Сравнительный анализ развития российского рынка пластиковых карт и рынков 12 экономически развитых стран
В настоящее время свыше 200 стран мира развивают банковские услуги на основе кредитных карточек, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать развитие российского рынка пластиковых карт по сравнению с экономически развитыми странами. До сих пор мы практически не имели возможности видеть в открытых публикациях некоторые статистические данные, касающиеся отечественного карточного рынка – по крайней мере, в едином статистическом формате. Кроме того, даже при наличии подобных данных еще года три – четыре назад сопоставление российского карточного рынка с аналогичными рынками в США, Великобритании, Японии и других стран с высоким уровнем экономического развития могло представлять интерес разве что для любителя черного юмора. Как известно, состояние российского карточного рынка первые полтора-два года после финансового кризиса 1998 г. было удручающим. Однако постепенно, по мере стабилизации ситуации в банковском секторе и национальном хозяйственном комплексе страны в целом карточный бизнес восстановился, а затем и двинулся вперед достаточно быстрыми темпами. Для целей анализа можно считать понятия «экономически развитая страна» и «страна с развитым карточным рынком» однозначными. Безусловно, не всякая экономически развитая страна имеет высокий уровень развития карточного рынка (например, уровень ВВП и доходов на душу населения в нефтяных государствах Ближнего Востока исключительно высок, а карточные рынки находятся в эмбриональной форме). Однако любой развитой карточный рынок обязательно подразумевает высокий уровень экономического развития национального хозяйственного комплекса, системы рыночных отношений и банковского сектора в стране. В качестве необходимых условий существования развитого карточного рынка в той или иной стране обычно называются высокий уровень таких макроэкономических индикаторов, как ВВП в расчете на душу населения, уровень доходов в расчете на одного жителя, а также положительная динамика этих показателей в течение достаточно длительного периода времени. Среди институциональных факторов, влияющих на уровень развития национальных карточных рынков, традиционно отмечаются развитие финансовой и банковской инфраструктуры, определяющей развитость рынка потребительских финансовых и банковских услуг; наличие правовой базы, регламентирующей отношения между держателями карт и кредитными учреждениями; присутствие государственных и частных институтов, занимающихся сбором и распространением информации о кредитоспособности заемщиков, а также наличие законодательных актов, регламентирующих права таких учреждений, равно как и учреждений, занимающихся сбором просроченной задолженности держателей. Среди других важнейших условий существования в стране развитого карточного рынка наиболее часто называется высокий уровень развития телекоммуникационных услуг, т.е. устойчивость, надежность и высокое качество телефонной связи, а также относительная дешевизна телекоммуникационных услуг – непременные условия для эффективной авторизации и процессинга трансакций. Наконец, что касается качественных характеристик высокоразвитого рынка карт как такового, то перечень таких характеристик включает (но, вероятно, не ограничивается): наличие достаточно большого числа эмитентов различных типов; наличие достаточно большого числа эквайреров различных типов; большие объемы эмиссии карт в абсолютном и относительном (в расчете на 1 тыс. жителей) выражении, а также числа трансакций и оборотов по картам в абсолютном и относительном выражении; наличие на рынке различных видов карт – кредитных, дебетовых, расчетных (дебетовых с отсроченным платежом), электронных кошельков, совместных и т.п.; наличие на рынке карт на различной технологической основе – с магнитной полосой, микропроцессором; с двойным интерфейсом; с несколькими приложениями на одной карте и т.п.; высокая плотность сети устройств самообслуживания (банкоматов) и ПВН; развитая торгово-сервисная инфраструктура обслуживания карт – высокая плотность сетей компаний-акцептантов и POS‑терминалов; высокая доля платежных трансакций – и по количеству, и по стоимости – относительно трансакций по снятию наличных и получению кассовых авансов; высокая доля платежей по картам – и по количеству, и по стоимости (величине) трансакций – относительно доли других инструментов розничных платежей (банковских чеков, наличных). Наконец, нужно отметить, что употребляемые в таблицах сокращения интерпретируются следующим образом: Н. д. – нет данных; данные отсутствуют либо за рассматриваемый период еще не представлены национальными статистическими органами. Незн. – количественное значение показателя в абсолютном или относительном (процентном) выражении незначительно. Непр. – статистически неприменимо.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |