Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3.2. Ценностные ориентации и мотивация деятельности личности.



2019-07-03 471 Обсуждений (0)
Тема 3.2. Ценностные ориентации и мотивация деятельности личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценности выражает способ существование личности. Причем разные ценности имеют для нее различные значения и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно - исторический и личностный характер. Одни и те же явления и предметы для разных людей могут представлять не одинаковую ценность, так же, как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок музыка) могут вызывать у людей не только чувства глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей, и их иерархия. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценности – это в большей степени социологическое понятие, которое приобретает психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности. Как утверждал У. Томас и Ф. Знанецкий, известные своей совместной работой «Польский крестьянин в Европе и Америке» (20-е годы 20 века), ценности – это природный объект, который в действительности приобретает социальное значение и является или может быть объектом деятельности. Ценности является, по мнению Ф. Знанецкого, основой бытия и создают культурный мир. Они необходимы для создания и поддержания социального порядка. Чаще всего абстрактные идеалы, то есть представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях. Ценности, как правил, относятся к идеям, объектам и целям, которые считаются желательными и достижение которых положительно санкционируется. Когда мы знаем, каким идеям служит человек, мы можем ответить на вопрос, ради чего он поступает тем или иным образом. Нормы в большей степени ассоциируется со способами достижения целей, шаблонами взаимодействия и отвечает на вопрос «как нужно поступать». Однако нормы, социальные правила могут рассматриваться как ценности (например, нормы милосердия). Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться. Ценности – некие идеальные цели общества, социальных групп или личности, которые задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. пре­вращаются в личностные ценности.

Ценностные ориентации – система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Ценностные ориентации личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию, придавая человеческой жизни смысл.

Иерархическая система дис­позиций (по В.А. Ядову).

система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности деятельности и средства достижения этих целей, детерминирован­ные общими условиями жизни данного индивида.

базовые социальные установки, связанные с общей направленно­стью интересов личности в определенной сфере социальной ак­тивности.

система со­циальных установок.

фиксированные установ­ки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.

Соотношений личностных и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения (по Д.А. Леонтьеву). 

Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценно­стей связан с различными вариантами социализации индивида.

1.Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2.Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их пери­ферий).

3.Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Структура личностных ценностей и мотивационные типы

(по Ш. Шварцу и У. Билски)

Ценности рассматриваются как представления о целях, которые слу­жат основными руководящими принципами в жизни человека и являют собой критерии выбора и оценки человеком сво­их действий, а также оценки других людей и событий.

Ценности выступают и как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоот­ношение). Ценности имеют следующие формальные признаки:

это понятия или убеждения;

 имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

превосходящие специфические ситуации; управляющие выбором или оценкой поведения и событий;

упорядоченные по относительной важности.

Содержательный признак ценности: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает.

При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

потребностей индивидов как биологических организмов;

потребностей в координировании социального взаимодей­ствия;

потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Эти три универсальных чело­веческих потребности предопределяют основные мотивационные типы, которые образуются определенными ценностями личности. Они детерминируют направленность конкретных действий индиви­да и более широко всю его жизнедеятельность.

Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1.Саморегуляция. Мотивационная цель – независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потреб­ностью индивида быть автономным и независимым.

2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотива­ционная цель – новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3.Гедонизм. Мотивационная цель – удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выве­ден из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4.Достижение. Мотивационная цель – достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из при­знанных культурных стандартов, тем самым получение социаль­ного одобрения.

5.Власть. Мотивационная цель – достижение социального ста­туса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель – стабильность, безопас­ность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытека­ет из основных индивидуальных и групповых потребностей.

7. Конформность. Мотивационная цель – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих соци­альные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.

8.Традиция. Мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в опреде­ленной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель – поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отноше­ния.

10.Универсализм. Мотивационная цель – понимание, призна­тельность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обеспечивает возможность удовлетворения всех универсальных потребностей.

Ценности, выражающие интересы индивида:

власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция.

Ценности, выражающие интересы группы:

благосклонность, традиции, конформность.

Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы.

 



2019-07-03 471 Обсуждений (0)
Тема 3.2. Ценностные ориентации и мотивация деятельности личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3.2. Ценностные ориентации и мотивация деятельности личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)