Й учебный вопрос. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на городском транспорте
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Факультет заочного обучения Кафедра специальных дисциплин и профессиональной подготовки «УТВЕРЖДАЮ» И. о. заведующего кафедрой СДПП Панчук Г.Н. «___» _______________ 2017 года.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения занятий по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Тема № 4 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них»
Время: 6 часов
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры СДПП от «___» _____________2017 протокол № ____
Г. Донецк – 2017 Тема № 4 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них»
Занятие 1 Цель занятия: Рассмотреть аварии на городском транспорте, виды дорожно-транспортных происшествий, безопасное поведение в автотранспорте, особенности поведения в метро, аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте, авиационном, водном транспорте, характеристики спасательных средств, действия терпящих кораблекрушение, высадка с судна. Изучить характеристику и классификацию пожаро- и взрыво- опасных объектов, классификацию и характеристику пожаров и взрывов как причин ЧС, виды пожаров, классификацию взрывов, аварии с выбросом АХОВ, классификацию аварийно химически опасных веществ, взрывы конденсированных взрывчатых веществ, газо-, паро- и пылевоздушных смесей.
Время – 2 часа.
Место проведения занятия: специализированный класс.
Метод проведения занятия: рассказ, показ.
Техническое обеспечение: стенды, слайды, видеофильм. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Транспортные аварии и катастрофы. 2. Пожары и взрывы. 3. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Вступительная часть - 5 минут: 1. Принять доклад дежурного. 2. Выполнить необходимые записи в журнале. 3. Объявить тему, цель и учебные вопросы.
Основная часть – 80 минут: – рассмотрение учебных вопросов по плану.
Заключительная часть – 5 минут: 1. Подвести итоги занятия. 2. Объявить оценки. 3. Дать задание на самоподготовку.
й учебный вопрос. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на городском транспорте Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт — зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. За последние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из другого района земного шара не приходило сообщение о жуткой аварии с участием пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомобилей. Большинство подобных происшествий случалось в «рискованных» районах, среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия. На автодорогах по вине пешеходов и автовладельцев теряет свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня гибнет столько людей, сколько на авиационном, железнодорожном, морском транспорте в целом за год. В период с 1985 по 1994 г. в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибло более 300 тыс. человек (Россия) и 1,7 млн. получили ранения. Современный автомобиль, как и все иные виды механического транспорта, представляет собой сложный комплекс различных механизмов и устройств, от согласованной работы которых зависят его эксплуатационные качества, в частности, устойчивость, управляемость, маневренность и динамические свойства. Взаимодействие автомобиля с дорогой обусловлено законами механики. Поведение водителя за рулем, применение им различных приемов управления определяются не только уровнем его профессиональной подготовки, но и психофизиологическими факторами, зависящими от условий на рабочем месте, микроклимата, степени шума и вибраций, удобства управления и др., а также воздействиями внешней среды. Звенья системы «водитель — автомобиль — дорога» качественно разнородны. Автомобиль и дорога характеризуются совокупностью технических данных, выражаемых определенными показателями. Характеристику водителя можно составить с помощью психологических и физиологических методов. Но, несмотря на качественное различие звеньев системы, они скоординированы для решения общей задачи — перевозки грузов или пассажиров по заранее намеченному маршруту и в запланированное время с обеспечением их безопасности и сохранности. ДТП можно охарактеризовать как рассогласование взаимодействия звеньев системы «водитель — автомобиль — дорога». Как правило, происшествия на дорогах быстротечны: события развиваются за несколько секунд, а иногда и за доли секунды. Виды дорожно-транспортных происшествий Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий: □ наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля; □ наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства); □ столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами — встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами; □ опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приемов управления. Большинство ДТП происходит по вине пешеходов. Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения. Анализ несчастных случаев на дорогах мира показал, что каждый третий погибший в результате ДТП — пешеход. Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить 4 основных нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП: 1. Неожиданный выход пешехода на проезжую часть. 2. Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода. 3. Наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящий между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается разумной логике. 4. Отвлечение внимания водителя при выполнении маневра. Одной из причин неожиданного появления пешехода перед автомобилем является недооценка скорости едущего транспортного средства. Поведение пешехода определяется в первую очередь стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, «накопление» утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине. Довольно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей. Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходит при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации при переходе через проезжую часть вне установленных мест и опасное поведение перед транспортом.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |