Взаимодействие школы и семьи в воспитании.
Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотноше- ний родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. На основе полученных данных проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где
существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ Красноярского края. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо (см.приложение N1). В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо: - разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; - пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний. - совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Поэтому социальные педагоги Красноярского края составили конкретную методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы са- мим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей. (См. приложение № 11)
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, гласного коллектива и семьи. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря. Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении игр. Интересен опыт взаимодействия учителя с родителями по организации совместных игр взрослых и детей в начальном звене, в школе № 103 г. Москвы, учитель экспериментального класса, Лукина И.Ю. разработа- ла конкретный план совместной работы и на одном из собраний познакомила с ним родителей. Ирина Юрьевна рассказала родителям о содержании, главных моментах предстоящей совместной работы, о конкретной помощи, которую могут
оказать родители учителю. На последующих родительских собраниях часть времени также посвящалась проблемам совместных игр с детьми. Родители получали необходимые знания, овладевали практическими умениями по созданию дома детского игрового уголка. Иногда родители приглашались в школу для практического участия в играх детях. На одном из собраний учитель предложил родителям на время принести в класс новые занимательные игрушки. Таким образом была создана клас-сная игротека. В новой обстановке, в новой игре надоевшая игрушка ста-новилась привлекательной и полезной даже для ее владельца. Родители, обладающие нужными знаниями, выступали в качестве экспертов, консультантов, а иногда в новых командных играх - ведущими. Так благодаря взаимодействию учителя с родителями детей младших школьников значительно повысилась воспитательная функция игр, в которых активно участвуют и родители, и их дети. Продуманную систематическую работу с родителями ведет учитель начального звена школы г. Козьмодемьянска В.Ф. Юречко. Перед началом каждой четверти она знакомила родителей с планом воспитательной работы на четверть, обязательно рассказывала о тех родителях, которые принимали активное участие в общественной жизни класса. По истечении первого полугодия В.Ф.Юречко поставила перед собой цель: приобщить отцов к воспитанию детей, так как они стараются не приходить на собрания. К дню Армии она подготовила утренник с участием отцов. Торжественная обстановка преобразила их. Также Валентиной Федоровной проводились собрания на тему "Эстетического воспитания ребенка в семье". Накануне ведения таких собраний, вместе с членами родительского
комитета оформила классную комнату; подготовила выставку детских поделок и рисунков, стенд с педагогической литературой и т.д. В.Ф.Юречко считает, что только тематические собрания повышают педагогическую культуру родителей, а отсюда и значительно улучшают семейное воспитания детей. Интересен опыт работы с родителями Л.В.Чупиной сш.N 17, г.Нерюн-гри, которая организовала семейный клуб у себя в классе. В клубе задействованы все родители детей. Презентация клуба состоялась в марте 1996 г., на котором было утверждено название клуба "Зернышко". Девиз - "Научи ребенка любить и ты его научишь всему". Работу клуба Любовь Владимировна начала с привлечения родителей в культурно-досу-говую деятельность, то есть родители совместно с учителем и детьми готовят развлекательные мероприятия. На данном этапе Любовь Владимировна начала проводить лекторий по повышению педагогической куль-туры родителей. По словам Л.В.Чупиной положительные результаты вид-ны не только в воспитательном аспекте, но и в учебной деятельности де-тей. За последние 5-7 лет Российская школа накопила некоторый опыт социально-педагогической работы. Проводилась она в рамках программы ВНИКа "Школа-Микрорайон"(1988-1991гг.) под руководством доктора педагогических наук профессора В.Г. Бочаровой. Интересен опыт Буденновской школы п. 7 на Ставраполье, которая изначально вошла в число экспериментальных площадок уже названного ВНИКа, а затем центра социальной педагогики РАО. Особый интерес представляет он в связи с тем, что социально-педагогическая работа в школе проводилась на основе созданных в ее структуре социальных
служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи; профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки детских и юношеских инициатив. Руководит их деятельностью Ольга Васильевна Зейбель. Однако, прежде чем рассказать об этом опыте, следует отметить, что по отношению к проблеме организации социально-педагогической службы существуют две принципиально разных концепции. Одна из них заключается в том, что эта служба организационно должна строиться в специальных социально-педагогических центрах микрорайона. Другая заключается в том, что центрами социально-педагогической работы должна стать школа. Сторонников второй концепции на много больше и немало среди специалистов нынешнего поколения. Подобная точка зрения в известной мере разделяется коллективом авторов (В.Н. Каласьев, И.В.Яковлева, Н.М. Полуэктова, Н.В.Старков) разработки "Диагностика профессиональных способностей системы отбора социальных педагогов и социальных работников". * Они в частности считают, что местами работы социального педагога - дошкольные учреждения, шко- лы, колледжи и т.д. Так сложилось в Буденновской школе, что социально-педагогическая работа пошла через школу, ими накоплен определенный опыт. Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное взаимодействие ее со школой в этом процессе на основе научной -------------- * Центр соц.пед.,М.,1994г.
системной организации работы воспитателей, более широкого использования общественности (школьные родительские комитеты, школьные советы отцов, советы содействия семье и школе и т.д.). 1.Организация социальных служб в школе. Создание социальных служб в Буденновской школе началось с того, что коллектив решил повысить эффективность воспитательной работы, качество социализации личности. Они исходили из следующего предположения, организуемая социальными педагогами работа с семьями и детьми позволит школе стать открытой системой, а широта и разнообразие социальных связей в такой школе повысит социальную подготовленность личности. Основной путь решения этой задачи - воздействие социальных педагогов на семью, т.е. гипотеза следующая: социализация личности школьника становится эффективнее, если: - в структуре школы создаются социальные службы; - семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через посредство социальных служб. Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных педагогов, психолог и врач 10,5 ставки. Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа: изучена среда, в результате чего оформлена характеристика микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам разработаны программы воздействия на них.
2. Служба культурного досуга. Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек (социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря". При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-центр" и т.д. Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных видах культурно-досуговой и спортивной деятельности. Следующая социальная служба: Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся, родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях, обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч, давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности родителей и детей. Дава-
лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов. 3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности. Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек. 4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив. Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты: Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира (это творческие занятия, коллективные творческие дела). Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-тренинговые игры, другие досуговые формы. Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию. Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы, консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами, инициативными группами. 5. Служба социальной профилактики. Основными задачами являются: - Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании. - Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические консультации для родителей.
- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей, приобретение льготных путевок и т.д. - Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации. - Защита детей от жестокости взрослых. - Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка. Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных. Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона доверия". По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной работы. Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно, чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы. По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13 г.Нерюнгри*, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество ----------- * см. приложение п. 2,
учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе. Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости мальчиков и девочек в различных типах семей.** В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше могут оценить и поощрить успехи девочек. Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13. Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер высказывания, с которым согласен.*** Анализ ответов проходил по следующим аспектам: - Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-) Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка. Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное. - Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-) ----------- **см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3
В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) - игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. - Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-). Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. - Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка. У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их. Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании: Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь". На втором месте находится следующая причина -воспитательная неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им. На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка. Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-
мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен. Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов: 1. Принятие - отвержение Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа опрошенных ). 2. Кооперация. Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ). 3.Симбиоз. Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным (40 % от числа опрошенных). 4.Авторитарная гиперсоциализация. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ). Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности: -------------- *. см. приложение п. 4.
Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и т.д. Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные "нити" между учителем->ребенком->родителем. Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие профессиальное и социальное учителей. Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы: - Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации. - Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний. - Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности
- Система социальной поддержки педагогических работников на государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к соблюдению и защите учительских интересов. Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями. Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении дополнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой, танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен упустить из поля зрения социальный педагог, для решения этой проблемы необходимо доносить до учителей данные о интересах учащихся, организовывать пресс-центры деловых игр между учителями и детьми. В результате проделанной работы мы попытались пометить пример ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду альных особенностей в работе школы. ------------- *см.приложение № 8, **см.приложение № 9
План работы социального педагога в начальном звене на первое полугодие. I. Учебно-методическая работа. 1. Изучение литературы по социальной педагогике. 2. Знакомство с периодической печатью. 3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов. 4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей. II.Работа с семьей. 1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников. 2. Дифференциация семей по типам. 3. Организовать взаимодействие социальных служб для разрешения возникающих конфликтов. 4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров. 5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций. 6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями. 7. Проводить консультации для родителей по определенному графику. III.Работа с детьми. 1. Изучить занятость детей во внеурочное время. 2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согласованно со школьным психологом.
3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с учителями. 4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой. 5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми". IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания. 1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов. 2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом. Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы. Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия и для детей и для родителей.
Глава № 3.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |