всей аудитории и в одно и то же время. Если нет дополнительного информационного интереса (скажем, передается чрезвычайно важный материал или передача слушается, например, специально, чтобы оценить ее профессиональные достоинства, или еще что-то в этом роде), то через три с половиной минуты у всех радиослушателей неизбежно наступает полный кризис внимания, и оно просто отключается! Второй кризис наступает через 8,5- 9 минут после начала передачи. Для его преодоления используются виды фактуры, которые по своей природе ближе к естественным формам воспринимаемой деятельности и к естественным, прямым формам общения.

Третий кризис внимания наступает на 14-й минуте прослушивания передачи. Этот кризис преодолеть поможет только еще более активная с точки зрения восприятия на слух фактура, окрашенная активной эмоцией. Речь идет об эмоциях, возникающих в дискуссии при столкновении мнений, при прямом выражении восхищения или негодования. Это может быть и точно подобранная музыка.

На 28-й минуте наступает самый сильный кризис внимания аудитории, слушающей однотомный материал. Специфика восприятия радиопередач подсказывает, что не стоит стремиться к большим по объему материалам. Да и вообще большое количество фактов далеко не всегда является достоинством передачи. Оно не заменит глубины авторского анализа, но увеличит опасность того, что передача будет вялой, нединамичной, и у слушателей просто не хватит терпения и времени дослушать ее до конца.

В произведениях массовой информации сегодня все больше ценятся динамика, разумный лаконизм при выборе выразительных средств, при отборе фактов и подробностей. Особенно это относится к телевидению и радио. Международный стандарт подачи теле- и радио новостей в настоящее время - 100 секунд. За три же минуты, как показывает практика, можно достаточно полно рассказать о любом текущем событии, дать аргументированный комментарий, 10-минутная передача - объем для всестороннего освещения проблемы, десять минут - удобный объем для корреспонденции и очерка. 14-15-минутная передача - это пространство для основательного наблюдения, анализа и раскрытия общественно-политических и морально-нравственных тем. 28 минут больше всего подходят для документального радиофильма или радиопьесы. Конечно, бывают и более продолжительные по звучанию однотомные материалы, но это уже исключение, объем для освещения чего-то неординарного.

Внимание аудитории к радиопередаче всегда подвижно. Слушателей привлекают обращение к волнующей теме и проблеме, опора на актуальную тему, яркие факты, интересные творческие решения.



2019-07-03 190 Обсуждений (0)
Восприятие звукового сообщения аудиторией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие звукового сообщения аудиторией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)