Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Скульптура и живопись Италии в эпоху Возрождения.



2019-07-03 304 Обсуждений (0)
Скульптура и живопись Италии в эпоху Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Характер художественной культуры возрождения

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда — расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливый художественный характер.

Противоречивость культуры Возрождения:
Радость самоутверждения и трагизм мироощущения. Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, об этом говорят многие источники этой эпохи.С другой стороны, постиг всю трагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

Истоки трагизма творчества художников Возрождения убедительно показаны русским философом Н. Бердяевым. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцендентный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества».

Культура итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры. Среди них необходимо назвать имена поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374), поэта, писателя гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппе Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманиста писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гуманиста писателя Пико Делла Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564), живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициана (Тицйано Вечеллио ди Кадоре (1477-1556), живописца Рафаэля Санти (1483-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других.

 

Северное Возрождение» (Германия, Нидерланды, Англия, Франция): общая характеристика и отличительные черты. Литература Северного Возрождения.

Общая характеристика

Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.

Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний как эпоха Ренессанса. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения.

Северное Возрождение тесно связано с другим понятием: Реформацией.

Реформация (от лат. reformatio -- преобразование) движением за реформу католической церкви, за создание "дешевой церкви" без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Движение началось в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран.

Возрождение в Нидерландах
Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость.

В эпоху Возрождения литература в Нидерландах развивалась по двум языковым руслам: на латыни и на общем для страны национальном языке письменности.

Величайшим нидерландским поэтом и драматургом был Йост Ван ден Вондел (1587-1679), автор трагедий на библейские и исторические темы, чьи пропитанные духом времени произведения способствовали дальнейшему формированию национального самосознания.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469--1536). Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в Германии, Франции, Испании, Англии. Однако Эразма Роттердамского больше связывают с немецким Возрождением.

Основная часть литературы на нидерландском языке создавалась редерейкерами - риторами, членами устроенных на цеховой лад объединений любителей театра и литературы.

В поэтическом творчестве редерейкеров одной из вершин стали стихи антверпенской учительницы Анны Бейнс (1493 - 1575). Она сочетала риторическую технику и философские размышления с силой искреннего лиризма. Хотя поэтесса немало своих сочинений посвятила страстной пропаганде преимуществ католической веры и обличению протестантов, лучшие ее произведения связаны с темами любви и описаниями мук души, исстрадавшейся от тщеты и суеты, царящих в мире.

Гуманистическая поэзия XVI в. обогатила литературу новыми мифологическими образами, новыми формами и мотивами. Особенно выделяются в ней Иоанн Секунд (1511 - 1536), автор сборника «Поцелуи» (1535), и Ян ван дер Нот (1540 - 1595). Секунд в латинских стихах удачно разработал тему любовных утех и дал пример целой литературе о поцелуях, которая вскоре возникла и в других европейских странах. Ян ван дер Нот писал на нидерландском языке. Он испытал сильное влияние итальянской и особенно французской ренессансной поэзии, перерабатывал по-своему стихи Петрарки, Дю Белле и Пьера Ронсара. Его сборник «Роща» (1570) мотивами стихотворений нередко перекликался с Ронсаром, но своим образам нимф и обстановке, их окружающей, Нот придавал оттенки нидерландского колорита. В позднем творчестве он не раз обращался к библейской тематике и использовал при этом, казалось бы, трудно совместимую с ней, разработанную Ренессансом форму сонета. Вот отрывок из его стихотворения:

В цветах стояла нимфа, словно Флора,
Равна Диане чистотою взора,
Прекрасна -- хоть Венерой назови;
За честь и ум сравнимая с Минервой,
С Юноной -- небожительницей первой;
И жажду я с тех пор ее любви.

Идеи гуманизма в Германии
Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августовского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык.

Отличительные черты Северного Возрождения:

- значительное влияние оказала крестьянская война.
- гораздо меньший, нежели в Италии, интерес к античности.
- в искусстве: больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства: оно ближе к готике, нежели е ренессансным итальянским традициям. Много символики, условно по форме. Основные жанры в живописи – портрет, пейзаж, появление бытовой картины.

Ещё одна особенность – обращение северных мастеров к итальянскому Ренессансу. Итальянское искусство оказывало огромное влияние: оно влекло ясной соразмерностью и совершенством формы, стройной системой норм и правил (Рим в этот период стал подлинным средоточием всех классических устремлений Севера). И хотя итальянизирующие тенденции поддерживались зачастую в придворно-аристократической среде, противопоставляясь более демократичному пути национального искусства, тем не менее ни поэты, ни художники, привязанные к родной почве традициям, не заговорили классическим языком итальянского искусства, сколько бы ему ни подражали. Взаимодействие классической художественной системы итальянского Ренессанса и Северного Возрождения отнюдь не исчерпывает содержание последнего. Национальный колорит, специфический художественный язык, синтетичность восприятия действительности и ее возвышенная идеализация, экспрессивность в изображениях – вот отличительные черты творчества великих мастеров Северного Возрождения.

Огромную роль сыграл экономический фактор – развитие товарно-денежных отношений, промышленности; включенность в общеевропейские рыночные процессы.



2019-07-03 304 Обсуждений (0)
Скульптура и живопись Италии в эпоху Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Скульптура и живопись Италии в эпоху Возрождения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)