Формы и механизм социального контроля. Основные компоненты социального контроля. Виды социального контроля. Сущность социального контроля.
Социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования Принято выделять следующие механизмы обеспечения социального контроля: -Изоляцию – изолирование провинившегося от остального общества (тюремное заключение); -Обособление – ограничение числа контактов с другими людьми (помещение индивида в специальную клинику); -Реабилитацию – комплекс различных мер, направленных на социализацию девианта и интеграции его в общество. Принято выделить два вида социального контроля: внешний и внутренний. -Внешний контроль – набор, состоящий из совокупности различных форм, способов и действий, нацеленных на соблюдение общественных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля – формальный и неформальный. Формальный контроль осуществляется государственными органами и уполномоченными лицами. -Внутренний социальный контроль – это самостоятельное регулирование личностью своего поведения, согласуя его соответствие принятым в обществе нормами. Социальный контроль состоит из двух компонентов – социальных норм и санкций. Социальные нормы – это общественно допустимые закрепленные правила поведения, некий набор стандартов. Социальные нормы подразделяют в свою очередь на правовые, нормы морали и социальные нормы поведения. Правовые нормы - нормы, закрепленные на законодательном уровне. Нарушение подобных норм влечет за собой административное либо уголовное наказание. Нормы морали – неформальные нормы, существующие как устоявшееся общественное мнение. К социальным нормам принято относить: -Общественные привычки; -Обычаи; -Традиции; -Общественные нравы; -Социальные табу. Социальные санкции – средства для поощрения либо наказания, призванные стимулировать личность на соответствие общественным требованиям. Санкция признается главным инструментом реализации социального контроля. Она представляет собой стимул для выполнения определенных общественных норм. Выражается санкция в виде поощрения (позитивная) либо наказания (негативная). Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальные санкции вправе наложить только уполномоченный орган. Неформальные санкции исполняются неофициальными лицами. Социальные санкции являются гарантией безопасности общества, его стабильности. Социальные нормы и санкции являются неразрывно связанными друг с другом. Социальный контроль упорядочивает человеческое общество, задает “порядок” жизни и штрафует всех, кто его нарушает. Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Эта охранительная функция иногда мешает развитию общества. Но полное ее отсутствие ведет к распаду общественных отношений, беспорядкам, социальным раздорам. 25. Понятие «социологическое исследование». Основные функции социологического исследования. Виды социологических исследований. Социологическое исследование - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. К основным функциям социологического исследования относятся: -Познавательная функция. Заключается в изучении состояния процессов и явлений социума с учетом их содержания в реальной ситуации. Помогает понять тенденции, динамику и перспективы дальнейшего развития социальных процессов и явлений. Исследует социальные противоречия. -Практическая функция. Нахождение способов и путей изменения социальных процессов и явлений. -Нормативно-ценностная функция. Определяет нормы, ценности, цели, соответствующие потребностям социума на данном этапе развития. -Гносеологическая функция. Конкретизирует основные вопросы теории познания в отношении данного процесса или явления. Анализирует и обобщает социальный опыт. -Информационная функция. Заключается в сборе и обработке информации, предоставлении информации о социальных объектах, их развитии и изменениях. Позволяет прогнозировать тенденции и перспективы развития социальных ситуаций, предвидеть состояния объекта социологического исследования в конкретный временной период. -Логическая функция. Осуществляет последовательную реализацию отдельных процедур и основных этапов исследования. Помогает разрабатывать и использовать в практике управления новые социальные технологии, способствует получать наилучшие социальные результаты при наименьших организационных и материальных издержках. -Управленческая функция. Обеспечивает управление на всех уровнях жизни общества, обратную связь между объектами (работники, отдельные группы людей, население) и субъектами (административными и властными органами, руководителями организаций и предприятий) управления. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. -Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка. -Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации. Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. -Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа: 1) разработка программы и приемов исследования; 2) проведение эмпирического исследования; 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета. Основные этапы проведения социологического исследования. Виды лонгитюдных исследований. Программа социологического исследования. Методологический и процедурный раздел программы: структура и назначение. Первый этап составляют подготовительные работы, создание общей программы исследования, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом. Второй этап — оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель — сбор данных об изучаемом объекте. Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода. Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам. Лонгитюдный метод (лат. long – длинный) – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта, позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие. A. В зависимости от продолжительности исследования: 1. Кратковременное наблюдение - для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве. 2. Долговременное наблюдение - изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями. 3. Ускоренное наблюдение - для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Б. В зависимости от направления хода исследования: 1. Ретроспективное наблюдение - позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. 2. Перспективное (проспективное) наблюдение - текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. 3. Сочетанное наблюдение. B. В зависимости от применяемых способов: 1. Истинное лонгитюдное наблюдение - представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. 2. Смешанное наблюдение - считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается. 3. Псевдолонгитюдное наблюдение - исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент. Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования. Анкетный опрос: процедура проведения, области применения, проблемы достоверности получаемой информации. Характеристики интервьюера, респондента. Виды анкетирования. Основные преимущества и недостатки анкетирования. Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом и респондентом опосредуется анкетой. Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета представляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |