Глава I. Элективные курсы в профильном обучении
Выпускная квалификационная работа Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
Выполнила студентка V курса физико-математического факультета (специальность 050201.65 Математика) Юферева Елена Викторовна.
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры дидактики физики и математики Крутихина М.В.
Допущена к защите в ГАК . зав. кафедрой М.В. Крутихина «___»________________ Декан факультета Е. В. Кантор «___»________________
Киров 2008 Содержание Введение Глава I. Элективные курсы в профильном обучении Цель, задачи, функции элективных курсов Типы элективных курсов Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки Мотивы выбора школьниками элективных курсов Требования к содержанию программ элективных курсов Учебно-методический комплекс Элективные курсы в образовательной области «Математика» Глава II. Методика проведения элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» Общие методические положения по проведению элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» Разработка занятий элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» Опытное преподавание Заключение Библиографический список Приложения Введение
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработка гибкой системы профилей»[14]. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах. Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, математике. Необходимо отметить, что в последние годы наметился разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов. По словам профессора МФТИ, члена-корреспондента РАН Л.Д. Кудрявцева, это вызвано: ·неумением студентов отличить то, что они понимают от того, что они не понимают; ·неумением логически мыслить, отличая истинное рассуждение от ложного; ·неумением вести диалог: понять вопрос преподавателя и ответить на него; ·стереотипностью восприятия информации, снижением общего культурного уровня [19]. Поэтому, как нам представляется, абсолютное большинство учителей математики заинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе есть отдельные работы, касающиеся профильного обучения и элективных курсов, в частности элективных курсов по математике, которые носят рекомендательный характер [29, 30]. Однако, согласно «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» [15], профильное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методическими разработками. Такое противоречие и обуславливает актуальность темы исследования, связанной с разработкой элективного курса. Актуальность выбора темы элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» определяется значимостью темы «Квадратный трехчлен и его свойства» в школьном курсе математики и, вместе с тем, нехваткой времени на рассмотрение задач, связанных с исследованием квадратного трехчлена, содержащего параметр. Профильное обучение – это процесс включения учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию их творческих способностей. Общие аспекты такой деятельности рассмотрены в работах известных психологов, педагогов и математиков-методистов: Г.Д. Глейзера, В.А. Гусева, Л.В. Занкова, 3.И. Калмыковой, Ю.М. Калягина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, И.М. Смирновой и др. При конструировании элективного курса по математике необходимо учитывать также предыдущий опыт постановки факультативных курсов в средней школе. Проблеме постановки и развития факультативных курсов по математике посвящено много работ, авторами которых являются Н.В. Амосов, Е.А. Ермак, Е.Е. Семенов, Т.И. Саламатова, И.И. Поздняков, С.И. Шварцбурд, И.Ф. Шарыгин и др. Цель работы заключается в изучении требований к элективным курсам, разработке курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» и методических рекомендаций по его проведению. Объект исследования – процесс профильного обучения математике в 9 классе общеобразовательной школы. Предмет – технологическое обеспечение разработки элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром». Гипотеза исследования заключается в том, что данный элективный курс поможет обеспечить более углубленное изучение одного из разделов математики, устранить расхождения в требованиях по математике, предъявленных к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе, расширить возможности развития мыслительной деятельности учащихся, если в процессе его изучения будут использованы: ·рассмотрение графических приемов решения квадратных уравнений и неравенств с параметром с помощью работы школьников с учебной литературой; ·решение задач на исследование квадратного трехчлена, содержащего параметр, с использованием самоконтроля школьников и взаимоконтроля; ·таблицы для обобщения материала по темам «Знак корней квадратного трехчлена», «расположение параболы относительно оси абсцисс»; ·использование разнообразных способов оценивания результатов обучения и накопительной системы баллов; ·изучение всех тем курса с предоставлением ученику возможности самостоятельно находить путь решения задачи. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования: ·рассмотреть общие положения по созданию элективных курсов; ·разработать методические рекомендации по созданию программы элективного курса; ·разработать элективный курс по алгебре «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» и методику его проведения; ·экспериментально проверить эффективность разработанной методики. В ходе исследования были использованы следующие методы: ·анализ литературы; ·анализ опыта разработки элективных курсов; ·наблюдение за работой учащихся, опытное преподавание. Основной опытно-экспериментальной базой являлся 9б класс Оричевской средней школы № 1. Работа состоит из двух глав, описания опытного преподавания, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Элективные курсы в профильном обучении
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |