Методология аудита расчетных операций
В настоящее время в России порядок проведения аудита регулируется, прежде всего, Законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001г. В соответствии с Законом целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Одним из направлений аудита на предприятии является аудит расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе аудита расчетных операций должны быть решены следующие задачи: 1) оценка эффективности внутреннего контроля текущих обязательств и расчетов» 2) проверка достоверности учетных и отчетных данных о расчетах: - с покупателями и поставщиками; - с разными дебиторами и кредиторами; - расчетов по внебюджетным платежам. Источниками информации являются для проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО ТПК «Заволжье» являются: - Положение о бухгалтерском учете; - договоры поставки продукции (работ, услуг); - накладные; - счета-фактуры; - акты сверки расчетов; - протоколы о зачете взаимных требований; - акты инвентаризации расчетов; - копии платежных документов; - книга продаж; учетные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Покупателями и заказчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения»; - Главная книга; - Бухгалтерская отчетность. Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитор получает предварительное представление о состоянии расчетов в ООО ТПК «Заволжье» и исследует имеющиеся факторы риска. Поэтому он устанавливает наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Целью аудиторской проверки расчетных операций является формирование мнения о достоверности отчетности в части показателей, отражающих расчеты с дебиторами и кредиторами, и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам. Практические цели аудиторской проверки расчетных операций заключаются в установлении: - полноты – все ли операции по расчетам учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли не учтенных расчетов; - существования – существуют ли обязательства по расчетам на дату составления баланса и существенны ли эти обязательства; - прав и обязанностей – правомерны и верны суммы обязательств по расчетам, исходя из критериев формальности, законности и действенности; - оценки – оценены ли обязательства по расчетам в соответствии с требованиями нормативных актов; - точности - правильно ли произведен расчет налога на добавленную стоимость в счетах поставщиков и подрядчиков и др, соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета; - ограничения учетного периода – все ли обязательства по расчетам отражены в тех учетных регистрах, когда они имели место; - представления и раскрытия – все обязательства по расчетам раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по учету и отчетности. При аудите расчетных операций производится: 1) Проверка состояния учета и контроля за внешними операциями: - документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности, реальность ее погашения; - наличие и анализ материалов инвентаризации задолженности по внешним расчетным операциям; - выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности; - соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета. 2)Проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками: - наличие и правильность оформления договоров и первичных документов по расчетам за полученные ценности (работы, услуги; - соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам; - полнота и правильность отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах в учетных регистров; - своевременность расчетов и реальность числящейся задолженности; - соблюдение порядка списания кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками. 3) Проверка полноты и правильности учета расчетов с покупателями и заказчиками: - наличие и правильность оформления договоров и первичных документов за реализованные покупателям ценности, работы, услуги; - соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам; - полнота и правильность отражения расчетов с покупателями и заказчиками на счетах в учетных регистрах; - обоснованность и правильность отражения полученных авансов; - своевременность расчетов, обеспеченность и реальность числящейся задолженности покупателей и заказчиков; - проверка соблюдения порядка списания дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. 4) Проверка учета расчетов по претензиям: - обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям; - полнота и правильность отражения в учете претензий; - реальность числящейся задолженности по претензиям. 5) Проверка полноты и правильности учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами: - своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы; - правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полнота и своевременность их перечисления получателям; - правильность и своевременность расчетов с разными организациями по операциям некоммерческого характера; - реальность задолженности по расчетам с разными дебиторами и кредиторами на дату составления баланса. 6) Проверка полноты и правильности учета расчетов по договору простого товарищества (совместная деятельность): - наличие и правильность договора простого товарищества; - правомерность ведения учета по договору простого товарищества и документальная обоснованность операций по этому договору; - правильность ведения раздельного учета имущества и налогообложения хозяйственной деятельности в рамках договора простого товарищества; - распределение прибыли между участниками договора. 7) Обобщение результатов аудита текущих обязательств и расчетов: - оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации; - оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности. Но перед проведением аудиторской проверки, согласно принятого нормативного законодательства, необходимо составить программу и план аудита.
3.2 Программа и план аудиторской проверки расчетных операций
Проведем внутреннюю аудиторскую проверку расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье». Предварительно составим тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита расчетных операций (таблица 5).
Таблица 5.- Тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита расчетных операций в ООО ТПК «Заволжье».
|
2019-07-03 | 275 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Методология аудита расчетных операций |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы