Тема 3.2. Ценностные ориентации и мотивация деятельности личности.
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценности выражает способ существование личности. Причем разные ценности имеют для нее различные значения и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно - исторический и личностный характер. Одни и те же явления и предметы для разных людей могут представлять не одинаковую ценность, так же, как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок музыка) могут вызывать у людей не только чувства глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей, и их иерархия. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценности – это в большей степени социологическое понятие, которое приобретает психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности. Как утверждал У. Томас и Ф. Знанецкий, известные своей совместной работой «Польский крестьянин в Европе и Америке» (20-е годы 20 века), ценности – это природный объект, который в действительности приобретает социальное значение и является или может быть объектом деятельности. Ценности является, по мнению Ф. Знанецкого, основой бытия и создают культурный мир. Они необходимы для создания и поддержания социального порядка. Чаще всего абстрактные идеалы, то есть представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях. Ценности, как правил, относятся к идеям, объектам и целям, которые считаются желательными и достижение которых положительно санкционируется. Когда мы знаем, каким идеям служит человек, мы можем ответить на вопрос, ради чего он поступает тем или иным образом. Нормы в большей степени ассоциируется со способами достижения целей, шаблонами взаимодействия и отвечает на вопрос «как нужно поступать». Однако нормы, социальные правила могут рассматриваться как ценности (например, нормы милосердия). Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться. Ценности – некие идеальные цели общества, социальных групп или личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности. Ценностные ориентации – система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Ценностные ориентации личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию, придавая человеческой жизни смысл. Иерархическая система диспозиций (по В.А. Ядову). система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида. базовые социальные установки, связанные с общей направленностью интересов личности в определенной сфере социальной активности. система социальных установок. фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Соотношений личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения (по Д.А. Леонтьеву). Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида. 1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме). 2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий). 3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий). 4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер). Структура личностных ценностей и мотивационные типы (по Ш. Шварцу и У. Билски) Ценности рассматриваются как представления о целях, которые служат основными руководящими принципами в жизни человека и являют собой критерии выбора и оценки человеком своих действий, а также оценки других людей и событий. Ценности выступают и как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоотношение). Ценности имеют следующие формальные признаки: это понятия или убеждения; имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению; превосходящие специфические ситуации; управляющие выбором или оценкой поведения и событий; упорядоченные по относительной важности. Содержательный признак ценности: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: потребностей индивидов как биологических организмов; потребностей в координировании социального взаимодействия; потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Эти три универсальных человеческих потребности предопределяют основные мотивационные типы, которые образуются определенными ценностями личности. Они детерминируют направленность конкретных действий индивида и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель. 1.Саморегуляция. Мотивационная цель – независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью индивида быть автономным и независимым. 2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель – новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма. 3.Гедонизм. Мотивационная цель – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выведен из необходимости удовлетворения биологических потребностей. 4.Достижение. Мотивационная цель – достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения. 5.Власть. Мотивационная цель – достижение социального статуса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии. 6. Безопасность. Мотивационная цель – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей. 7. Конформность. Мотивационная цель – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми. 8.Традиция. Мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания. 9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения. 10.Универсализм. Мотивационная цель – понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей. Ценности, выражающие интересы индивида: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция. Ценности, выражающие интересы группы: благосклонность, традиции, конформность. Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |