Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Й учебный вопрос. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ .



2019-07-03 427 Обсуждений (0)
Й учебный вопрос. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ . 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время невозможно представить ни один вид человеческой деятель­ности, прямо или косвенно не связанный с влиянием на организм химических веществ, количество которых составляет десятки тысяч и продолжает непрерыв­но расти. В их числе ядохимикаты (пестициды, гербициды), препараты бытово­го назначения (краски, лаки, растворители, синтетические моющие средства), лекарственные вещества, химические добавки к пищевым продуктам, косметиче­ские средства и т. п.

Бурное развитие химической промышленности, внедрение химической техноло­гии во многие отрасли народного хозяйства и в сферу быта создают химическое загрязнение среды обитания и серьезную угрозу здоровью населения, приводят к значительным экономическим потерям (заболевания и гибель животных, эко­логически связанных с человеком, например рыб, ухудшение пищевых свойств сельскохозяйственных растений и многое другое). Промышленные источники вредных для человека веществ, которые могут быть как активными (функциони­рующие механизмы, приборы, агрегаты, а также сам человек), так и пассивными (материалы, покрытия и другие объекты), способны выделять в воздух десятки токсичных агентов. Например, в производстве витаминов в воздухе рабочей зоны обнаружено более 30, а в производстве шин (при вулканизации) — более 100 вред­ных для организма химических соединений. Следует отметить, что поступление различных ядовитых веществ из заводских труб и городского транспорта в воз­душные бассейны многих больших городов подчас достигает опасного уровня.

Так, только за одни сутки крупный нефтеперерабатывающий завод может выбросить в атмосферу до 520 т углеводородов, 1,8 т сероводорода, 600 т оксида углерода, 310 т сернистого газа, а выхлопные газы автомобилей, этих, по сути дела, химических фабрик на колесах, содержат на 1 т сжигаемого горючего от 12 до 24 кг оксидов азота, от 0,3 до 5 кг аммиака и углеводородов, до 5% оксида углерода. С увеличением удельного веса воздушного транспорта возрастает опас­ность авиационных выхлопных газов: один реактивный самолет оставляет после взлета и при посадке ядовитый шлейф, равный по объему выхлопным газам 7 тыс. автомашин. Следует также иметь в виду, что в реки, озера, моря постоянно проникают ядовитые вещества из воздуха и почвы. К примеру, половина пести­цидов, находящихся в океане, попала в него из воздуха. Они способны сохра­няться в воде в течение многих лет и создавать опасность вредного воздействия на людей.

Наибольшую опасность для экологии представляют предприятия, производящие химические вещества, а также те, в технологическом процессе которых эти вещества используются. В настоящее время в мире производится более 1 млн наименований химических веществ, 600 тыс. из которых имеют широкое приме­нение. Ежедневное производство химических веществ увеличилось с 1 млн тонн в начале 30-х гг. XX в. до сотен миллионов тонн. Из-за роста химического про­изводства увеличивается и вероятность аварий, связанных с неконтролируемым выбросом ядовитых химических веществ в окружающую среду, в результате чего ей часто наносится непоправимый ущерб.

Классификация аварийно химически опасных веществ

В середине 60-х гг. XX в. на железнодорожной станции Горький произошла утеч­ка хлора, имевшая тяжелые последствия для населения и окружающей среды. Это послужило толчком для разработки перечня группы опасных для человека химических веществ, названных сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). В 80-е годы был разработан перечень из 107 наименований. Однако он оказался мало пригоден из-за чрезмерной перегруженности ядовитыми веществами. В этот перечень были включены такие вещества, как метанол, дихлорэтан, фенол, находившиеся под контролем службы техники безопасности. Кроме того, для большинства химически опасных веществ отсутствовали токсические харак­теристики. Следовательно, невозможно было делать прогнозы о масштабах зон заражения и планировать защитные мероприятия.

Позднее был разработан перечень ядовитых веществ по классам опасности. По степени воздействия на организм человека химические вещества делятся на 4 класса:

□ I класс — чрезвычайно опасные;

□ II класс — высокоопасные;

□ III класс — умеренно опасные;

□ IV класс — малоопасные.

К I классу относятся:

□ некоторые металлы (например, ртуть, свинец, кадмий, цинк) и их соединения;

□ вещества, содержащие циангруппу, — цианистый водород, синильная кислота и ее соли, нитриты;

□ соединения фосфора;

□ галогеноводороды — водород хлористый, водород фтористый, водород бро­мистый;

□ хлоргидриды — этиленхлоргидрин, этилхлоргидрит;

□ некоторые другие соединения, например, фосген, оксид этилена.

Ко II классу относятся:

□ минеральные и органические кислоты — серная, азотная, соляная;

□ щелочи — аммиак, едкий натрий;

□ серосодержащие соединения — сульфиды, сероуглерод и т. д.;

□ некоторые спирты и альдегиды кислот — формальдегид, метиловый спирт;

□ органические и неорганические нитро- и аминосоединения — анилин, нитро­бензол;

□ фенолы, крезолы и их производные.

К умеренно опасным (III класс) и малоопасным (IV класс) относятся все осталь­ные химические соединения.

 

Перечень сильнодействующих ядовитых веществ СДЯВ был сокращен до 34 наименований. Но и в нем отсутствовали токсические характеристики многих веществ.

Аварии последних лет показали, что ЧС могут возникать не только в результате распространения химических веществ в атмосфере, но и при их попадании (выливе) в водоемы. В этих случаях наибольшую опасность представляют ядовитые вещества, имеющие высокую температуру кипения и хорошую раство­римость в воде.

Возникла необходимость разработки нового названия для опасных химических веществ, которые приводят к ЧС. В результате в государственных стандартах вместо термина «сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)» был введен термин «аварийно химически опасные вещества (АХОВ)».

АХОВ — это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (выливе) которого может про­изойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концен­трациях (токсодозах).

С учетом путей поступления вещества в организм АХОВ подразделяются:

□ на вещества ингаляционного действия (АХОВ ИД) — воздействуют при по­ступлении через органы дыхания;

□ перорального действия (АХОВ ПД) — воздействуют при поступлении че­рез рот;

□ кожно-резорбтивного действия (АХОВ КРД) — воздействуют через кожу.

К АХОВ относят только вещества, которые могут представлять опасность в ава­рийных ситуациях. Перечень АХОВ не установлен.

Аварии с выбросом АХОВ

Анализ аварийных ситуаций на предприятиях нефтегазовой и химической про­мышленности показывает, что аварии происходят либо из-за отказа техники, либо из-за ошибочных действий производственного персонала. При этом аварийные ситуации делят на две основные группы:

□ аварии на производственных площадках;

□ аварии на транспортных коммуникациях (в основном на железных дорогах).

Наибольшая потенциальная опасность возникновения аварийных ситуаций с АХОВ на производственных площадках существует на складах и наливных станциях, где сосредоточены сотни, а во многих случаях тысячи тонн основных АХОВ. Аварийные ситуации при транспортировке АХОВ сопряжены с более высокой степенью опасности, так как масштабы перевозки этих веществ являются весьма большими.

Наиболее характерными причинами аварийных выбросов (выливов) АХОВ на же­лезных дорогах являются опрокидывание цистерн с нарушением герметизации; трещины в сварных швах; разрыв оболочки новых цистерн; разрушение предо­хранительных мембран; неисправность предохранительных клапанов и протечка из арматуры.

По опыту ликвидации аварий, наиболее часто к тяжелым последствиям с гибелью людей приводили выбросы следующих АХОВ: аммиака, хлора, оксида углерода, оксида этилена, хлористого водорода, сернистого ангидрида, цианисто­го водорода, фосгена, хлорпикрина, тринитротолуола и т. д. Среди этих веществ на первом месте по числу случаев гибели людей стоят хлор и аммиак, то есть наиболее опасными (не с точки зрения токсичности, а по числу жертв при авариях) являются те АХОВ, которые наиболее широко и в значительных ко­личествах обращаются в производстве и способны в достаточных количествах переходить в атмосферу.

Исходя из оценки масштабов реальной опасности, зависящей не только от ток­сичности вещества, но и от их запасов и характера распространения в атмосфере, перечень АХОВ, от воздействия которых необходимо обеспечить защиту, мож­но ограничить девятью веществами: хлор, аммиак, фосген, сернистый ангидрид, цианистый водород, сероводород, сероуглерод, фтористый водород, нитрилакриловой кислоты.

Время воздействия опасных концентраций зависит от типа и количества выбро­шенного (вылитого) АХОВ, а также от метеоусловий в районе аварии (скорости ветра и температуры окружающей среды) и может колебаться от нескольких часов до нескольких суток. Так, например, при выбросе (выливе) 50 тыс. тонн АХОВ и температуре окружающей среды +20 ° С время действия хлора, аммиака, фос­гена и сероводорода составляет 1,8; 3,2; 1,7 и 6,7 суток соответственно.

Население, проживающее вблизи химически опасного объекта (ХОО), услышав сигналы оповещения об авариях с выбросом АХОВ по радио (телевидению) или подвижным громкоговорящим средствам, должно надеть противогазы, закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и бытовые приборы, газ (по­гасить огонь в печах), одеть детей, взять теплую одежду и питание (трехдневный запас непортящихся продуктов), предупредить соседей, быстро, но без паники выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендику­лярную направлению ветра, желательно на возвышенный, хорошо проветривае­мый участок местности, на расстояние не менее 1,5 километров от предыдущего места пребывания, и оставаться там до получения дальнейших распоряжений.

В случае отсутствия противогаза необходимо максимально быстро удалиться из зоны заражения, задержав дыхание на несколько секунд. Для защиты органов дыхания можно использовать подручные средства из ткани, смоченные в воде, а также меховые и ватные части одежды. Если закрыть ими органы дыхания, снижается количество вдыхаемого газа, а следовательно, и тяжесть поражения. При движении на зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила:

□ двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

□ не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;

□ не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообраз­ные россыпи неизвестных веществ;

□ не снимать средства индивидуальной защиты до распоряжения;

□ при обнаружении капель АХОВ на коже, одежде, обуви, средствах индивиду­альной защиты снять их тампоном из бумаги, ветоши или носовым платком;

□ по возможности оказать необходимую помощь пострадавшим детям и преста­релым, не способным двигаться самостоятельно.

После выхода из зоны заражения нужно пройти санитарную обработку. Полу­чившие значительные поражения (признаками чего являются кашель, тошнота и др.) должны обратиться в медицинские учреждения для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий.

Об устранении опасности химического поражения и о порядке дальнейших дейст­вий население извещается штабом гражданской обороны или органами милиции. Во всех случаях вход в жилые помещения и производственные здания, подвалы и другие помещения разрешается только после контрольной проверки содержа­ния АХОВ в воздухе помещений.

 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них»

Занятие 2

Цель занятия: Рассмотреть открытие явления радиоактивности, естественные источники радиоактивности на Земле, АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения, аварии на радиационно-опасных объектах, Чернобыльская катастрофа и ее последствия, действия населения при аварии на атомных электростанциях.

Изучить общие понятия о гидротехнических сооружениях и их классификацию, основные цели устройства плотин, основную классификацию плотин, аварии на гидротехнических сооружениях, правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий, последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения, причины и виды гидродинамических аварий.

 

Время – 2 часа.

   

Место проведения занятия: специализированный класс.

   

Метод проведения занятия: рассказ, показ.

   

Техническое обеспечение: стенды, слайды, видеофильм.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

2. Гидродинамические аварии.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Вступительная часть - 5 минут:

1. Принять доклад дежурного.

2. Выполнить необходимые записи в журнале.

3. Объявить тему, цель и учебные вопросы.

 

Основная часть – 80 минут: – рассмотрение учебных вопросов по плану.

Заключительная часть – 5 минут:

1. Подвести итоги занятия.

2. Объявить оценки.

3. Дать задание на самоподготовку.

 



2019-07-03 427 Обсуждений (0)
Й учебный вопрос. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Й учебный вопрос. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)