Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевые деятели французского Просвещения, их произведения и идеи.



2019-07-03 1689 Обсуждений (0)
Ключевые деятели французского Просвещения, их произведения и идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

2) Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

3) Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

1.3. Литература эпохи Просвещения
18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений:
- классицизм,
- рококо,
- сентиментализм,
- предромантизм.

Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность.

Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

 

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

1.4. Просвещенный абсолютизм в России
На определенном этапе развития европейских стран возникала специфическая форма правления, которую называют «просвещенный абсолютизм». Идеи Просвещения оказали большое влияние на формирование и развитие просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм в России пытался противостоять таким проблемам, как сословное неравенство, чрезмерная роль церкви в идейной области, произвол власти. Просвещенный абсолютизм опирался прежде всего на принцип «естественных прав» человека, таких как равенство, свобода, право на частную собственность. Просвещенный абсолютизм предполагал реформации, которые приведут к власти «разумного закона» под руководством «просвещенных монархов». Просвещенный абсолютизм в России предполагал осуществление идеала «общественного блага», т.е. экономического благополучия, безопасности народов и социальной гармонии.

Когда в Европе главенствовали принципы просвещенного абсолютизма, в России верховная власть добивалась модернизации страны, развития торговли и прогресса в промышленности. Стала очевидной необходимость привести систему управления в соответствие с мировым уровнем и «духом времени». Это должно было укрепить неограниченную власть монарха. Просвещенный абсолютизм в России был использован как способ разрешения социальных противостояний и снижения напряжения в низших слоях населения. Кроме того, Россия в тот период претендовала на главную роль на международной арене, поэтому Екатерина II активно использовала слова и убеждения, а не насилие. Но просвещенный абсолютизм в России пытались внедрять на неподготовленной почве. Социум еще не созрел для принятия таких убеждения и претворения их в жизнь. Не существовало духовных предпосылок для перехода к подобной системе управления. Основная масса населения была непросвещенной, национальная буржуазия практически отсутствовала, в обществе царил патриархат. Развитию общества мешал и сам характер властвования. Полный контроль монарха за всеми проявлениями общественной жизни, который не желал отказываться ни от какой стороны собственной власти, привел к тому, что просвещенный абсолютизм в России был крайне противоречивым.

Существует мнение, что с помощью такого хода Екатерина II пыталась ввести в заблуждение Европу. Скрыть истинный характер её власти – вот какова была цель. Екатерина 2 и просвещенный абсолютизм – это сочетание продворянского правления и либеральных идей. Екатерина II была центральной фигурой просвещенного абсолютизма. Во многом эта политика была выражением собственных взглядов и качеств императрицы. Она явилась продолжением прогрессивной деятельности Петра I, попытками укрепить российское могущество. Екатерина II была выдающимся историческим персонажем. Она направила большие усилия на изучение России: активно учила язык, историю и традиции. Одновременно ей были интересны идеи французских просветителей. Некоторые из них нашли искренний отклик в российской императрице. Поэтому особенности абсолютизма в России тесно связаны с ее личностью. Екатерина II отлично понимала, что дворянство не поступится своими правами и собственностью, но в то же время осуждала крепостничество. В результате, опасаясь за собственную безопасность и власть, императрица сделала выбор в пользу успешного царства, а не достижения либеральных благ. В итоге эти меры в России были привязаны укрепить самодержавие благодаря модернизации управленческой системы. При этом неудержимо расширялись права дворянства, оно неуклонно превращалось в подлинно просвещенное сословие. С помощью комплекса мер в России распространялась европейская культура и образование. Авторитет России за рубежом неуклонно рос.

 

2. Классицизм и его признаки. Проявления классицизма в различных видах искусства.

Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.

2.1. Классици́зм, основные признаки (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.

Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции – еще в 17 веке, чуть позже – в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.

Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.

2.3. Проявления классицизма в различных видах искусства.
Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм: рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью; главное назначение человека – служение государству; строгие каноны во всем; установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо. Конкретизация художественных особенностей, Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».

Архитектура: вместо вычурных форм барокко появились строгость линий и геометрических форм, гармония и симметрия, минимум украшений и возвращение к изначальному предназначению колонн и других элементов здания. Выдающиеся архитекторы классицизма: А.Палладио, И.Джонс, К.Росси, А.Захаров и др. Скульптура: стремление к сдержанности, изображение идеальной личности, олицетворяющей целую эпоху.

Частым атрибутом являлись элементы античности, представленные в очертании фигуры, одежде, окружении. Стиль «классицизм» представляли А.Канова (Италия), Б.Торвальдсен (Дания), Ф.Шубин, И.Мартос (Россия).

Живопись: строгое деление на стили – высокий и низкий; преобладание культа разума. Неотъемлемые элементы: светотень, «чистые» краски и отсутствие цветового контраста, место героев - в центре полотна. Также обязательными условиями были трехплановость изображаемого, четкость, ясность и отсутствие всего лишнего. Представители: Ж. Доминик Энгр, А.Р.Менгс, русский классицизм – А.Лосенко.

Музыка: изменился состав симфонического оркестра, в котором традиционные клавесин и орган уступили место кларнету, трубе, флейте. Это определило новый формат произведения: быстрый темп начала и окончания и медленная середина. Классицизм – это еще и время появления нового инструмента – фортепьяно, что обеспечило развитие музыкальных вариаций. Выдающиеся композиторы этого периода: И.Бах, Й.Гайдн, В.Моцарт.

Литература: В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).

2.4. Развитие классицизма в России
Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах – ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.

Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие. Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.

Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.

Литературное направление в России
Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.

Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М. Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания – оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века. В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты: четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора; наличие любовного треугольника; наказание порока и торжество добра в финале. Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.

 

 



2019-07-03 1689 Обсуждений (0)
Ключевые деятели французского Просвещения, их произведения и идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ключевые деятели французского Просвещения, их произведения и идеи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)