Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комическое как противоречие.



2019-07-03 328 Обсуждений (0)
Комическое как противоречие. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность комического - в противоречии. Комизм - результат контраста, разлада, противостояния : безобразного - прекрасному (Аристотель), ничтожного- возвышенному (И. Кант), нелепого - рассудительному (Жан Поль, А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности - бесконечному произволу (А. Бергсон), ложного, мнимо основательного - значительному, прочному и истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на значимость (Н.Г. Чернышевский), нижесреднего - вышесреднему (Н. Гартман) и т.д. Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетической мысли, выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Однако формы комического противоречия разнообразны. В нем всегда присутствуют два противоположных начала, первое из которых кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством. И. Кант видел сущностнь комического во внезапном разрешении напряженного ожидания в ничто. Французский философ-просветитель XVIII в. Ш. Монтескье писал : “Когда безобразное для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех”.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большее впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем по времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Многообразие эстетических свойств.

Безобразное.

В истории эстетики антипод прекрасного - безобразное не имеет глубокой теоретической традиции. Еще древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, “хорошее превращается в дурное, вкус теряется”. Обратимость и взаимопереход прекрасного и безобразного раскрываются в древеегипетском мифе об Исиде.

Вопрос о безобразном в искусстве впервые теоретически поставил Аристотель. Произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит не только прекрасное, но и безобразное. Даже явления отвратительны в жизни, будучи изображены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие. В основе этого удовольствия лежит радость узнавания действительности, которую мастерски передал в произведении художник.

По Ш. Бодлеру, безобразное лицо - это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света, внутреннего богатства.

Таким образом, безобразное - эстетическое свойство предметов, естественные, природные данные которых при современном уровне развития общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, т.к. заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.

Низменное.

Низменное противоположно возвышенному. Согласно представлению древних египтян, покидая мир, солнце повергает землю и людей во мрак, ужас смерти охватывает всех.

Рассматривая эстетические свойства действительности, которым подражает искусство, Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном.

Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т.к. они еще не освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную опасность. Если человечество не владеет собственными общественными отношениями, то это может стать источником больших бедствий. И все явления, относящиеся к этой грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и т.п.).

Ужасное.

Ужасное - близкая к трагическому, но глубоко ему противоположная категория. Если трагическое всегда имеет свое разрешение в будущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение от несчастия, бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека, т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб обстоятельств, он не владеет миром.

Ужасное - эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания, пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом.

Категория ужасного охватывает те явления действительности, которые человек свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).

Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике. Эти категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя понять, например, произведения изображающие ужасы фашизма.

Литература:

1. Бобров В.В. Введение в философию : Учебное пособие. - Новосибирск : Издательство НГУ, 1998.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание. М: Политиздат, 1988.

3. Выжленцев Г.П. Социально-политический журнал//Аксиология :становление и основные этапы развития. 1995 г. №6 и 1996 г. №1.

4. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат,1991.

 

Содержание.

1. Введение……..……………………………………………………………..2                                         

2. Аксиологический этап в истории философского знания………..…13

3. Категории эстетического освоения мира

             Эстетическое и Полезное………..………….……………….19                                                           

             Эстетическое как ценность…….………………………….…19

             Прекрасное…….…………………………………………….…20

                   Парадигмы теоретического постижения красоты……23

           Возвышенное…….………………………………………………24

           Трагическое………………………………………………………26

            Комическое……………………………………………………….28                

                   Комическое как противоречие…………………………..28

           Многообразие эстетических свойств

                   Безобразное………………………………………………..29

                   Низменное………………………………………………….30         

                   Ужасное……………………………………………………..30 

4. Литература………………………………………………………………..31

 

 

 

[NS1]



2019-07-03 328 Обсуждений (0)
Комическое как противоречие. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комическое как противоречие.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)