Бюджетирование в системе управленческого учета
Под бюджетированием понимается процесс планирования. Бюджет – финансовый документ, содержащий план деятельности предприятия в целом и его подразделений в количественном и денежном выражении. Бюджет – количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением, способ разработки концепции ведения бизнеса, позволяет оптимизировать затраты, прибыль и спланировать движение денежных средств. В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: 1. гибкие и статические; 2. генеральный и частные. Гибкие – бюджеты, которые разрабатываются исходя из нескольких показателей объёма производства, реализации… Статические (фиксированные) – бюджеты, показатели которых разрабатываются исходя из 1 объёма продаж или других ограничивающих факторов. Бюджет, охватывающий все стороны деятельности п/п (произв., непроизв., движение ден. средств) называется генеральным (мастер-бюджет) бюджетом. По содержанию его можно разделить на две части: оперативный и финансовый. Оперативный бюджет – этот бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции орг-ции. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений орг-ции. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет ТМЗ и бюджеты расходов. Бюджет продаж (БП). Прогноз объема продаж является отправной точкой и критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. БП определяется высшим руководством на основании исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями. Бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и ЗП старших контролеров, являются постоянными. За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж. Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить кол-во единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе информации о желаемом запасов гот. Продукции и кол-ве единиц продаж разрабатывают производственный график. Бюджет закупки/использования материалов. Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. В этом бюджете определяются сроки закупки и кол-во сырья, мат-в и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование мат-в определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне МЗ. Умножая кол-во единиц мат-в на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки мат-в. Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема пр-ва, получаемое умножением кол-ва единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе или в отдельном определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого раб. Времени на различные часовые ставки оплаты труда. Бюджет общепроизводственных расходов. Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию; аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период. Бюджет общих и административных расходов. Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных ден. средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты. Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники фин. средств и направления их использования. Фин. бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и ден. средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бух. баланс и отчет о финансовом положении. Бюджет кап. затрат. Информация, касающаяся долгосрочных кап. вложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты % за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бух. баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и др. долгосрочных активов. Следовательно, все решения по кап. расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет. Все текущие бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж – первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прогноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе которого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюджеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Прогнозный отчет о прибылях и убытках. На основе подготовленных периодических бюджетов можно начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно данным бюджетов использования мат-в, труд. затрат и общепр-х расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках. Прогнозный отчет о фин. положении. Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза фин. положения или прогнозного бух. баланса для организации в целом. Для этого используются данные всех бюджетов. После подготовки сметы (бюджета) ден. средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму кап. вложений, можно подготовить прогнозный бух. баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета. Функции бюджета состоят в следующем: - планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации; - координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации; - стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности; - контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины; - основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и руководителей; - средство обучения менеджеров. По способу составления бюджет может быть фиксированный (показатели, которого разрабатываются исходя из одного объема продаж) и гибкий (исходя из нескольких показателей). Также предприятие может разрабатывать непрерывный (скользящий) бюджет, когда по окончании месяца или квартала к бюджету добавляется новый бюджет на следующий период. Краткосрочный бюджет составляется до года. Долгосрочный (капитальные вложения) сроком > года. Существует 2 основных способа создания бюджета: 1. «От достигнутого» 2. «С нуля»: а) вновь создаваемое предприятие составляет бюджет б) опыт предшествующей работы не устраивает предприятие в) предприятие планирует по новому виду деятельности Этапы составления бюджета (бюджетный цикл): 1. составление проекта бюджета (на основании фин. отчётности) 2. корректировка проекта бюджета 3. внесение корректировок 4. принятие бюджета 5. исполнение бюджета 6. анализ качества исполнения отдельных показателей и бюджета в целом Разработка начинается с определения т.н. «узких места» (огранич. фактора). Эти показатели определяются на стадии подготовки к планированию, когда намечаются цели и политика предприятия. Узкое место – огранич. фактор, от которого будет зависеть показатели плана на предстоящий период. Чаще всего это объём выпуска продукции или объём реализации. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило «идёт снизу вверх».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |