Общее представление о структуре психических явлений
В настоящее время, рассматривая структуру психических явлений, принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства (рис. 1.3.).
рис. 1.3. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса, На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, навыков, убеждений. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые [1; c. 102]. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сама по себе информация в виде каких-либо сведений или знаний не играет для человека определенной роли, если она для него не значима. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события остаются у вас в памяти надолго, а о других вы забываете на другой день. В третьем случае информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с психическими познавательными процессами в качестве самостоятельных психических процессов рассматривают и психические эмоциональные процессы. Психические эмоциональные процессы определяют эмоциональную окраску или эмоциональный фон происходящих событий. Они во многом обусловливают психические состояния человека, определяя их позитивную или негативную направленность. К их числу относятся возбуждение, радость, негодование, злость и др. Психические эмоциональные процессы самым непосредственным образом связаны с эмоциями, которые являются первичным механизмом поведения человека, а точнее, формируют направленность его поведения. Это обусловлено тем, что эмоциональные процессы не только определяют фон настроения человека, но и формируют его отношение к происходящим событиям реального мира. К волевым психическим процессам относятся такие психические явления, как принятие решений, преодоление трудностей, усилия в управлении собой и др. Существует еще одна весьма большая группа психических процессов — неосознаваемые процессы. В эту группу психических явлений входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Этой группе психических явлений посвящена отдельная лекция, в которой мы более подробно рассмотрим их структуру и значение для жизни человека [4; c.98]. Как было сказано выше, психические процессы тесно взаимосвязаны и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В свою очередь, психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность. К психическим явлениям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но их общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими характеристиками. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека в целом [7; c. 206]. Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — включает в себя более устойчивые психические образования. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, способности, характер, мастерство. У разных людей уровень развития этих свойств различен, что вместе с особенностями развития психических процессов и преобладающих (наиболее характерных для человека) психических состояний определяет неповторимость человека, его индивидуальность, что отражается в чертах личности и особенностях его поведения [19; c. 77]. Как уже было отмечено, явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным индивидом, но и с группами. Психические явления групп и коллективов подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику психических явлений, которые можно наблюдать в группах и коллективах. Все групповые психические явления также могут быть разделены на психические процессы, психические состояния и психические явления. В отличие от уровня индивидуальных психических явлений, психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние. К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относятся такие явления, как общение, межличностное восприятие, межличностное отношение, групповые нормы, межгрупповые взаимоотношения, осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относятся организованность, стиль руководства, эффективность деятельности, совместимость и т. п. Вместе с тем следует отметить, что этим перечень психических явлений не исчерпывается. Например, существует целый класс психических явлений, которые принято называть неосознаваемыми психическими процессами. К этому классу относятся психические феномены, которые протекают вне сферы нашего сознания, да и само сознание может быть рассмотрено в качестве самостоятельного явления психики человека. Все это указывает на сложность и многообразие нашего психического мира. Поэтому для того, чтобы успешно руководить воинским подразделением, командир всегда должен учитывать особенности психики своих подчиненных, а для этого необходимо, чтобы он знал, что собой представляет психический мир человека [25; c. 195].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |