Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ.



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ордена ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Имени М.К. АММОСОВА

_______________________________Нерюнгринский филиал__________________________

Кафедра педагогики и методики начального обучения.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему:

“ Роль социального педагога в

Организации сотрудничества

семьи и начального звена школы. “

                                                                                                      Студентки 4-го курса

                                                                                                  

                                                                                                              Научный руководитель -

                                                                                                    кандидат пед. наук,

                                                                                                         

Нерюнгри - 1997

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

        ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................  3

      ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНО-

                     ГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ  .........................................................      9    

              ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И НАЧАЛЬ-

                                  НОГО ЗВЕНА ШКОЛЫ ..........................................................................................................         27

             2.1.Формы и методы работы с родителями. .................................................. 27

             2.2.Взаимодействие школы и семьи в воспитании. ......................................   40  

      ГЛАВА 3.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

                  И ШКОЛЕ ............................................................................................... 58

             3.1.Основы юридических отношений между родителями и детьми. .........  58

             3.2.Деятельность социального педагога по защите прав ребенка в шко-

                   ле и семье........................................................................................................ 62

     ЗАЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... 68

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................. 74

     ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 78

 

 

Введение

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения

отводится сотрудничеству семьи и школы.    

Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении за­кона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на со­временном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адапта­ции слабое знание родителями основ педагогики, их неумение , а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий мо­мент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и во­просов .

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1991-1994 гг. объявлены годами разработки и реализации мероприятий в по­мощь семье. Тем самым отдано должное семье, как социальному инсти­туту, который играет исключительно важную роль в формировании ин­теллектуально полноценного, нравственно и физически здорового моло­дого поколения.

В свою очередь президент нашей республики М.Е. Николаев издал указ от 2 марта 1992г. “ О мерах социальной защиты семьи, охраны материн­ства и детства ” и объявил 1992-1195гг. годами семьи , а 1996-1997 -го­дами образования. Социальные проблемы образования постоянно вол­нуют не только педагогов и учащихся и их родителей , как непосредст­венных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной

 

степени представителей всех слоев населения. В последнее десятиле­тие в России идет процесс обновления средней и высшей школ, направленный на осуществление демократизации и гуманизации, а так же на превращение российского образования в институт гражданского общества. От некогда единой и жесткой государственной системы мы переходим к плюрализму форм получения образования, к многообразию программ и методов обучения . Расширяется сеть всегосударственных вузов, колледжей, лицеев, гимназий, воскресных церковных школ.

Одним из отправных моментов реформирования явилось правительст­венное постановление от 14 апреля 1992г. “ О развитии гуманитарного образования России ” Особая сложность проведения общеобразова­тельной реформы состоит в том, что она проходит в условиях кризиса, переживаемого российским обществом. И это порождает массу трудно­стей.

Социальные последствия школьной реформы привели к такой ситуа­ции, что появились дети, которые оказались представленные самим себе. В Петербурге насчитывается 10 тысяч детей, закончивших только на-чальную школу. Ранее школа была обязана дать среднее образование всем без исключения, в ином случае со школы строго взыскивали РОНО, ГОРОНО и прочие руководящие инстанции. После реформы, число де­тей, не закончивших школу увеличивалось, поэтому в настоящее время, во избежании этой ситуации, в школах создаются классы “коррекции”. В школах появились такие специалисты как психологи, социальные педаго-

ги, которые организуют работу как с учителями и учащимися, так и с семьями детей.

   

 

Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как соци­альную среду, которая коренным образом определяет ситуацию разви­тия ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нару­шений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руко­водитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов. Поэтому социальному педагогу необ­ходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результатив­ной работы.

Актуальность темыдипломной работы определена тем, что имеет це­лый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в начальном звене, но они затрагивают лишь отдельные ас­пекты проблем, мало учитывают современные реалии.

В сборнике педагогических статей К.В. Бардина раскрывается про­блема социально-педагогической службы в школе. В первую очередь особо злободневным вопросам, в том числе приводящие к нежеланию, неумению учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога. Но в сборнике лишь поверхностно затрагивается вос-

 

питательный процесс, а ведь учебный и воспитательный процессы могут привести к желаемым результатам только в единстве.

О.Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не учитывая роль социального педагога в начальном звене.

 В книге для учителя “ Знаете ли вы своего ученика ? “ под редакцией авторов М.М. Безруких и С.П. Ефитова, в которой рассматриваются при­чины, признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обу­чения и воспитания, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Но в сборнике лишь частично затрагивается коррекция воспи­тания детей в семье. Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования и определили его проблематику.

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в начальном звене (социально-педагогический аспект)

Предмет: Деятельность социального педагога и классного руководителя в работе с родителями.

Цель исследования:Выявление и определение потенциала социально-педагогического сотрудничества семьи и начального звена школы.

Задачи исследования:

1. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.

2.  Определить способы и средства воздействующие повышению педаго-

гического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

3. Обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родите­лями младших школьников.          

 

4. Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказы­вает помощь в организации систематической совместной работы се­мьи и школы (эффективность и результативность).

 В исследовании использовались методы :

· Изучение научной литературы по теме дипломной работы.

· Обобщение и анализ по теме передового, отечественного опыта.

· Моделирование работы социального педагога в начальном звене.

· Опытно-эксперементальная проверка выявленных путей, моделирова­ние положений.

· Анкетирование и тестирование.                     

 Апробация работы :

Опытно-эксперементальная проверка проводилась в общеобразователь­ной школе № 13 г. Нерюнгри.

Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявле­нии основных условий и принципов организации социально-педагогичес-кой работы в начальном звене общеобразовательной школы, в опреде-

лении содержания и методов работы в них, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.

Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы в на­

 

чальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, ме-тодов и содержания социально-педагогической деятельности.

        На защиту выносятся следующие положения :                    

1. Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказы­вает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы.

2. Сотрудничество социального педагога с родителями и учителями на­чального звена повышает познавательную и социальную активность ребенка.

3. Благотворное влияние социального педагога на общий климат семьи и ее воспитательный процесс.

4. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных на­правлений в работе социального педагога.

5. Грамотность ведения всех аспектов работы ( анализ, вывод, интер­претация, прогноз, гипотеза. )

6. Культура и этика.

7. Систематичность работы. Любовь к своему делу.

8. Глубокое знание своего дела ( области знаний : педагогики, психоло­гии, философии, социологии. )

 

ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все

зло мира,эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.

Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корысто-любие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду. Последующие философы и педагоги не обошли своим вни-манием эту проблему, хотя и оценивали ее по разному.

Предтечи научного коммунизма, особенно ценимые Марксом и Энгель-сом, французские просветители считали, что семья должна быть осво-бождена от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владе­ния движимой и недвижимой собственностью, которые порождают и не-здоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы, разруша-

ющей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отно-шений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного пользования: белье,одежду,самую необходимую ут-варь. Все остальное должно принадлежать обществу. Дети лишь в ран-нем младенчестве должны жить в семье, затем они должны воспиты-ваться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разно-родность воспитания, чтобы создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия воспитания, развития.

Еще 15-20 лет назад бытовало мнение некоторых научных авторите-тов, что государство должно взять на себя воспитание детей от люльки до университета.

  

В последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому  что убедились на опыте: любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малышей, не меньшее значение, чем воздух и сол-нечный свет.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспита-ния, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Теперь психологи и медики утверждают, что даже несколько месяцев лишения

любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка непоправимый ущерб, всей последующей духовной жизни чело-века, отрицательно влияют на психическое и физическое развитие.

 Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.

Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, боль-ше всего от их любви получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребен-ка".

В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.

Нынешние исследователи проблем семьи отличают, что первого ре-бенка супруги заводят не ради его самого, первенец у молодых - "сюр-приз". Родителям не до него они заняты друг другом.

   

 

Особое значение приобретает появление ребенка в семьях, где молодо-жены не объединены общими профессиональными интересами, имеют разные пристрастия и увлечения. Их прежние добрачные привязанности тоже направлены в разные стороны. Совместный ребенок делает моло-доженов не просто возлюбленными, но и по-настоящему родственника-ми. Значит, тем самым ребенок дает своим родителям и чувство общнос-ти забот, желаний, интересов.

Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравст-венные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полез-ные привычки.

Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрос-лых в свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени выбраться.

  Стили семейного воспитания .Происходящие в нашей стране об-новления политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит в общественном и ин-дивидуальном сознании.

Переосмысление природы и назначения человека пробуждает пси-хологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы.

Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же ак-туальна, как и взаимоотношение семьи и школы.

 

 

Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы -это плюрализм мнений, необходимость прини­мать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для ро­дителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно.

Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ре­бенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, харак­тер контроля за его действиями, способ предъявления требований, фор-мы поощрения и наказания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную само­стоятельность относятся к ним с теплом и уважением, применяют мини­мум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители.

Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, ак­тивных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми. Ав­торитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авто­

 

 

ритарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность . Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контро­лируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внима­ния, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних пре­ступников немало детей, положение которых в семье можно охарактери­зовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не дол­жен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Американские психологи и социальные педагоги предлагают родите­лям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу".

Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

По результатам научных исследований, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание, как вариант авторитарного.

 Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей

 

сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отмет­ках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или отказаться от собственного удовольствия ради другого человека.

Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них.

Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Учителя знают: современная система начального образования такова, что в обучение ребенка вклю­чается семья, одни родители проверяют уроки детей, другие делают их вместе с ними. Приготовление и проверка уроков - главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками.

Дисциплинарно-ориентированные родители становятся в позицию учи-теля, причем, к сожалению, плохого учителя они принимают холодный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действия. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уровнями: плачем, неожиданной "тупостью"; беспомощностью и т.д.

Вопрос о контроле и представляемой свободе, их роли в развитии ре­бенка - проблема не только семейного, но и общественного воспитания.

Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает дет­скому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением. Может быть, когда дети будут чувствовать себя хоть в какой-то мере хозяевами, взрослым станет понятно, какую степень свободы они могут дать детям.

 

Воспитывающие детей взрослые нередко стоят перед проблемой принуждения. В семьях, где принят авторитарный стиль воспитания, это весьма распространено.

Принуждение - это следствие уже сложившихся взаимоотношений взрослых и детей.

Если ребенок не слышит обращенные к нему слова взрослого, если никакие просьбы и угрозы не действуют, то для старших это должно быть знаком того, что они не пользуются авторитетом.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, сочетаясь с авторитетом знания, перерастает в авторитет ответственности. В глазах ребенка родители авторитетны потому, что они ответственны за него перед собой и обществом.

Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка.

Если родители не принимают ребенка это у него вызывает чувство: неполноценности, которое польский психолог К.Обуховский назвал "Комплексом Золушки". У каждого ребенка с "Комплексом Золушки" есть "Комплекс Феи" - ожидание, что кто-то спасет его, поймет и полюбит.

Неуверенность в себе проявляется не только в робости, застенчивости. Нередко сочетается с высокими притязаниями, она выглядит как самонадеянность. Поведение таких детей в психологии называют аффективным*, они болезненно воспринимают плохие и несправедливые от-

 

метки, с их точки зрения, любой ценой они стремятся привлечь внимание товарищей по классу, добиться похвалы учителя.

Аффективное поведение детей вызвано недостаточным принятием детей родителями. Родители аффективных детей обычно очень строги, требовательны, ориентированы на достижения детей, редко бывают удовлетворены их успехами и сами отличаются честолюбием и высокими притязаниями.

Как правило, родители, особенно школьников, редко задумываются о том, как относятся к ним дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию?

Результаты исследований говорят о том, что младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна "раз-литая доброжелательность": они настроены на хорошие отношения к другим, особенно близким людям, и они сами ожидают от них такого же отношения.

Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Неудивительно, что родители обращаясь за помощью к психологам, к социальным педагогам, жалуются, что "детей ничем не проймешь", они не боятся никаких наказаний. Желая объяснить ребенку

---------- 

* См:Славина Л.С. Дети с аффективным поведением.-М.,1968г.

изд-во АПП РСФСР,С-26.

 

смысл его поступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, ссылаясь на свой собственный опыт (“нас били, и ничего, хорошими выросли”).

По мнению венгерских педагогов И.Раншбурга и П.Поппера физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требования приличий в отношении других людей*.

Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.

Только рядом со взрослым, признающим в ребенке "внутреннего человека", уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте.



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА I . ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)