Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы измерения и особенности воспитания гибкости в сенситивные периоды.



2019-07-03 808 Обсуждений (0)
Методы измерения и особенности воспитания гибкости в сенситивные периоды. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным критерием оценки гибкости является максимальная амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются:1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический. [7]

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониомерический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

Для получения точных данных об амплитуде различных движений применяются оптические методы регистрации движений, как киносъемка, видеозапись, стериоциклография, рентген-телевизионная съемка и ультразвуковая локация. В практике физического воспитания и спорта для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты. [15]

Методы измерения гибкости в настоящее время нельзя признать совершенными. На это есть серьезные причины. В научных исследованиях ее обычно выражают в градусах, на практике же пользуются линейными мерами. В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра- угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава. [25]

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивается с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измерение расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится, как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и тоже время, поскольку эти условия влияют на подвижность в суставах. [25]

Контрольные упражнения для оценки уровня гибкости приведены в таблице. Таблица 1

Упражнения для определения уровня развития гибкости

Контрольные упражнения

Исследуемые суставы

Оценка

Отлично Хорошо Удовл.
Гимнастический мост (из положения лежа на спине). Суставы позвоночного столба, плечевые и тазобедренные Руки вертикально к полу, ноги выпрямлены Руки слегка наклонены, ноги слегка согнуты Выполнение и удержание моста при любом положении рук и ног
Наклон туловища вперед в седе ноги врозь Суставы позвоночного столба, тазобедренные Касание груди, колен То же с пружинистым движением То же, но с незначительным сгибанием ног
Выкрут с гимнастической палкой Плечевые Руки прямые, узкий хват (30-50 см) Руки прямые, средний хват (50-70 см) Руки слегка согнуты, хват любой ширины
Вытягивание носков в седе Голеностопные Ноги прямые, коснуться пальцами пола Ноги прямые, носки в горизонтальном положении Ноги прямые, носки близко к горизонтальному положению

     Возрастная сенситивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и физических качеств. «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сенситивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики». [17]

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Сенситивные периоды для развития различных физических качеств проявляются гетерохронно. [17]

Сенситивные периоды 5-7 летнего возраста является на и более высоким в воспитании гибкости.

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды (по мере развития организма).

Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается с 5 летнего возраста. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает с 5-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается.

В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях наиболее высокие результаты имеют место в 5-7 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 5 до 7 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых.

В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается с 5 летнего возраста и стабилизируется к 16 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 11 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте.

На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.

По мнению В.К.Бальсевича (2000), по особенностям возрастных изменений подвижности в суставах, их (суставы) разделяют на две группы:

· в первую группу, которая характеризуется увеличением показателей с 5 лет с последующим уменьшением, включены позвоночный столб и тазобедренные суставы;

· во вторую группу входят плечевые суставы. Их отличительным признаком является увеличение подвижности с 5 до 11 лет, после чего показатели остаются на одном уровне и снижаются.

Следует помнить, что гибкость с возрастом теряется быстрее других физических качеств.

Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их начинают систематически и целенаправленно применять в дошкольном возрасте.

У дошкольников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:

- преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным;

- сочленение костей подвижно;

- постепенное замещение костной ткани хрящевой;

- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны);

- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;

- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;

- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объем мышечной ткани 27%.

В дошкольном периоде мышцы сохраняют достаточно большую эластичность, а суставно-связочный аппарат уже в состоянии выдерживать определенные нагрузки, возникающие при выполнении упражнений на растягивание (в начале нагрузки должны быть небольшими) – упражнения на растягивание следует применять в малых дозах, но достаточно часто, чтобы можно было использовать эффект последействия этих упражнений. На начальном этапе развития гибкости упражнения на растягивание не должны вызывать у занимающихся болезненные ощущения.

В дошкольном возрасте особая осторожность необходима при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата у детей 5 – 7 лет еще очень нежны и легко травмируются. Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому, в начале надо развивать подвижность именно этих суставов. Объем и интенсивность упражнений на гибкость должна повышаться постепенно.

До 5 – 7 лет нужно воздерживаться от выполнения наклонов вперед и назад с максимальной амплитудой.

На начальном этапе развития гибкости не стоит применять большое количество пассивных упражнений.

Важное значение в развитии гибкости отводится разминке. Выбор упражнения вытекает из специализации и уровня подготовленности. Упражнения следует выполнять ежедневно. Между упражнениями следует выполнять упражнения на расслабление. Одновременно следует выполнять силовые упражнения. При динамических упражнениях серия содержит 10-20 повторений с 3-5 повторами каждого упражнения. Упражнения должны неоднократно достигать предела движения, т.е. амплитуда их выполнения доводится до легких болевых ощущений. Сначала проводятся пассивные упражнения, затем более активные. Упражнения на растягивание должны проводиться, когда мышца расслаблена [18].

На занятиях физической культуры с дошкольниками упражнения на развитие гибкости надо включать постоянно и в большом объеме. Эти упражнения целесообразно включать в домашние задания и рекомендовать их выполнение во время утренней гимнастики.

В отличие от других физических качеств, которые за время пребывания ребенка в дошкольном учреждении могут улучшаться, превосходя первоначальную величину в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочение связочного аппарата, уменьшение эластичности связок.

Установлено, что естественный регресс подвижный во всех суставах наступает в 5 – 7 лет.

Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата формы воздействия неодинаковы:

- для лучезапястного сустава: сгибание, разгибание, вращение;

- для плечевого сустава: вращение, маховые движения в различных направлениях и плоскостях, висе на гимнастической стенке, приседания в висе стоя сзади, размахивания в висе, наклоны вперед с хватом за рейку гимнастической стенки, пружинистое отведение рук, «мост», выкрут с гимнастической палкой;

- для мышц туловища – пригибание, наклоны назад, наклоны вперед, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища;

- для голеностопного сустава – оттягивание носков, сидя с оттянутыми носками;

- для тазобедренного сустава – глубокие приседы на полной ступне в положении ноги врозь, глубокие приседы в положении широкого выпада вперед и в стороны, наклоны вперед в положении ноги врозь, наклоны вперед в положении сидя, стоя у опоры – махи ногами вперед, назад, стороны, шпагат поперечный, продольный.

При выполнении заданий на гибкость перед воспитанником лучше ставить конкретную цель: дотянуться рукой до определенной точки, поднять плоский предмет с пола и т. д. прием позволяет достичь большей амплитуды движений.

Задачу развития гибкости у дошкольников важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить детей с названиями частей тела, с движениями, которые они совершают. Воспитанники должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движение, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными. Целенаправленная работа по увеличению подвижности в суставах завершается составлением комплексов упражнений, адекватных возрасту детей и соответствующих содержанию занятия. На одном занятии достаточно применение 8 – 10 растягивающих упражнений. [17]

У детей дошкольного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости. [2]

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Более подробно упражнения для дошкольного возраста представлены в Приложении 1.

Дошкольный возраст охватывает детей в возрасте от 5 до 7 лет.

 Это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. [23]

В детском возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряя рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения. Для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.

Описанные гимнастические комплексы для развития гибкости планируются в соответствии с основными задачами занятий и особенностями занимающихся. Основные правила их применения комплексная направленность и строгий контроль за объемом и интенсивностью воздействий.

Специальный подбор упражнений для дошкольного возраста, требующий большой подвижности в суставах, представлен в приложении 2. Он может служить способом повышения гибкости, у занимающихся на занятиях физической культуры.

Рекомендуется применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательного действия, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности. [25] Таким образом, рассматривая вышеизложенные методические аспекты, мы можем сделать вывод о том, что 5-7 летний возраст является эффективным для воспитания гибкости. Поскольку в этом возрастном периоде психофизиологические особенности и потребности детей основаны на нестандартных, динамичных, игровых ситуациях, играет важную роль в формировании личности ребенка как успешной, волевой, целеустремленной.

 Определив методы и средства в воспитании гибкости у детей дошкольного возраста, мы планируем в третьей главе, экспериментально обосновать эффективность их применения в дошкольных учреждениях.

 

 



2019-07-03 808 Обсуждений (0)
Методы измерения и особенности воспитания гибкости в сенситивные периоды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы измерения и особенности воспитания гибкости в сенситивные периоды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)