Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе освоения дисциплины «Теория статистики» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

· лекции;

· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

· письменные или устные домашние задания;

· расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

· консультации преподавателей;

· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.

 

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· интерактивные лекции;

· компьютерные симуляции;

· творческие задания.

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Теория статистики.: Учебник /Под ред. Г.Л. Громыко. - 3-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 476 с.: ISBN 978-5-16-004857-4.

2. Статистика: учебник для бакалавров: [гриф УМО], Ред. В.Г. Минашкин, Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М.: Юрайт, 2016. - 448 с.: ISBN 978-5-9916-2881-5.

 

Нормативно-правовые документы:

В рамках изучения дисциплины «Теория статистики» не используются.

 

Дополнительная литература:

1. Основы статистического анализа. Практ. по стат. мет. и исслед. операций с исп. пакетов STATISTICA и EXCEL: Уч.пос./ Э.А.Вуколов - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум:НИЦ Инфра-М, 2013.

2. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - 5-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

3. Статистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / И. И. Елисеева [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

4. Статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата: [гриф УМО] /Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, Ред. В.С. Мхитарян. – М.: Юрайт, 2016.

5. Общая и прикладная статистика: Учебник: [Гриф УМО] /П. Ф. Аскеров, Р.Н. Пахунова, А.В. Пахунов. – М.: ИНФРА-М, 2013.

6. Долгова, В. Н. Теория статистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — М.: Издательство Юрайт, 2016

7. Теория статистики: учебное пособие для бакалавров / В. В. Ковалев [и др.]; под ред. В. В. Ковалева. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. www.budget.ru – Финансовое казначейство РФ

2. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.

3. www.gallup.ru – Информационно-консалтинговая компания «Галап-Медиа».

4. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ.

5. www.mcx.ru – Министерство сельского хозяйства РФ

6. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ

7. www.mon.gov.ru – Министерство образования РФ

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

№ п/п Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем Номера тем
1. Методы анализа статистической анализа с помощью пакетов прикладных программ EXCEL и STATGRAF №№ 3, 4 №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10
2. Методы выявления тенденции и закономерностей с помощью пакета STATISTICA №№ 8, 9 №№ 2, 3
3. Российский статистический ежегодник (CD-версия) №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 №№ 2, 3, 4

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Тема 1. Статистика как наука

 

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение статистики как науки.

2. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.

3. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

4. Почему статистика изучает явление общественной жизни в движении, изменении и развитии?

5. Перечислите основные этапы статистического исследования.

6. Дайте определение предмета статистики.

Вопросы для обсуждения:

1. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) пол человека; в) социальное положение вкладчика в банке; г) количество детей в семье; д) розничный товарооборот торгового предприятия.

2. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки: а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности; г) состояние в браке.

3. К каким признакам (прерывным или непрерывным) относятся следующие признаки: а) численность населения; б) количество браков и разводов; в) производство продукции в стоимостном выражении; г) капитальные вложения в стоимостном выражении.

4. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими признаками можно ее охарактеризовать?

Тема 2. Статистическое наблюдение

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое статистическое наблюдение?

2. Какие вы знаете основные этапы проведения статистического наблюдения?

3. Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.

4. Что такое точность и ошибка наблюдения?

5. Какие бывают ошибки наблюдения?

Вопросы для обсуждения:

1. Предполагается проведение одного из следующих статистических наблюдений: 1) обследование работников промышленных предприятий; 2) перепись оборудования на промышленных предприятиях; 3) обследование семей рабочих и служащих; 4) обследование строительных организаций; 5) обследование торговых предприятий; 6) изучение спроса на некоторые товары; 7) изучение общественного мнения по отдельным вопросам. По указанному наблюдению определите цель и задачи наблюдения; объекты и единицу наблюдения; основные признаки, подлежащие регистрации; вид, форму и способ наблюдения.

2. Торговая компания «Детский мир» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворение их спроса и затрат времени на приобретение необходимых товаров. Определите вид и способ наблюдения.

 

Тема 3.Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы и графики.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют виды сводки?

2. Какие существуют виды группировок?

3. Что представляет собой статистический ряд распределения? Его элементы.

4. В чем сущность метода вторичной группировки?

5. Что такое статистическая таблица, из каких элементов она состоит?

6. В чем заключается назначение статистических графиков?

Вопросы для обсуждения:

1. Как определяется число групп?

2. Как определяется величина интервала при группировке по количественному признаку?

3. Что такое полигон, гистограмма, кумулята и огива, как они строятся и что они характеризуют?

4. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» подберите примеры следующих видов таблиц: а) монографической; б) перечневой; в) групповой; г) комбинационной.

5. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» проведите группировку населения по какому-либо группировочному признаку. Результаты представьте в табличной форме, определите вид таблицы и постройте графики.

 

Тема 4. Абсолютные и относительные величины.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение статистическому показателю.

2. Дайте определение абсолютному показателю.

3. Что характеризуют относительные величины?

4. Перечислите виды относительных величин. Что они характеризуют?

Вопросы для обсуждения:

1. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», приведите примеры и рассчитайте все виды относительных показателей.

2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды относительных величин и представьте в виде графиков.

Тема 5. Средние величины.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение средней величине. В чем её сущность?

2. Какие существуют виды средних величин?

3. В чем специфика расчета средней для сгруппированных и не сгруппированных данных?

4. Дайте определение структурным средним.

Вопросы для обсуждения:

1. Применение свойств средней арифметической в способе моментов.

2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды средних величин.

 

Тема 6. Показатели вариации.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обусловлена необходимость изучения вариации признака?

2. Какими показателями измеряется вариация?

3. Какие существуют виды дисперсии и что они характеризуют?

4. Назовите основные показатели, характеризующие форму распределения, расскажите о методах их расчета.

Вопросы для обсуждения:

1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные показатели вариации и характеристики распределения. Примените «правило трех сигм» для интерпретации результатов.

2. Интерпретируйте показатели асимметрии и эксцесса и оцените их существенность?

Тема 7. Выборочное наблюдение.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие выборочного наблюдения.

2. В чем преимущество выборочного наблюдения?

3. Дайте характеристику типам отбора.

4. Дайте характеристику способам отбора.

5. В чем отличие выборки от малой выборки.

6. Как распространяются результаты выборочного наблюдения на генеральную совокупность?

Вопросы для обсуждения:

1. Определите необходимую численность опрашиваемых для изучения потребительских предпочтений с заданной вероятностью и предельной ошибкой.

2. Используя собственно-случайный или механический отбор, сформируйте выборочную совокупность коммерческих банков по любому показателю. Рассчитайте ошибки выборки и доверительные интервалы.

 

Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте основные виды связи между социально-экономическими явлениями.

2. Охарактеризуйте критерии оценки существенности связи между социально-экономическими явлениями.

3. Линейный коэффициент корреляции и его интерпретация.

Вопросы для обсуждения:

1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, подберите взаимосвязанные показатели и постройте уравнение связи.

2. Рассчитайте коэффициент эластичности, коэффициент корреляции и коэффициент детерминации.

Тема 9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит значение рядов динамики в статистическом исследовании?

2. Что представляет собой статистический ряд динамики, его обязательные элементы.

3. Какие причины ведут к несопоставимости уровней рядов динамики?

4. Перечислите способы приведения ряда динамики к сопоставимому виду.

5. Перечислите компоненты уровня ряда динамики.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют методы выявления и анализа основной тенденции ряда динамики?

2. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», постройте ряд динамики, укажите его тип по различным классификационным признакам и рассчитайте показатели изменения уровней ряда и средние характеристики ряда и средние характеристики показателей изменения уровней ряда. Выявите общую тенденцию явления. Обоснуйте выбор формул.

Тема 10.Экономические индексы.

Литература: О-1, О-2, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6, Д-7.

Вопросы для самопроверки:

1. Что в статистике называется индексом?

2. Что понимается под индексируемой величиной?

3. Какой индекс называется индивидуальным?

4. Какие индексы называются общими (сводными)?

5. Какие формы средней используются для расчета средних индексов?

6. Какие бывают системы индексов?

7. Какая существует связь между базисными и цепными индексами?

8. Что понимается под индексом переменного состава, постоянного состава и индексом структурных сдвигов?

 

9. В чем особенности расчета многофакторных индексов?

10. Для чего рассчитывают территориальные индексы?

Вопросы для обсуждения:

1. Рассчитайте сводные индексы данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» и объясните полученные результаты.

2. Используя характеристики различных товарных рынков, рассчитайте структурные индексы и объясните полученные результаты.



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)