Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники бюджетного права



2019-07-03 803 Обсуждений (0)
Источники бюджетного права 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

Бюджет как объект правового регулирования

Понятие, предмет, метод бюджетного права

Источники бюджетного права

Сущность, виды и методы бюджетного регулирования

Наука бюджетного права

Бюджет как объект правового регулирования

 

Государству, независимо от формы правления, формы государственного устройства и политического режима, на любом этапе исторического развития необходимы финансовые ресурсы для решения задач, которые связаны с функциями государства. В теории финансового права бюджет рассматривается в трех аспектах:

1) в материальном аспекте

Бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

2) как экономическая категория

Бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

3) в юридическом аспекте

бюджет рассматривается как правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений .

Бюджет - это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для государственных нужд. Указанное состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач.

Необходимость правового регулирования доходов и расходов бюджета обусловлено тем, что принятие и выполнение любого управленческого решения государственного органа или органа местного самоуправления требует расходования средств. Поэтому в акте о бюджете подробно определяется общий объем доходов и расходов, необходимых государству или органу местного самоуправления, а также четко определяется определенный плановый период. В связи с этим для бюджета как правовой категории характерно несколько особенностей:

- Государственный бюджет и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов на определенный срок;

- срок действия этого закона один календарный год и называется «бюджетный период»;

- государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства;

- бюджет как финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Наиболее распространенным критерием классификации видов бюджетов выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы.

Государственный бюджет - это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Консолидированный (сводный) бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории государства, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного
самоуправления. Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.


1.2. Понятие, предмет, метод бюджетного права

Бюджетное право на постсоветском пространстве получило активное развитие в 90-х годах прошлого века в связи переходом на новые, рыночные условия хозяйствования, когда наряду с государственной формой собственности появилась и получила развитие частная форма собственности. В этих условиях возникла необходимость регулировать денежные отношения по-новому, с учетом публичных (общественных) и частных интересов, создавать отвечающие
современным потребностям жизни механизмы взаимодействия публичных и частных финансов. Как известно, основным денежным публичным фондом является бюджет; именно с помощью бюджета перераспределяются финансовые ресурсы на всей территории государства, причем это перераспределение в разной экономической ситуации происходит по-разному. Например, в годы экономической стабильности государство стремится привлечь частный капитал к выполнению государственных задач. Во время финансового кризиса, напротив, государство помогает частному бизнесу, направляя значительные денежные средства на его поддержку. Так реализуется принцип государственно-частного партнерства. Этим экономическим отношениям должно соответствовать правовое регулирование, осуществляемое в рамках бюджетного права.

Бюджетное право является подотраслью финансового права, его составной частью. Бюджетному праву, как составной части отрасли права, присущи все его признаки, но оно призвано регулировать специфические общественные отношения, имеет собственные характерные признаки, предмет, источники и особенности.

Бюджетное право - это совокупность финансово-правовых норм, которые регулируют финансовые отношения, возникающие при определении бюджетного устройства, бюджетной системы и ее принципов, состава доходов и расходов государственного и местных бюджетов, компетенции государства и органов местного самоуправления в области соответствующих бюджетов.

Предмет бюджетного права - общественные отношения, возникающие в ходе бюджетной деятельности государства, то есть отношения по поводу формирования и использования государственного и местных бюджетов, а именно при:

а) формировании доходов бюджетов;

б) расходах бюджетов;

в) осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

г) проведении бюджетного контроля;

д) применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Субъекты бюджетного права - обладатели юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней:

– органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;

– главные распорядители и получатели бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств — бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, принятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.

Объектом бюджетного права являются бюджетные правоотношения, которые возникают между субъектами и регулируются нормами финансового и бюджетного права.

Содержанием бюджетного права является определенный бюджетным законодательством и другими нормами финансового права круг прав и обязанностей всех субъектов бюджетных правоотношений.

Метод бюджетного права - специфический способ, при помощи которо­го государство на основе определенной совокупности юриди­ческих норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

Основным методом бюджетного права является императивный. Императивный (властный) метод характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Однако с развитием рыночных отношений, обусловивших изменения
бюджетного законодательства, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается договорный (диспозитивный) метод.

Диспозитивный метод бюджетного права выражается в том, что современное бюджетное законодательство дополнено процедурами согласования и обсуждения принимаемых решений, договорными способами регулирования, вступлением в бюджетные правоотношения на добровольных началах (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора).

 

Источники бюджетного права

1. Базовым источником бюджетного права является Конституция. Она определяет основные направления финансовой и бюджетной деятельности государства.

2. Бюджетный кодекс - кодифицированный законодательный акт, который систематизирует нормы бюджетного права, определяет основы и элементы бюджет­ной системы, правовые основы и принципы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также ответственности за нарушение бюджет­ного законодательства.

Каждый раздел бюджетного кодекса содержит правовые нормы, регулирующие определенное направление бюджетной деятельности государства.

3. Закон «О Государственном бюджете».

4. Другие законы, регулирующие бюджетные правоот­ношения, возникающие в процессе составления, рассмот­рения, утверждения и исполнения бюджетов и рассмотре­ния отчетов о их исполнении, а также контроля за испол­нением бюджетов всех уровней.

5. Нормативно-правовые акты Совета Министров (Кабинета Министров), принятые на основе Бюджетного кодекса и других выше указанных источников.

6. Нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти, принятые на основе Бюджетного кодекса и других выше указанных источни­ков.

7. Решения местных государственных администраций, органов мест­ного самоуправления.

Состав бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики:

 

1) Конституция Донецкой Народной Республики;

2) Закон Донецкой Народной Республики «О бюджетной системе Донецкой Народной Республики»;

3) Закона о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики;

4) другие Законы, регулирующие бюджетные отношения;

5) нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики, принятые на основании и во исполнение Закона ДНР «О бюджетной системе Донецкой Народной Республики» и других Законов Донецкой Народной Республики;

6) нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти, принятые на основании и во исполнение Закона ДНР «О бюджетной системе Донецкой Народной Республики», других Законов Донецкой Народной Республики и нормативных правовых актов Совета Министров Донецкой Народной Республики;

7) решения о местном бюджете;

8) решения органов местного самоуправления.

 

Правовые основы функционирования бюджетной системы Донецкой Народной Республики, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений определяются Законом Донецкой Народной Республики «О бюджетной системе Донецкой Народной Республики» от 24.04.2015 г.

Целью Закона является формирование нормативно-правовой базы Донецкой Народной Республики в сфере бюджетного законодательства, а также определение принципов, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Законом регулируются бюджетные отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении и контроля над соблюдением бюджетного законодательства и вопросов ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 



2019-07-03 803 Обсуждений (0)
Источники бюджетного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники бюджетного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(2.03 сек.)