ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОРГАММЫ ВОСПИТАНИЯ
МБОУ Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа No2
Целинного района «Развитие личности в классном коллективе».
С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчёркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребёнок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнёрской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
1
Название программы
Воспитательная программа Катаевой О.Н.
МБОУ Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа No2
Целинного района «Развитие личности в классном коллективе».
Классный руководитель: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Катаева Оксана Николаевна
2
Тип программы
Целевая
3
Вид программы
Воспитательная программа классного руководителя (перспективная)
4
Парадигма программы
Гуманистическая
5
Концепция программы
Концепция гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, цель- организация образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практический занятия и отношения, Концепция коллективного творческого воспитания И.П.Иванова - нравственно воспитанный мыслитель, любящий свою страну и свободомыслящий
6
Инновационность программы
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнёрской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива.
7
Структура программы
Ступени воспитательной программы
Первая ступень.
Обоснование целей и задач воспитательной работы
Я определила следующую цель воспитательной программы: Цель – воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Способной самостоятельно строить всю свою жизнь.
Умеющей взаимодействовать с другими людьми;
Испытывающей любовь и уважение к своей стране, своему отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой Родины.
Стремящейся к сохранению и укреплению своего здоровья.Задачи:· способствовать развитию познавательных интересов учащихся, создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков,· воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,· способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности,· сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути,· формирование корпоративной культуры учащихся,· воспитание толерантности,· развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.Основные направления деятельности классного руководителя:· работа с родителями;· развитие творческих способностей учащихся;· работа над сплочением классного коллектива;· организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;· изучение личности каждого ученика;· помощь детям в их учебной деятельности;· координация деятельности учителей, работающих в классе;· работа с детьми группы риска;· организация совместных поездок, походов, экскурсий;· развитие классного самоуправления.
8
Содержание воспитания
Цель: Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
· способствовать развитию познавательных интересов учащихся,
· создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков,
· воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,
· способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности,
· сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути,
· формирование корпоративной культуры учащихся,
· воспитание толерантности,
· развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.
9
Смыслы воспитания
Обретение ребенком научных знаний, осознание свое и способности его реализовывать
10
Ценности воспитания
Формирование жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Коммуникабельность, коллективизм, нравственный потенциал, ответственность, взаимосотрудничество, творческие способности.
11
Средства воспитания
12
Принципы воспитания
В основе теории лежат следующие принципы:
1. Все дети талантливы.
2. Плох не ребёнок, плох его поступок
В каждом ребёнке чудо, ожидай его.
4. Познавательность, творчественность, патриотизм, коммуникабельность, ориентация на коллективизм.
13
Направления воспитания
Работа ориентирована на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом строится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
4. Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
· гуманизация обучения и воспитания;
· системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
· общественная направленность воспитания;
· связь воспитания с жизнью, трудом;
· опора на положительное в воспитании;
· личностный подход;
· учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
· единство воспитательных воздействий.
14
Субъекты воспитания
Ребенок, педагог, коллектив
15
Ведущая идея программы
Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Умеющей взаимодействовать с другими людьми;
Испытывающей любовь и уважение к своей стране, своему отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой Родины.
16
Возрастная модификация
5-9 классы
17
Механизмы реализации программы
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2009 – 2010 уч. год – 5 класс
«Рождение» Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся; Форма деятельности: — развитие творческих способностей; — привитие пользовательского навыка работы на компьютере; — воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе; — формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать; — выявление и развитие личностных способностей каждого ученика; — объединение класса общим делом;
2 этап – 2010 – 2012 уч. год – 6 — 7 классы
«Становление» Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки. Форма организации классных дел: проектная деятельность. Выпуск классной газеты. Оформление фотолетописи класса.
3 этап – 2012 – 2013 уч. год – 8 класс
«Самоопределение» Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности. Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги.
4 этап – 2013 – 2014 уч. год - 9 класс «Самореализация» Цель: создание условий для самореализации учащихся Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.
18
Воспитательная система
Организация жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива
19
Модель воспитания
В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
20
Модель личности обучающегося
Свободная талантливая личность, обогащённая научными знаниями, готовая к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Способная самостоятельно строить всю свою жизнь.
21
Подходы, теории программы
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко. К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Ж.Ж. Руссо.
22
Технология реализации программы
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; заседание экспертной группы; форумы, симпозиумы; шоу-технологии;кейс-стади; образовательные интеллектуальные игры, соревнования; викторины; экскурсии.
Опирается на следующие виды деятельности:
познавательную,
игровую,
спортивную,
творческую,
коммуникативную,
досуговую,
общественно-организаторскую,
допрофессиональную.
Программа позволяет использовать различные формы воспитательной работы:
праздники;
викторины;
олимпиады;
конкурсы;
соревнования;
турниры;
игры;
встречи с ветеранами, интересными людьми;
дискуссии, диспуты;
заседания экспертной группы;
форумы;
симпозиумы;
шоу-технологии;
кейс-стадии;
походы, экскурсии и т.д.
23
Возможности внедрения программы
24
Условия реализации программы
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2009 – 2010 уч. год – 5 класс
«Рождение» Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся; Форма деятельности: — развитие творческих способностей; — привитие пользовательского навыка работы на компьютере; — воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе; — формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать; — выявление и развитие личностных способностей каждого ученика; — объединение класса общим делом;
2 этап – 2010 – 2012 уч. год – 6 — 7 классы
«Становление» Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки. Форма организации классных дел: проектная деятельность. Выпуск классной газеты. Оформление фотолетописи класса.
3 этап – 2012 – 2013 уч. год – 8 класс
«Самоопределение» Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности. Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги.
4 этап – 2013 – 2014 уч. год «Самореализация» Цель: создание условий для самореализации учащихся Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.
25
Недостатки программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа соответствует определению программа воспитания, так как в полной мере решает проблемы развития личности в классном коллективе в нашем обществе.
Актуальность программы Катаевой О.Н. на данный момент несомненна, так как она нашла ответы на поставленные вопросы и продолжает работать над ними дальше. Цель– воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащѐнной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению,
воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группам и людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Ключевые идеи, программы имеют большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для организации методической работы в школе. Приоритетным направлением программы является развитие личности, для этого разработанная система классных часов и коллективно-творческих дел. Творческий подход в воспитании личности ребѐнка проявляется в тесной связи внеклассной и учебной работы, которая проводится целенаправленно и систематически развивает интерес к изучению новых понятий.
Я считаю, что качество воспитательной программы соответствует критериям передового педагогического опыта.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...