Й учебный вопрос. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ .
В настоящее время невозможно представить ни один вид человеческой деятельности, прямо или косвенно не связанный с влиянием на организм химических веществ, количество которых составляет десятки тысяч и продолжает непрерывно расти. В их числе ядохимикаты (пестициды, гербициды), препараты бытового назначения (краски, лаки, растворители, синтетические моющие средства), лекарственные вещества, химические добавки к пищевым продуктам, косметические средства и т. п. Бурное развитие химической промышленности, внедрение химической технологии во многие отрасли народного хозяйства и в сферу быта создают химическое загрязнение среды обитания и серьезную угрозу здоровью населения, приводят к значительным экономическим потерям (заболевания и гибель животных, экологически связанных с человеком, например рыб, ухудшение пищевых свойств сельскохозяйственных растений и многое другое). Промышленные источники вредных для человека веществ, которые могут быть как активными (функционирующие механизмы, приборы, агрегаты, а также сам человек), так и пассивными (материалы, покрытия и другие объекты), способны выделять в воздух десятки токсичных агентов. Например, в производстве витаминов в воздухе рабочей зоны обнаружено более 30, а в производстве шин (при вулканизации) — более 100 вредных для организма химических соединений. Следует отметить, что поступление различных ядовитых веществ из заводских труб и городского транспорта в воздушные бассейны многих больших городов подчас достигает опасного уровня. Так, только за одни сутки крупный нефтеперерабатывающий завод может выбросить в атмосферу до 520 т углеводородов, 1,8 т сероводорода, 600 т оксида углерода, 310 т сернистого газа, а выхлопные газы автомобилей, этих, по сути дела, химических фабрик на колесах, содержат на 1 т сжигаемого горючего от 12 до 24 кг оксидов азота, от 0,3 до 5 кг аммиака и углеводородов, до 5% оксида углерода. С увеличением удельного веса воздушного транспорта возрастает опасность авиационных выхлопных газов: один реактивный самолет оставляет после взлета и при посадке ядовитый шлейф, равный по объему выхлопным газам 7 тыс. автомашин. Следует также иметь в виду, что в реки, озера, моря постоянно проникают ядовитые вещества из воздуха и почвы. К примеру, половина пестицидов, находящихся в океане, попала в него из воздуха. Они способны сохраняться в воде в течение многих лет и создавать опасность вредного воздействия на людей. Наибольшую опасность для экологии представляют предприятия, производящие химические вещества, а также те, в технологическом процессе которых эти вещества используются. В настоящее время в мире производится более 1 млн наименований химических веществ, 600 тыс. из которых имеют широкое применение. Ежедневное производство химических веществ увеличилось с 1 млн тонн в начале 30-х гг. XX в. до сотен миллионов тонн. Из-за роста химического производства увеличивается и вероятность аварий, связанных с неконтролируемым выбросом ядовитых химических веществ в окружающую среду, в результате чего ей часто наносится непоправимый ущерб. Классификация аварийно химически опасных веществ В середине 60-х гг. XX в. на железнодорожной станции Горький произошла утечка хлора, имевшая тяжелые последствия для населения и окружающей среды. Это послужило толчком для разработки перечня группы опасных для человека химических веществ, названных сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). В 80-е годы был разработан перечень из 107 наименований. Однако он оказался мало пригоден из-за чрезмерной перегруженности ядовитыми веществами. В этот перечень были включены такие вещества, как метанол, дихлорэтан, фенол, находившиеся под контролем службы техники безопасности. Кроме того, для большинства химически опасных веществ отсутствовали токсические характеристики. Следовательно, невозможно было делать прогнозы о масштабах зон заражения и планировать защитные мероприятия. Позднее был разработан перечень ядовитых веществ по классам опасности. По степени воздействия на организм человека химические вещества делятся на 4 класса: □ I класс — чрезвычайно опасные; □ II класс — высокоопасные; □ III класс — умеренно опасные; □ IV класс — малоопасные. К I классу относятся: □ некоторые металлы (например, ртуть, свинец, кадмий, цинк) и их соединения; □ вещества, содержащие циангруппу, — цианистый водород, синильная кислота и ее соли, нитриты; □ соединения фосфора; □ галогеноводороды — водород хлористый, водород фтористый, водород бромистый; □ хлоргидриды — этиленхлоргидрин, этилхлоргидрит; □ некоторые другие соединения, например, фосген, оксид этилена. Ко II классу относятся: □ минеральные и органические кислоты — серная, азотная, соляная; □ щелочи — аммиак, едкий натрий; □ серосодержащие соединения — сульфиды, сероуглерод и т. д.; □ некоторые спирты и альдегиды кислот — формальдегид, метиловый спирт; □ органические и неорганические нитро- и аминосоединения — анилин, нитробензол; □ фенолы, крезолы и их производные. К умеренно опасным (III класс) и малоопасным (IV класс) относятся все остальные химические соединения.
Перечень сильнодействующих ядовитых веществ СДЯВ был сокращен до 34 наименований. Но и в нем отсутствовали токсические характеристики многих веществ. Аварии последних лет показали, что ЧС могут возникать не только в результате распространения химических веществ в атмосфере, но и при их попадании (выливе) в водоемы. В этих случаях наибольшую опасность представляют ядовитые вещества, имеющие высокую температуру кипения и хорошую растворимость в воде. Возникла необходимость разработки нового названия для опасных химических веществ, которые приводят к ЧС. В результате в государственных стандартах вместо термина «сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)» был введен термин «аварийно химически опасные вещества (АХОВ)». АХОВ — это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (выливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах). С учетом путей поступления вещества в организм АХОВ подразделяются: □ на вещества ингаляционного действия (АХОВ ИД) — воздействуют при поступлении через органы дыхания; □ перорального действия (АХОВ ПД) — воздействуют при поступлении через рот; □ кожно-резорбтивного действия (АХОВ КРД) — воздействуют через кожу. К АХОВ относят только вещества, которые могут представлять опасность в аварийных ситуациях. Перечень АХОВ не установлен. Аварии с выбросом АХОВ Анализ аварийных ситуаций на предприятиях нефтегазовой и химической промышленности показывает, что аварии происходят либо из-за отказа техники, либо из-за ошибочных действий производственного персонала. При этом аварийные ситуации делят на две основные группы: □ аварии на производственных площадках; □ аварии на транспортных коммуникациях (в основном на железных дорогах). Наибольшая потенциальная опасность возникновения аварийных ситуаций с АХОВ на производственных площадках существует на складах и наливных станциях, где сосредоточены сотни, а во многих случаях тысячи тонн основных АХОВ. Аварийные ситуации при транспортировке АХОВ сопряжены с более высокой степенью опасности, так как масштабы перевозки этих веществ являются весьма большими. Наиболее характерными причинами аварийных выбросов (выливов) АХОВ на железных дорогах являются опрокидывание цистерн с нарушением герметизации; трещины в сварных швах; разрыв оболочки новых цистерн; разрушение предохранительных мембран; неисправность предохранительных клапанов и протечка из арматуры. По опыту ликвидации аварий, наиболее часто к тяжелым последствиям с гибелью людей приводили выбросы следующих АХОВ: аммиака, хлора, оксида углерода, оксида этилена, хлористого водорода, сернистого ангидрида, цианистого водорода, фосгена, хлорпикрина, тринитротолуола и т. д. Среди этих веществ на первом месте по числу случаев гибели людей стоят хлор и аммиак, то есть наиболее опасными (не с точки зрения токсичности, а по числу жертв при авариях) являются те АХОВ, которые наиболее широко и в значительных количествах обращаются в производстве и способны в достаточных количествах переходить в атмосферу. Исходя из оценки масштабов реальной опасности, зависящей не только от токсичности вещества, но и от их запасов и характера распространения в атмосфере, перечень АХОВ, от воздействия которых необходимо обеспечить защиту, можно ограничить девятью веществами: хлор, аммиак, фосген, сернистый ангидрид, цианистый водород, сероводород, сероуглерод, фтористый водород, нитрилакриловой кислоты. Время воздействия опасных концентраций зависит от типа и количества выброшенного (вылитого) АХОВ, а также от метеоусловий в районе аварии (скорости ветра и температуры окружающей среды) и может колебаться от нескольких часов до нескольких суток. Так, например, при выбросе (выливе) 50 тыс. тонн АХОВ и температуре окружающей среды +20 ° С время действия хлора, аммиака, фосгена и сероводорода составляет 1,8; 3,2; 1,7 и 6,7 суток соответственно. Население, проживающее вблизи химически опасного объекта (ХОО), услышав сигналы оповещения об авариях с выбросом АХОВ по радио (телевидению) или подвижным громкоговорящим средствам, должно надеть противогазы, закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и бытовые приборы, газ (погасить огонь в печах), одеть детей, взять теплую одежду и питание (трехдневный запас непортящихся продуктов), предупредить соседей, быстро, но без паники выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра, желательно на возвышенный, хорошо проветриваемый участок местности, на расстояние не менее 1,5 километров от предыдущего места пребывания, и оставаться там до получения дальнейших распоряжений. В случае отсутствия противогаза необходимо максимально быстро удалиться из зоны заражения, задержав дыхание на несколько секунд. Для защиты органов дыхания можно использовать подручные средства из ткани, смоченные в воде, а также меховые и ватные части одежды. Если закрыть ими органы дыхания, снижается количество вдыхаемого газа, а следовательно, и тяжесть поражения. При движении на зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила: □ двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли; □ не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов; □ не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ; □ не снимать средства индивидуальной защиты до распоряжения; □ при обнаружении капель АХОВ на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты снять их тампоном из бумаги, ветоши или носовым платком; □ по возможности оказать необходимую помощь пострадавшим детям и престарелым, не способным двигаться самостоятельно. После выхода из зоны заражения нужно пройти санитарную обработку. Получившие значительные поражения (признаками чего являются кашель, тошнота и др.) должны обратиться в медицинские учреждения для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий. Об устранении опасности химического поражения и о порядке дальнейших действий население извещается штабом гражданской обороны или органами милиции. Во всех случаях вход в жилые помещения и производственные здания, подвалы и другие помещения разрешается только после контрольной проверки содержания АХОВ в воздухе помещений. «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них» Занятие 2 Цель занятия: Рассмотреть открытие явления радиоактивности, естественные источники радиоактивности на Земле, АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения, аварии на радиационно-опасных объектах, Чернобыльская катастрофа и ее последствия, действия населения при аварии на атомных электростанциях. Изучить общие понятия о гидротехнических сооружениях и их классификацию, основные цели устройства плотин, основную классификацию плотин, аварии на гидротехнических сооружениях, правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий, последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения, причины и виды гидродинамических аварий.
Время – 2 часа.
Место проведения занятия: специализированный класс.
Метод проведения занятия: рассказ, показ.
Техническое обеспечение: стенды, слайды, видеофильм. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. 2. Гидродинамические аварии.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Вступительная часть - 5 минут: 1. Принять доклад дежурного. 2. Выполнить необходимые записи в журнале. 3. Объявить тему, цель и учебные вопросы.
Основная часть – 80 минут: – рассмотрение учебных вопросов по плану. Заключительная часть – 5 минут: 1. Подвести итоги занятия. 2. Объявить оценки. 3. Дать задание на самоподготовку.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |