Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ.



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ ТЕРМОДИНАМИКИ

 

 

Пособие для студентов физических специальностей

 

Применяется метод решения задач, основанный на использовании якобианов, который позволяет легко перейти от недоступных измерению величин к доступным.

Приведены примеры решения подобных задач, для которых получены общие дифференциальные соотношения, позволяющие анализировать полученные выражения для идеальных и реальных систем. Показано, что одно и то же значение частной производной, при постоянном значении выбранного параметра, можно получить несколькими способами, в зависимости от выбора промежуточных переменных. Это даёт возможность, с одной стороны, проверить правильность полученных соотношений, а с другой, ввести в рассмотрение такие новые якобианы, тождественно равные единице, которые относительно быстро приводят к решению задачи.

Пособие может быть рекомендовано студентам физических специальностей высших учебных заведений, желающих углубить свои знания в данной области, и использовано ими в учебно-исследовательской работе при составлении и решении новых задач и интерпретации полученных соотношений.

 

 

КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Перестройка программы высших учебных заведений по общей и теоретической физике предполагает усовершенствование методов изучения отдельных вопросов и разделов, а также и методов решения задач. Это усовершенствование должно позволить студентам не только глубже усвоить физическое содержание рассматриваемого вопроса, но и видеть взаимосвязь между изучаемыми явлениями.

При изучении ряда вопросов и решении части задач термодинамики часто приходится производить преобразование термодинамических величин, например, преобразования переменных, поддерживаемых постоянными в ходе процесса, другими. Такие преобразования нужно совершать по общим правилам замены переменных при дифференцировании функций по нескольким переменным. [1].

Один из способов преобразования термодинамических вели­чин приведен в[1]. Однако преобразования величин целесообраз­но производить методом якобианов, но для этого необходимо ознакомить студентов с якобианами и их свойствами[2].

Якобианом называется определитель

причем такой символ следует рассматривать как единый, аU и υ – как функции Х и У.

Якобиан обладает следующими важными свойствами:

1.

2.

3.

4.

Если система может быть описана тремя независимыми пере­менными, например, в случае системы с переменным количеством вещества, то целесообразно использовать якобиан вида:

,

который раскрывается как определитель третьего порядка. Для систем с четырьмя независимыми переменными, якобиан раскрывается как определитель четвертого порядка и т. д.

Таким образом, в термодинамике, согласно [3], существу­ет такое множество соотношений, что не имеет смысла их запоми­нать. Лучше запомнить лишь термодинамическое тождество, объе­диняющее первое и второе начала, определения термодинамических потенциалов и какое-нибудь правило преобразования одного набора переменных в другой, что легко осуществить составлением детер­минантов Якоби.

Применение якобианов, с одной стороны, позволяет устанав­ливать связь между термодинамическими величинами (коэффициента­ми) наиболее простым способом, а с другой – даёт возможность легко перейти от недоступных измерению величин к доступным.

 

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ.

Согласно[4], термодинамическими коэффициентами называ­ются выражения вида , где символами l, m, n обозначены р, V, Т, S. Эти коэффициенты характеризуют определённые свойства системы.

Составим таблицу термодинамических коэффициентов так, чтобы первая строка не содержала S, вторая – Р, третья – V и четвертая – Т:

 

Можно показать, что если четыре из них, подчеркнутых в таблице, выбрать в качестве независимых коэффициентов, то ос­тальные восемь могут быть выражены через них. Действительно, нетрудно заметить, что произведение коэффициентов, стоящих в одной строке данной таблицы, равно минус единице. Например, для первой строки

Разделив обе части данного выражения на , получим

                                                                              (2.2)

                                                                                (2.3)

                                                                               (2.4)

                                                                               (2.5)

Ещё четыре соотношения между термодинамическими коэффициентами можно получить из выражений для дифференциалов термодинамических функций

dU = TdS – pdV

dF = – SdT – pdV

dI = TdS + Vdp

dФ = – SdT + Vdp

или же путем преобразования основного термодинамического тож­дества, справедливого для всех функций, с помощью введения но­вых якобианов, равных единице.

Поскольку термодинамические функции являются функциями состояния, то правые части выражений(2.6) должны удовлетворять требованиям

                                                                                                     (2.7)

                                                                                                     (2.8)

                                                                                                 (2.9)

                                                                                          (2.10)

Основное термодинамическое тождество можно получить из этих выражений. Действительно, из (2.7) имеем

откуда

                                                                                                              (2.11)

Из сказанного следует также, что выражения (2.7)—(2.10) могут быть получены из основного тождества (2.11).

После того, как записаны основные уравнения, в принципе, мы могли бы, как это сделано в [4], выбрать в (2.1) три незави­симых коэффициента и с помощью этих уравнений выразить оставши­еся коэффициенты через выбранные. Однако, при решении некоторых задач, такой подход оказывается менее целесообразным, так как соответствующие выражения оказываются громоздкими. Более того, мы можем принимать во внимание то обстоятельство, что если из­вестно уравнение состояния системы, то можно легко вычислить и третий коэффициент первой строки в (2.1). Поскольку при решении большинства задач уравнение состояния системы известно, то, практически, в (2.1) можно выбрать в качестве независимых пять коэффициентов. Такой подход много упрощает решение задач.

Выразим теперь одни коэффициенты через другие с учетом вышесказанного. Во второй строке известен один коэффициент, но с помощью (2.8) найдем второй. Тогда на основании (2.8) и (2.3) найдем третий

                                                 (2.12)

В третьей строке (2.1) известен один коэффициент. Второй коэффи­циент можно получить, используя свойство якобианов

(2.13)

где было учтено выражение (2.10). Тогда на основании (2.4) и (2.13) найдем третий

                                                             (2.14)

что непосредственно вытекает такжеиз (2.10). Первый коэффициент четвертой строки легко можно найти с помощью выражений (2.9) и (2.13), или же используя свойство якобианов

                                                                (2.15)

Из (2.7) с учетом (2.12) получим второй коэффициент

                                                                (2.16)

Наконец, последний коэффициент можно получить из (2.5) с учетом выражений (2.15) , (2.16) и (2.2)

                       (2.17)

Отметим, что, в дальнейшем, при рассмотрении тех или иных вопросов, будем получать общие дифференциальные соотношения, которые позволят, зная уравнения состояния системы, обобщить их для идеальных и реальных систем.

 



2019-07-03 232 Обсуждений (0)
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)