Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура Возрождения в Испании.



2019-07-03 479 Обсуждений (0)
Культура Возрождения в Испании. 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура Испании 15-16 веков складывалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала народные черты испанской традиции, сформировавшейся в период многовековой борьбы против арабов, решающую роль в которой играли широкие народные массы. Суровое и героическое прошлое страны оставило глубокий след в испанской культуре. Вся средневековая история Испании происходила в постоянной борьбе против ига чужеземцев.

Враждебная позиция церкви препятствовала здесь распространению идей гуманизма и развитию естественных и точных наук, которые, за отдельными исключениями, не достигли значительных успехов. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. Болезненная фантастика и черты мистической экзальтации присущи как литературе, так и изобразительному искусству Испании 15-16 веков.

6.1. Музыка
Страна монастырей и религиозного фанатизма, Испания создала яркое и жизнерадостное светское искусство. Многочисленные романсы, вильянсико, танцы, сохранившиеся в собраниях 15-16 веков, свидетельствует об очень высоком уровне музыкальной жизни Испании в ту пору. Вильянсико, многоголосная песня с рефреном, - образец популярного стиля в испанской музыке 15-16 веков. На дружеской пирушке и во дворце, в скромном жилище горожанина и при дворе она имела одинаковый успех.

Переписанные вильянсико распространялись часто без указания имени автора. Богатство ритмики, своеобразие ладовых оборотов указывают на близость этого жанра к народным источникам. Расцвет вильянсико относится к концу 15 - началу 16 веков. Характер песен разнообразный: любовные, шуточные, пасторальные, религиозные, танцевальные. К концу 16 века вильянсико становится преимущественно рождественской песней, одновременно продолжая развиваться как светский жанр в рамках испанской драмы.

Среди немногих достоверно известных авторов вильянсико первое место принадлежит Хуану дель Энсинья (1468-1529) - музыканту, поэту драматургу, актеру. Энсинья считается основоположником испанской музыкальной драмы, сын сапожника, он очень быстро выдвинулся благодаря разносторонней одаренности. Назначенный церемониймейстером при дворе герцога Альбы, Энсинья писал и ставил там пьесы, к которым сам сочинял музыку. По собственному признанию композитора, большая часть его музыкальных работ создана в возрасте до двадцати лет.

Инструментальная музыка в Испании в 15 веке была новой областью. Не удивительно поэтому, что в репертуаре инструменталистов значительное место занимали переложения вокальных произведений. Искусство импровизации, техника варьирования, обработка многоголосных вокальных сочинений для исполнения на различных инструментах приобрели тогда значение важных художественных задач. Этим проблемам посвящен трактат крупного композитора и теоретика музыки Диего Ортиса (1510 - после 1570), вышедший в 1554 году. Книга Ортиса, снабженная многочисленными нотными примерами, является ценным источником сведений об испанской инструментальной музыке этого периода. Распространяется в то время метод использовать старое произведение (свое или чужое) как материал при сочинении нового.

Крупнейшие испанские композиторы-полифонисты 16 века - Кристобаль де Моралес и Томас Луис де Виктория. Кристобаль де Моралес (1500-1553) некоторое время служил в Риме в качестве певца папской капеллы. Возвратившись в Испанию, он стал maestro di cappella (руководил капеллой) сначала в Толедо, затем в Малаге. Томас Луис де Виктория (ок. 1548-1611) родом из Кастилии, учился у видного испанского композитора Эскобедо, затем продолжил свое образование в Италии, в течение продолжительного времени композитор работал в Риме. Высоко чтимый в Италии, Виктория, тем не менее, как в свое время Моралес, возвратился на родину и последние двадцать пять лет жизни провел во францисканском монастыре, где был священником, хормейстером и органистом.

6.2. Литература
Особенно блестящего развития достигла в Испании литература. В плане прозы широкое распространение получили рыцарские романы, а также «плутовские романы». Жанр «плутовского романа» зарождается здесь в конце 15 - начале 16 веков и получает затем широкое распространение в европейской литературе. В произведениях этого жанра, одним из самых ранних образцов которого в Европе является анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса» (первая половина 16 века), изображается реальная жизнь в её самых обыденных проявлениях, причем изображение это нередко носит сатирический характер. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492-1497 годов). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи».

Вершиной испанской литературы является творчество Мигеля де Сервантеса (1547-1616), воплотившего в своих произведениях лучшие традиции национальной культуры. Его «Дон Кихот» - гениальная сатира на современную Испанию. В этой книге, отразившей всю сложность обстановки в Испании во второй половине 16 века, одновременно осуждаются и высмеиваются и бесплодность мечтаний аристократии, еще жившей идеалами средневекового рыцарства, и новый культ денег и наживы, а с другой стороны, с большим сочувствием и красочностью рисуется широкая картина народной жизни.

Во второй половине 16 века расцветает и национальная испанская драма, представленная целым рядом писателей, среди которых первое место принадлежит Феликсу Лопе де Вега (1562 - 1635), основоположнику испанской национальной драмы, автору более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев».

5.3. Архитектура
Развитие ренессансных форм в архитектуре и изобразительном искусстве Испании протекает медленно. В 15 - начале 16 веков в испанской архитектуре ещё господствуют переходные формы от готики к Ренессансу. В это время и раньше в королевствах Испании, уже освободившихся от мавританского владычества, строились христианские готические церкви и дворцы. Их архитектура впитывала заманчивую сказочность зодчества и декоративного убранства злейших врагов - мусульман. Иногда церкви строились на месте мусульманских мечетей, и минареты переделывались в колокольни. Использовались мусульманские подковообразные арки, хрупкие аркады, плоскостный кружевной декор. Соединение всего этого с европейской готикой получило название стиля «мудехар».

Архитектура Испании второй половины 16 века развивалась под влиянием архитектуры итальянского Возрождения. Главным представителем её был Хуан де Эррера (1530-1579). По имени этого мастера сам стиль Высокого Возрождения в испанской архитектуре называют «эрререск». Аналитический, философский характер мышления Хуана де Эрреры, выдающегося теоретика архитектуры, не препятствовал тому, что в своей деятельности он обнаружил себя отличным и опытным практиком, обогатившим искусными изобретениями и новшествами технику строительства.

5.4. Живопись
Испанская живопись 15 века была особенно сильно скована требованиями церкви. Инквизиция наложила запрет на изображение наготы, восставала против светской трактовки религиозных сюжетов, препятствовала проникновению в живопись сюжетов античной мифологии. Правда, в картинах некоторых испанских художников конца 15 века, например Хаима Уге (? - ок. 1500) или Педро Берругете (? - 1506), с большей силой проявляются реалистические устремления, сказывающиеся в разнообразии типажа, попытки социальной характеристики действующих лиц, блестящей передаче качества и фактуры предметов. Однако в произведениях этих художников еще мало развита перспектива, сохраняется условный золотой фон, фигуры располагаются на плоскости. Известное влияние на испанскую живопись 15 века оказало искусство североевропейских стран периода поздней готики и Раннего Ренессанса.

Санчес Коэльо (ок. 1532-1588) и Хуан Пантоха де ла Крус (1551-1609). В портретах этих художников всегда с поразительной правдивостью передаются черты лица и раскрывается внутренний мир портретируемого.

К иному направлению принадлежит один из первых мастеров того времени Луис де Моралес (1518-1582), прозванный Эль Дивино, то есть божественный. Его произведения не были одобрены при дворе, они грациозны и сентиментальны, но вместе с тем он слишком отдавался аффектации и манере. В творчестве Моралеса чувствуется влияние современных мистически-религиозных учений, распространенных в Испании, но не поощрявшийся официальной церковью. Хорошее представление об искусстве Моралеса дают картины «Скорбящая Богоматерь» и «Мадонна с младенцем». Холодный колорит, гладкая, как бы эмалевая поверхность живописи являются характерными чертами этого мастера.

Выдающимся художником надо назвать Франсиско де Сурбарана (1598-1664), которого называли испанским Карраджо. Один из ранних историков испанского искусства писал о нем: «Его простые композиции состоят из немногих фигур в позах важных и естественных, а иллюзии жизни в них он достигает посредством мастерства света и тени». И добавлял, что Сурбаран «изучал то, что видел вокруг себя», и «никогда ничего не выдумывал». Светотень Сурбарана, особенно в ранних его вещах, «караваджистская», то есть контрастная: сопоставление глубоких темных теней с освещенными выступающими объемами.

Современник Сурбарана Хусепе де Рибера (1591-1652). Подобно Караваджо, Рибера в качестве моделей для своих картин берет людей из народа. Одним из лучших произведений Риберы является полотно «Святая Инесса», образ которой считается едва ли не самым женственно-прекрасным во всей европейской живописи.

Шире и своеобразнее всего, с гениальной грацией и энергией развернулась испанская живопись в лице Диего Родригеса де Сильвы Веласкеса (1599 - 1660), который довел до высочайшего совершенства культуру живописного видения. У него всего несколько картин на религиозные и мифологические темы (и то больше по названию - «Кузница Вулкана», «Вакх», «Венера и Амур») и одно историческое полотно - «Сдача Бреды». Веласкес как портретист достиг такой грации в передачи натуры, так развил воздушную перспективу и светотень, что соперника ему не найдётся в целом мире.

Почти его современником был Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682), который считается вершиной развития испанского искусства. Именем этого выдающегося живописца заканчивается расцвет испанского искусства. Художник мягкого лирического склада, очень щедро одаренный, не знавший трудностей ни в одном жанре живописи, он рано приобрел широкую известность не только в Испании, но и за ее пределами.



2019-07-03 479 Обсуждений (0)
Культура Возрождения в Испании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура Возрождения в Испании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)