Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3.1. Социальная идентичность личности.



2019-07-03 494 Обсуждений (0)
Тема 3.1. Социальная идентичность личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная дисциплина «Социология личности»

МОДУЛЬ I. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

Раздел 3. Социальная активность и динамика личности.

Тема 3.1. Социальная идентичность личности.

Социальная идентичность – это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с "общечеловеческой" и "личностной" идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. Социальная идентичность представляет собой часть идентичности личности один из элементов структуры личности человека, который возникает как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью. Социальная идентичность – это форма самоописания, самопрезентации, ярлык, который человек принимает, оценивая свою соотнесенность с элементами социальной реальности. Социальную идентичность личности нужно отличать от психологической идентичности, которая представляет собой соотнесенность с самим собой. Психологическая идентичность, то есть понимание личности себя как себя является необходимым условием, но не достаточным для жизни в обществе. В процессе социализации личность осознает себя членом социальных групп, приобретает характеристики, общие для всех членов группы и тем самым идентифицируется с этими группами.

Характеристика социальной идентичности включает в себя три фактора:

• «Я-фактор» – признание себя членом группы;

• «Мы-фактор» - принятие группой личности в качестве члена группы;

• «Они-фактор» - признание принадлежности личности группе со стороны внешнего социального окружения.

Отождествление личности с той или иной социальной группой происходит по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям. Необходимость социальной идентификация связана с важнейшей потребностью личности в признании себя, в групповой защите, в самореализации. Главное место в социальной идентичности занимает менталитет – устойчивая система приобретенных в процессе социальных взаимодействий или воспитания представлений, ценностей и установок, присущих всем членам определенной социальной группы или общества в целом. Эти представления являются ориентирами в восприятии человеком вещей и оценке фактов, помогают строить жизненную стратегию.

Социологи полагают, что сознание личности строится на основе идентификационной матрицы, которая представляет собой множество идентичностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и т.д. Идентификационная матрица служит распределителем и органайзером поступающей из внешнего мира информации. При этом каждый из этих видов идентичности является не только внутренним организатором и классификатором, но и регулятором деятельности человека. В зависимости от идентичности можно в определенной степени прогнозировать поведение человека, его ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. На каждом этапе развития личности на первый план выступают разные виды идентичности, то есть в каждый конкретный момент главной оказывается одна идентичность. Таким образом, иерархия ценностей не является постоянной, она перестраивается во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и соответствующие поведенческие модели.

Гражданская идентичность может быть определена как лояльность государству, гражданином которого является человек. Гражданская идентичность выражается солидарности, чувстве принадлежности народу, признание государства как своего. Гражданская идентичность измеряется ответственностью за дела в стране, готовностью действовать во имя ее интересов, доверием к окружающим, участием в общественных акциях. Для исследования гражданской идентичности выясняются объединяющие ценности и цели. Социологические исследования показывают, что для россиян такими объединяющими факторами являются: общее государство, родная земля, природа, язык, культура, ответственность за судьбу страны; обычаи, черты характера. Показателем гражданской идентичности является уровень доверия к окружающим людям, государственным и общественным институтам.

Этническая идентичность представляет собой принадлежность к любой из форм этнической общности – начиная с племенной и заканчивая расовой. Важность этнической идентификации особенно очевидна, если речь идет об идентификации себя с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе неприязненное или пренебрежительное отношение. Принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед личностью серьезные проблемы. В 1930-х гг. американские ученые провели опрос чернокожих и белых детей: показывая им чернокожих и белых кукол, их спрашивали, какие из них им нравятся больше. Большинство опрошенных (и белых, и черных) высказалось в пользу белых кукол. Затем детей спрашивали, какая кукла более всего похожа на них, и чернокожие дети не могли дать ответа на этот вопрос. Для чернокожих детей идентифицировать себя с чернокожими куклами означало признать себя плохими, а с белыми куклами они не имели возможности себя идентифицировать. Невозможность идентифицировать себя с группой разрушительно воздействует на личность. В качестве выхода из этой болезненной ситуации переживание этнической идентичности вырабатывает различные стратегии:

- Принятие себя “плохим” без протеста. Такая стратегия проявляется в поведении как стремление уйти в тень, подчиняться окружающим, ощущении вины; человек старается стать незаметным, быть “как все”, никому не мешать и не бросаться в глаза, занимать как можно меньше места. Он может также притворяться безразличным, делая вид, что не замечает по отношению к себе признаков дискриминации. Он решает свою проблему изнутри, не принимая мер по изменению своего положения или положения своей группы;

- Протест против низкой оценки своей этнической идентичности. В таком случае человек либо ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оценку с помощью насмешек и презрения, либо старается самоутвердиться “таким, каков он есть”, акцентируя в себе именно те черты, которые негативно воспринимаются в доминирующей культуре. Такую стратегию используют чернокожие, когда заявляют, что “черные – это прекрасно”;

- Ассимиляция – отказ от своей этнической идентичности. Такая стратегия проявляется в стремлении больше походить на доминирующий этнический тип как внешне, так и в культурном отношении. При этом используются такие банальные средства, как окраска волос и осветление кожи с помощью косметических средств, изменение имени, активное выражение презрения к собственной этнической группе;

- Компромисс. Такую стратегию также называют “стратегией формирования критической личности”. Такая стратегия проявляется в заимствовании характеристик доминирующего этноса при сохранении ряда особенностей, присущих родной этнической культуре. Это проявляется в согласии с одними негативными оценками своей группы и несогласии с другими.

Религиозная идентичность выступает как важнейшее выражение мироощущения человека, концентрация самых насущных вопросов его жизненного мира. В то же время религиозная идентичность выражает не свершившиеся надежды и упования в реальном мире социальных отношений.

Религиозная идентичность представляет собой один из возможных способов духовного соотнесения себя с окружающими людьми (на индивидуальном уровне) и самоопределения целого общества в его соотношении с окружающими социумами (на макросоциальном уровне). Это всегда способ осознания мира "своей" духовной ориентации в соотнесенности с "иным" контекстом духовности. История религий мира красноречиво демонстрирует возможность и даже плодотворность взаимопроникновения высоких образцов религиозной духовности. Религиозные деятели легко находят общий язык в различных уголках мира. Но на уровне массового религиозного сознания история изобилует и фактами непримиримости и фанатизма. Религиозные доктрины зачастую используются политическими элитами в качестве мощного средства, своеобразной "политической технологией" воздействия на сознание и поведение широких масс населения.

Важной особенностью религиозной идентичности является то, что число людей, заявляющих о своей конфессиональной принадлежности оказывается существенно больше тех, кто относит себя к верующим. Очевидно, что в этом случае религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии

Общей базовой характеристикой религиозной идентичности (от человека и малой группы до общества в целом) является состояние религиозности. Для понимания религиозности используются результаты опросов, анализ процессов, происходящих в массовом религиозном сознании. Религиозную идентичность можно определить через весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) – через колебания в вере (неопределенность отношения к религии, индифферентность) – до неверия и атеизма.

Важной особенностью религиозной идентичности является то, что число людей, заявляющих о своей конфессиональной принадлежности оказывается существенно больше тех, кто относит себя к верующим. То есть число людей, считающих себя православными и мусульманами больше, чем верящих в Христа, Аллаха, Моисея, Будду и т.д. Этот разрыв, по данным ряда исследований, достигает 20%. Очевидно, что в этом случае религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии.

Профессиональную идентичность является важнейшей частью социальной идентичности. В формировании профессиональной идентичности можно выделить два аспекта: уровни и этапы становления личности как профессионала. 

Можно выделить следующие стадии стадий формирования профессиональной идентичности:

- невыраженная (отсутствие профессионального опыта и общение, четких тактических и стратегических профессиональных целей);

- пассивная (приобретение первоначального опыта, усвоение первоначального багажа знаний, определение своих возможностей);

- активная (воплощение в реальность выбранных целей, выработка собственного профессионального стиля, общения);

- устойчивая (профессиональное самосовершенствование, свободное владение профессией, передача профессионального опыта, ощущение собственной профессиональной значимости).

Профессиональная идентичность складывается из множества элементов:

- профессиональное самоопределение;

- профессиональная пригодность;

- выработка профессиональных качеств;

- профессиональная готовность;

- профессиональное развитие;

- профессиональный жизненный план.

Профессиональная идентичность включает в себя совокупность образов своей профессии (уникальность теории, метода, техник; границы профессии и ее взаимосвязи со смежными дисциплинами; возможности и ограничения; профессиональные и этические ценности и т.д.), образов себя как профессионала (принятие теории, техник и ценностей своей профессии; осознание своего места в профессиональном сообществе и в целом в профессиональном пространстве) и профессиональной самооценки (переживание своей достаточной уникальности, целостности и ценности).

 



2019-07-03 494 Обсуждений (0)
Тема 3.1. Социальная идентичность личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3.1. Социальная идентичность личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)