Информационные сложности финансового анализа банка в современных условиях
Наличие прозрачной и полезной информации об участниках рынка и их операциях является важным элементом эффективного рынка, а также ключевым условием действенности рыночной дисциплины. Чтобы банковское управление с учетом риска было эффективным, полезная информация должна предоставляться всем основным участникам, в число которых входят: органы надзора, владельцы акций и облигаций, вкладчики и другие кредиторы, банки-корреспонденты и другие банки, стороны контрактных отношений и общественность (подробнее основной состав пользователей информации раскрыт в параграфе 1.1 стр. 9 – 10). Сами по себе рынки не обеспечивают достаточного уровня раскрытия информации. Хотя рыночные силы, как правило, уравновешивают предельные выгоды и затраты на раскрытие дополнительной информации, конечный результат не всегда соответствует реальным потребностям участников. Цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом состоянии хозяйственного объекта (бухгалтерский баланс), о результатах его деятельности (отчет о финансовых результатах) и об изменениях в финансовом состоянии (отчет о движении денежных средств). Прозрачность финансовой отчетности обеспечивается путем полного и правдивого предоставления информации, необходимой для принятия экономических решений, широкому кругу пользователей. Качественными характеристиками информации, содержащейся в финансовой отчетности, является свойства, делающие ее полезной. Если всесторонняя полезная информация отсутствует, менеджмент может не видеть реального состояния банка, а ключевые участники могут быть введены в заблуждение, что в свою очередь, нарушит рыночную дисциплину. Напротив соблюдение основных качественных характеристик информации и стандартов финансовой отчетности, как правило, позволяет получить правдивую и достоверную картину. По мнению сотрудников Всемирного банка Хенни Ван Грюнинга и Брайович Братанович С., основными качественными характеристиками банковской информации являются следующие: Значимость. Информация должна быть значима, поскольку она воздействует на экономические решения пользователей. Значимость информации определяется ее характером и качеством сведений, избыточность затрудняет восприятие информации. Достоверность. Информация не должна содержать ошибочных сведений и не должна быть необъективной. Основными составляющими достоверности являются добросовестность, приоритет содержания над формой, нейтральность, предусмотрительность и полнота. Сопоставимость. Информация должна предоставляться последовательно во времени и быть сопоставимой с другой аналогичной информацией, а так же с информацией других организаций, для того чтобы пользователи могли провести сравнение. Своевременность. Отсрочка в предоставлении отчетности может улучшить достоверность информации, но одновременно привести к снижению ее значимости. Понятность. Информация должна легко восприниматься пользователями, обладающими достаточными знаниями в области бизнеса, экономики и финансового учета. [33, с. 231] Поскольку качественная информация служит важным фактором обеспечения стабильности банковской системы, то без контроля выполнения банками предписаний Национального Банка прозрачность информации сильно падает. Банковское законодательство традиционно использовалось как средство принуждения к раскрытию информации. Однако в большой степени это касается информации, необходимой органам надзора для целей кредитно-денежной политики, но не информации, позволяющей проводить глубокую оценку деятельности банка. Надзорным органом банков в Республике Молдова – Национальным банком, к настоящему моменту проведена существенная работа по разработке нормативных документов направленных на повышение прозрачности, полноты и качества информации предоставляемой банками в процессе своей работы. Рассмотрим нормативные акты принятые Национальным Банком Молдовы в двух направлениях: Прозрачность и полнота; Качество предоставляемой информации. На данный момент полнота и прозрачность информации регламентируется двумя документами: «Регламент о порядке раскрытия коммерческими банками Республики Молдова информации о своей финансовой деятельности» [9] и «Инструкция о порядке составления и представления банками финансовых отчетов» [13]. Целью обоих нормативных актов является раскрытие информации, стимулирующей рыночную дисциплину и укрепляющей финансовую стабильность путем повышения прозрачности деятельности банка и его подверженности риску, а также обеспечение широкого круга пользователей информацией о финансовом состоянии банка. В регламенте установлены критерии и порядок раскрытия банком информации о своей финансовой деятельности, форматы отчетности, периодичность и сроки ее предоставления. Инструкция подробно описывает и устанавливает правила по составлению отчетов, их наполнение, а так же устанавливает некоторые формы отчетов направленные на контроль деятельности банков со стороны НБМ. Кроме описанного выше «Регламента о порядке раскрытия коммерческими банками Республики Молдова информации о своей финансовой деятельности», в котором указываются качественные характеристики информации (схожие с качественными характеристиками, предложенными выше), качество информационного наполнения отечности устанавливается «Законом о финансовых учреждениях» [2], «Регламент об организации бухгалтерского учета в банках Республики Молдова» [10], НСБУ №30. Ст. 34 «Закона о финансовых учреждениях» – обязывает банку заключить договор с независимой аудиторской организацией по согласованию с НБМ, которая: Осуществляет помощь банку в области бухгалтерского учета; Контролирует достоверность отражения в отчетах финансового состояния банка; Проверяет правильность методов и процедур внутреннего аудита и контроля банка; Информирует НБМ о любых противоправных действиях работников банка и его филиалов. Так же дополнительные указания к внешнему аудиту банков – порядок проведения, периодичность и структура проверок оговариваются в «Регламенте о порядке составления и предоставления результатов аудита». Стоит отметить «Регламент об организации бухгалтерского учета в банках», в котором говорится о ведении бухгалтерского отчета и обеспечении четкого отражения состояния имущества и результатов финансового года, который осуществляется на основании норм, методов, правил и процедур предусмотренных МСФО и МСБУ. Перевод банков РМ на международные стандарты, является передовым шагом НБМ, что дает пользователем больший объем информации и делает отчетность более понятной, а соблюдение методик МСФО повышает качественные характеристики информации своевременность, сопоставимость, достоверность. И выше сказанного видно, что усилиями НБМ информационная составляющая банковской системы РМ становится прозрачнее и достовернее, что является важным для выполнения своих задач и функции НБМ, а так же для принятия экономических решений партнерами, клиентами, конкурентами банка, - а это основа конкурентного развития рыночной экономики страны, повышения эффективности рынка. В таблице 3.1.1 перечислены некоторые недостатки и нарушения в отчетности банков. Как показывает таблица – основная проблема состоит не в отсутствии эффективных стандартов отчетности, а в том, что существующие стандарты не реализуются должным образом органами, ответственными за учет и регулирование. Действительно, само по себе установление требований к предоставлению информации еще ничего не решает. Эти требования должны сопровождаться эффективными нормами принуждения к исполнению, вплоть до специального законодательства о мошенничестве, обеспечивающими полное, своевременное и не вводящее в заблуждение раскрытие информации. Органы регулирования должны иметь для этого достаточные полномочия. Существует еще такой момент, который когда отдельные данные в соответствии с законодательством могут раскрываться банками только для НБМ, что ограничивает возможность отдельных субъектов к проведению анализа банка. А так же что не мало важно существуют такие ограничения в предоставлении информации, которые не поддаются регулированию. К примеру, пункт 2 из таблицы 3.1.1 возникает не от недостатков учета или ошибок при составлении отчетности, а зависит от совершенства рынка. Или пункты 4, 5 связаны с намеренными, осознанными действиями банковского менеджмента, на которые хотя и можно влиять законодательно, однако очень сложно и не всегда своевременно. Пятый пункт возникает из-за недостаточных стимулов раскрытию дополнительной информации, как со стороны самих банков, так и со стороны внешних аудиторов. Таблица 3.1.1
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |