Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целинного района «Развитие личности в классном коллективе».



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Целинного района «Развитие личности в классном коллективе». 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОРГАММЫ ВОСПИТАНИЯ

МБОУ Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа No2

Целинного района «Развитие личности в классном коллективе».

С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчёркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребёнок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнёрской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

 

1 Название программы Воспитательная программа Катаевой О.Н. МБОУ Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа No2 Целинного района «Развитие личности в классном коллективе». Классный руководитель: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Катаева Оксана Николаевна
2 Тип программы Целевая
3 Вид программы Воспитательная программа классного руководителя (перспективная)
4 Парадигма программы Гуманистическая
5 Концепция программы Концепция гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского,  цель- организация образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практический занятия и отношения, Концепция коллективного творческого воспитания И.П.Иванова - нравственно воспитанный мыслитель, любящий свою страну и свободомыслящий
6 Инновационность программы Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнёрской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива.
7 Структура программы Ступени воспитательной программы Первая ступень. Обоснование целей и задач воспитательной работы Я определила следующую цель воспитательной программы: Цель – воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Способной самостоятельно строить всю свою жизнь. Умеющей взаимодействовать с другими людьми; Испытывающей любовь и уважение к своей стране, своему отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой Родины. Стремящейся к сохранению и укреплению своего здоровья. Задачи: · способствовать развитию познавательных интересов учащихся, создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков, · воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну, · способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности, · сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути, · формирование корпоративной культуры учащихся, · воспитание толерантности, · развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной. Основные направления деятельности классного руководителя: · работа с родителями; · развитие творческих способностей учащихся; · работа над сплочением классного коллектива; · организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся; · изучение личности каждого ученика; · помощь детям в их учебной деятельности; · координация деятельности учителей, работающих в классе; · работа с детьми группы риска; · организация совместных поездок, походов, экскурсий; · развитие классного самоуправления.  
8 Содержание воспитания Цель: Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Задачи: · способствовать развитию познавательных интересов учащихся, · создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков, · воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну, · способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности, · сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути, · формирование корпоративной культуры учащихся, · воспитание толерантности, · развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.
9 Смыслы воспитания Обретение ребенком научных знаний, осознание свое и способности его реализовывать
10 Ценности воспитания Формирование жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Коммуникабельность, коллективизм, нравственный потенциал, ответственность, взаимосотрудничество, творческие способности.
11 Средства воспитания  
12 Принципы воспитания В основе теории лежат следующие принципы: 1. Все дети талантливы. 2. Плох не ребёнок, плох его поступок
  1. В каждом ребёнке чудо, ожидай его.
4. Познавательность, творчественность, патриотизм, коммуникабельность, ориентация на коллективизм.
13 Направления воспитания Работа ориентирована на следующие направления: 1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом строится самоуправление в классе. 2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора). 3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.) 4. Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей: · гуманизация обучения и воспитания; · системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию; · общественная направленность воспитания; · связь воспитания с жизнью, трудом; · опора на положительное в воспитании; · личностный подход; · учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников; · единство воспитательных воздействий.
14 Субъекты воспитания Ребенок, педагог, коллектив
15 Ведущая идея программы Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Умеющей взаимодействовать с другими людьми; Испытывающей любовь и уважение к своей стране, своему отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой Родины.
16 Возрастная модификация 5-9 классы
17 Механизмы реализации программы Сроки и этапы реализации программы: 1 этап – 2009 – 2010 уч. год – 5 класс «Рождение» Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся; Форма деятельности: — развитие творческих способностей; — привитие пользовательского навыка работы на компьютере; — воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе; — формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать; — выявление и развитие личностных способностей каждого ученика; — объединение класса общим делом; 2 этап – 2010 – 2012 уч. год – 6 — 7 классы «Становление» Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки. Форма организации классных дел: проектная деятельность. Выпуск классной газеты. Оформление фотолетописи класса. 3 этап – 2012 – 2013 уч. год – 8 класс «Самоопределение» Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности. Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги. 4 этап – 2013 – 2014 уч. год - 9 класс «Самореализация» Цель: создание условий для самореализации учащихся Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.
18 Воспитательная система Организация жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива
19 Модель воспитания В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
20 Модель личности обучающегося Свободная талантливая личность, обогащённая научными знаниями, готовая к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Способная самостоятельно строить всю свою жизнь.
21 Подходы, теории программы В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко. К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Ж.Ж. Руссо.
22 Технология реализации программы Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; заседание экспертной группы; форумы, симпозиумы; шоу-технологии;кейс-стади; образовательные интеллектуальные игры, соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности:
  1. познавательную,
  2. игровую,
  3. спортивную,
  4. творческую,
  5. коммуникативную,
  6. досуговую,
  7. общественно-организаторскую,
  8. допрофессиональную.
Программа позволяет использовать различные формы воспитательной работы:
  • праздники;
  • викторины;
  • олимпиады;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • турниры;
  • игры;
  • встречи с ветеранами, интересными людьми;
  • дискуссии, диспуты;
  • заседания экспертной группы;
  • форумы;
  • симпозиумы;
  • шоу-технологии;
  • кейс-стадии;
  • походы, экскурсии и т.д.
23 Возможности внедрения программы  
24 Условия реализации программы Сроки и этапы реализации программы: 1 этап – 2009 – 2010 уч. год – 5 класс «Рождение» Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся; Форма деятельности: — развитие творческих способностей; — привитие пользовательского навыка работы на компьютере; — воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе; — формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать; — выявление и развитие личностных способностей каждого ученика; — объединение класса общим делом; 2 этап – 2010 – 2012 уч. год – 6 — 7 классы «Становление» Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки. Форма организации классных дел: проектная деятельность. Выпуск классной газеты. Оформление фотолетописи класса. 3 этап – 2012 – 2013 уч. год – 8 класс «Самоопределение» Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности. Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги. 4 этап – 2013 – 2014 уч. год «Самореализация» Цель: создание условий для самореализации учащихся Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.
25 Недостатки программы    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа соответствует определению программа воспитания, так как в полной мере решает проблемы развития личности в классном коллективе в нашем обществе.

Актуальность программы Катаевой О.Н. на данный момент несомненна, так как она нашла ответы на поставленные вопросы и продолжает работать над ними дальше. Цель– воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащѐнной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению,

воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группам и людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Ключевые идеи, программы имеют большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для организации методической работы в школе. Приоритетным направлением программы является развитие личности, для этого  разработанная система классных часов и коллективно-творческих дел. Творческий подход в воспитании личности ребѐнка проявляется в тесной связи внеклассной и учебной работы, которая проводится целенаправленно и систематически развивает интерес к изучению новых понятий.

Я считаю, что качество воспитательной программы соответствует критериям передового педагогического опыта.



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Целинного района «Развитие личности в классном коллективе». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целинного района «Развитие личности в классном коллективе».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)