ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ.. 7 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСТОРАНА «ОРБИТА». 34 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОХРАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА 50 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА.. 60 4.1. Социально-психологические аспекты управления персоналом служб безопасности предприятий гостеприимства. 60 4.2. Пути повышения эффективности обеспечения безопасности. 68 предприятий гостеприимства. 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 87 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 91 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 93 ВВЕДЕНИЕ
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. На его долю приходится до 10 % мирового валового национального продукта, 11 % мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн. поездок и по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд. человек. [8;с.61] Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности. [8;с.63] Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса. Например, в Европе почти 10% работающих заняты в сфере туризма. При этом по темпам роста число занятых в сфере туристского обслуживания опережает другие отрасли. [8;с.64] В XX в. туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных явлений. Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают третье место после расходов на питание и жилье. В экономике современной Беларуси туризм также может занять соответствующее место. Одной из приоритетных задач Государственной целевой программы по развитию физической культуры, спорта и туризма является становление в Республике Беларусь современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Реализация Программы предполагает: - создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий, - обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, - интеграцию Беларуси в систему мирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в области туризма, - решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли. В сфере въездного и внутреннего туризма гостинично-ресторанный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в Республике Беларусь, потенциально конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса. Роль гостинично-ресторанного комплекса заметно возросла также и в шкале человеческих потребностей. И в скором времени он займет основное место в жизни любого человека, который решил отдохнуть на курорте или провести спокойный уик-энд, совершить деловую поездку за рубеж или в нашу белорусскую глубинку, посетить с однодневной поездкой парк аттракционов или совершить кругосветное путешествие. Исходя из этого, видна необходимость проведения глубоких структурных реформ на всех уровнях гостиничного комплекса. В современных условиях развитие рынка услуг гостинично-ресторанного хозяйства характеризуется повышением конкуренции, наряду с требованиями обеспечения надлежащего уровня безопасности. Проблема безопасности клиентов - одна из самых актуальных в сфере развития гостинично-ресторанных услуг на сегодняшнем этапе. Как на внутреннем, так и на международном рынках качество обслуживания и безопасность клиентов играет решающую роль в конкурентной борьбе. Туристы, удовлетворенные обслуживанием в гостиничных комплексах определенных стран становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти страны, способствуют увеличению туристских потоков и создают высокую репутацию понравившимся им местам. Напротив, неудовлетворенное обслуживание обескураживает иностранцев, подрывает репутацию республики как гостеприимного края, оставляя отрицательное впечатление в целом. Для успешного решения всего многообразия задач по обслуживанию гостей и соблюдению их безопасности персоналу гостинично-ресторанных комплексов необходимо овладеть профессиональными знаниями и навыками, а также постоянно их совершенствовать. Также хочется отметить, что в условиях формирования общего экономического пространства перед всеми предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знаний и технологий) сотрудниками предприятий, работающими одновременно в кооперативах, малых предприятиях и других коммерческих структурах. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности. Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Урон американскому бизнесу от краж торговых секретов превышает по их оценкам 4 млрд. долларов ежегодно. То, что в мировой практике именуется промышленным шпионажем, мы даже не можем юридически классифицировать. С переходом на рыночные отношения и условия самостоятельности предприятий перед нами встали серьезные проблемы по обеспечению сохранности своих коммерческих секретов и безопасности предприятия. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны и обеспечении безопасности туристов и посетителей гостинично-ресторанных предприятий играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов и своих клиентов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Все выше изложенное, а также незначительное количество научных разработок по проблемам развития сферы услуг, туризма и гостиничного хозяйства, предопределило выбор темы нашего исследования. Цель дипломной работы заключается в выявлении и обосновании необходимости организации службы безопасности гостинично-ресторанного предприятия и управления качеством ее услуг в одном из гостиничных комплексов в Республике Беларусь «Орбита». Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие основные задачи: - охарактеризовать основные принципы организации, задачи, структуру, функции службы безопасности предприятия гостеприимства и охарактеризовать должностные инструкции ее работников; - дать общую характеристику гостинично-ресторанного комплекса «Орбита» и организацию ее службы безопасности; - проанализировать работу службы безопасности в гостинично-ресторанном комплексе «Орбита» г. Минска - наметить основные пути повышения эффективности работы службы безопасности гостинично-ресторанного предприятия «Орбита». Научная литература по теме исследования изданная на русском языке, не достаточно обширна по количеству. Имеется ряд изданий, содержащих разностороннюю информацию по данной теме. Последнее время в нашей стране были изданы фундаментальные труды зарубежных ученых. Одним из основоположников теории индустрии гостеприимства является Ф. Котлер. [32] Также большое внимание организации гостиничной индустрии было уделено российскими исследователи, такими как Ляпина И.Ю., [3] Скобкин С.С., [4] Чудновский А.Д. и др., [5] В нашей республике этой проблеме посвятили свои работы Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А., Дурович АЛ. и др. [1,6,9,12] Также большое внимание в последнее время данному вопросу стало уделяться в периодической печати, в частности нами при работе над дипломным проектом использовались материалы таких изданий как журнал «Туризм и отдых», «Дело+Восток». [29]. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
Многогранность сферы обеспечения безопасности и защиты информации требует создания специальной службы, осуществляющей реализацию специальных защитных мероприятий. Структура, численность и состав службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.) за рубежом определяются реальными потребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до полномасштабной службы компании с развитой штатной численностью. В зарубежных источниках, например, рассматривается следующая структура службы безопасности фирмы. Она возглавляется начальником службы безопасности, которому подчинены служба охраны, инспектор безопасности, консультант по безопасности и служба противопожарной охраны. Основными задачами службы безопасности предприятия гостеприимства являются обеспечение безопасности предприятия, его работников и посетителей, защита коммерческой, промышленной, финансовой, деловой и другой информации, независимо от ее назначения и форм при всем многообразии возможных каналов ее утечки и различных злонамеренных действии со стороны конкурентов. Основные положения, состав и организация службы безопасности имеют юридическую силу в том случае, если они зафиксированы в Основополагающих правовых, юридических и организационных документах предприятия. В основу деятельности службы в Республике Беларусь безопасности положены: Законы и нормативно-правовые акты, обеспечивающие безопасность деятельности и сохранность коммерческой тайны в Республике Беларусь Закон о предпринимательской деятельности; Гражданский и трудовой кодексы Республики Беларусь; Устав предприятия, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка сотрудников, должностные обязанности руководителей, специалистов, рабочих и служащих. Основными задачами службы безопасности предприятия гостеприимства являются: обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной; организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны; организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной; предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну; выявление и локализации возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях; обеспечение режима безопасности при проведении всех видов жизнедеятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном уровне; обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности; обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов; оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов. Служба безопасности предприятия гостеприимства выполняет следующие общие функции: организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны» контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями; руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны; участвует в разработке основополагающих документов с целью* закрепления в них требований обеспечение безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих; разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ, организует и контролирует выполнение требований «ИНСТРУКЦИИ по защите коммерческой тайны"; изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников; организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации; обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны; осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в части оговоренных в договора/условиях по защите коммерческой тайны; организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был глубоко осознанный подход; ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов; ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации; безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне). Служба безопасности является самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия гостеприимства. Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности заместителя руководителя предприятия по безопасности. Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц: отдела режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны; специального отдела в составе сектора обработки секретных документов и сектора обработки документов с грифом «Коммерческая тайна»; инженерно-технической группы; группы безопасности внешней деятельности. Сотрудники подразделений службы безопасности в целях обеспечения защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, имеют право: требовать от всех сотрудников предприятия, партнеров, клиентов строгого и неукоснительного выполнения требований нормативных документов или договорных обязательств по защите коммерческой тайны; вносить предложения по совершенствованию правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий по защите коммерческой тайны. Сотрудники службы безопасности обязаны; осуществлять контроль за соблюдением «инструкции по защите коммерческой тайны»; докладывать руководству о фактах нарушения требований нормативных документов по защите коммерческой тайны и других действий, могущих привести к утечке конфиденциальной информации или утрате документов или изделий; не допускать неправомерного ознакомления с документами и материалами с грифом «Коммерческая тайна» посторонних лиц. Сотрудники службы безопасности несут ответственность за личное нарушение безопасности коммерческой тайны и за не использование своих прав при выполнении функциональных обязанностей по защите конфиденциальных сведений сотрудниками предприятия. С целью более широкого охвата и качественного, исполнения требований защиты коммерческой тайны решением руководства предприятия и службы безопасности могут создаваться отдельные комиссии, решающие определенные контрольно-ревизионные функции на временной или постоянной основе, такие как: квартальные или годовые комиссии по проверке наличия, состояния и учета документов (материалов, сведений, ценностей); комиссия по оценке возможностей публикации периодических документов, объявлений, проспектов, интервью и других выступлений в печати, на радио и телевидении, семинарах, симпозиумах, конференциях и т.п,; периодические проверочные комиссии для проверки знаний и умений выполнять требования нормативных документов по защите коммерческой тайны, а также по оценке эффективности и надежности защитных мероприятий по обеспечению безопасности предприятия. Состав и функции подразделений службы безопасности определяются положениями, вырабатываемыми самим предприятием гостеприимства. Положение о структурном подразделении — документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения. Положение определяет статус подразделения, отражает его место в составе службы безопасности, показывает его внутреннюю организацию. На основе Положения составляется штатное расписание подразделения, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач. Приведем пример Положения об отделе режима и охраны. Отдел режима и охраны является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется начальнику службы безопасности. В своей деятельности отдел руководствуется требованиями «Инструкции по организации режима и охране». Организация и осуществление мер по обеспечению безопасности деятельности и защите сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну. Разработка и совершенствование системы предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Организация и поддержание пропускного и внутри объектного режима. Организация охраны арестованных по режиму конфиденциальных помещений. Организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников. Организация и установление мер физической и технической зашиты зданий и помещений. Организация, разработка и контроль системы безопасности в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т.п.). В составе отдела режима и охраны имеются следующие структурные единицы: Сектор режима. Сектор охраны. В соответствии с основными задачами отдел режима и охраны выполняет следующие функции: Организует работу по выполнению решений, приказов и распоряжений руководства предприятия по обеспечению защиты коммерческих секретов и обеспечению безопасности деятельности. Определяет единство действий и организует защиту, безопасность, сохранность документов и ценностей в обычных и особых условиях. Разрабатывает, обновляет и дополняет инструкции, положения и иные нормативные материалы по режиму и охране. Осуществляет руководство работой по установлению степени конфиденциальности сведений, содержащихся в документах. Совместно с основными подразделениями проводит работу по анализу практики применения «Перечня сведений» составляющих коммерческую тайну», по подготовке и внесению в него в установленном порядке необходимых изменений и дополнений, а также организует его переработку и переиздание. Организует разработку и контроль за эффективностью действующей разрешительной системы допуска сотрудников, компаньонов и клиентов к ознакомлению и работе с документами конфиденциального характера, с целью исключения возможности ознакомления со сведениями, не относящимися к выполняемой ими работе. Разрабатывает и рассматривает совместно со специальным отделом и подразделениями предложения по совершенствованию делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна», предотвращению факторов включения в документы секретного и несекретного характера излишнего объема сведений» являющихся коммерческой тайной, сокращению издаваемых и разрабатываемых документов конфиденциального характера, неоправданной из рассылки. Организует и обеспечивает систему контролируемого доступа и специального пропускного«режима в здания и помещения. Организует, обеспечивает и контролирует выполнение требований внутри объектного режима. Определяет систему охраны и участвует в ее организации и обеспечении работы выделенных помещений. Организует разработку тактических принципов использования средств автоматизации, сигнализации, связи и охраны. Организует охрану, пропускной» допускной и внутри объектный режим и осуществляет оперативно-методическое руководство работами по защите выделенных помещений и информации, обрабатываемой и передаваемой с использованием технических средств. Осуществляет руководство и режим защиты коммерческих сведений в работе по отбору, хранению и использованию архивных материалов. Осуществляет методическое руководство и принимает непосредственное участие в проведении предупредительно-профилактической работы с исполнителями работ и документов конфиденциального характера. Организует проведение служебных расследований по фактам утраты документов конфиденциального характера, разглашения охраняемых сведений, нарушения охраны и пропускного режима, необоснованного ознакомления сотрудников и командированных лиц со сведениями, составляющими государственную и коммерческую тайну и по другим фактам, которые привели или создавали условия, способствующие утечке конфиденциальной информации. Обеспечивает личную охрану руководства и сотрудников. На основе единоличия руководит деятельностью отдела режима и охраны по выполнению возложенных на отдел задач и функций начальник службы охраны, который: Назначает проведение проверок состояния и эффективности работы по обеспечению сохранения коммерческих секретов, режима безопасности, охраны и технического ее обеспечения. Требует от сотрудников представления объяснений по фактам, которые привели или могли привести к утечке информации, составляющей коммерческую тайну. Ходатайствует о поощрении сотрудников, активно участвующих в работе по предупреждению утечки охраняемых сведений, выполнении требований режима и охраны. Приведем пример Положения о секторе режима. Сектор режима является подразделением отдела режима и охраны службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику отдела. В своей деятельности сектор руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части режима. Организация пропускного и внутри объектного режима. Разработка разрешительной системы и обеспечение допуска сотрудников к документам, материалам и сведениям, составляющим коммерческую тайну. Контроль за соблюдением режима допуска к сведениям и документам. Совершенствование системы пропускного и внутри объектного режима. Участие в разработке «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну». В составе сектора режима выделяются следующие штатные должности: заведующий сектором режима; старший инспектор по режиму — начальник бюро пропусков; инспектор по режиму; инспектор по работе с персоналом, допущенным к сведениям, составляющим коммерческую тайну. В части обеспечения режима основными функциями сектора являются разработка, реализация и осуществление основных положений системы получения разрешений на доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе: права, обязанности и ответственность сотрудников, допущенных к работе с документами, содержащими коммерческую тайну; схема выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну; порядок доступа на совещания по вопросам, содержащим сведения^ составляющие коммерческую тайну; порядок и контроль доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, представителей других предприятий и государственных органов; ведение, уточнение и изменение «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну"; учет сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, содержащими сведения, составляющие коммерческую тайну; учет и анализ нарушений режима работы с документами, содержащими коммерческую тайну, различного рода попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным документам традиционного и автоматизированного исполнения (базы данных, персональные файлы и др.), случаев телефонных переговоров, содержащих конфиденциальную информацию; организация и проведение деловых совещаний* переговоров и встреч с обсуждением вопросов, связанных с коммерческой тайной; организация и обеспечение пропускного^ и внутри объектного режима: выдача пропусков (постоянных, временных, разовых), порядок посещения, учет посетителей; определение выделенных помещений, проведение их паспортизации» обеспечение их защиты совместно с группой Инженерно-технической защиты информации. В части работы с персоналом учитывается, что сотрудники — главный источник утечки конфиденциальной информации, С учетом этого функции группы составляют: беседы с поступающими на работу в подразделения, работа которых связанна с коммерческой тайной, с целью установления их пригодности для этой работы; изучение поступающего на работу в части его прошлой трудовой деятельности; оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну; анализ служебной осведомленности сотрудников; анализ и учет трудовой удовлетворенности с целью предупреждения увольнения сотрудников, допущенных к сведениям, составляющим коммерческую тайну; ведение досье на сотрудников, допущенных к документам с коммерческой тайной; организация обучения сотрудников по вопросам защиты коммерческой тайны; беседы с увольняющимися и оформление контракта (обязательства) не разглашать коммерческие секреты. Кроме того, сектор в тесном взаимодействии с отделом кадров: разрабатывает планы комплектования кадрами; оформляет прием, перевод и увольнение сотрудников, допущенных к коммерческой тайне; готовит материалы для преставления сотрудников к поощрениям и должностным перемещениям. Проводит беседы с поступающими на работу и увольняющимися и оформлять обязательства не разглашать коммерческие секреты. требует от сотрудников и клиентов строгого выполнения установленного пропускного и внутриобъектового режима; проводит проверку состояния и организации работы по обеспечению режима работы с документами составляющими коммерческую тайну. требует от сотрудников письменных объяснений по фактам нарушения пропускного и внутриобъектового режима; возбуждает ходатайства перед руководством о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения режима. представляет к поощрениям сотрудников, добросовестно выполняющих обязанности по сохранению в тайне охраняемых сведений. Всю полноту ответственности за выполнение задач и функций по режиму и работе с персоналом несет заведующий сектором режима. Степень ответственности других сотрудников сектора устанавливается должностными инструкциями. Приведем пример Положения о секторе охраны. Сектор охраны является подразделением отдела режима и охраны службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику отдела. В своей деятельности сектор руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части охраны. Обеспечение надежной защиты зданий, помещений, оборудования, валютных и материальных ценностей, а также личной охраны руководящего состава в обычных и экстремальных условиях. Сектор охраны состоит из: комендантской службы; группы личной охраны руководства. Комендантская служба может состоять из коменданта здания, дежурного мастера по вневедомственной и объектовой технической охране и дежурного мастера по противопожарной охране. Сектор охраны осуществляет охрану зданий, помещений, оборудования, линий связи и перевозок, пожарную охрану, а также личную охрану руководящего состава. Сектор охраны обеспечивает необходимые условия, исключающие несанкционированный доступ в охраняемые здания, помещения, отдельные конфиденциальные участки и зоны территории и служебных помещений. Особое внимание уделяется критическим условиям, связанным со стихийными бедствиями, поломками, авариями. Сектор охраны: - реализует учет, контроль и наблюдение за охраняемыми зонами, помещениями, хранилищами; - обеспечивает установку и работу на местах технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации; - осуществляет прием под охрану и сдачу в эксплуатацию охраняемых помещений, проверяя при этом надежное срабатывание средств охраны, делая соответствующую запись в журнале приема и сдачи под охрану; - принимает меры по ликвидации возможных пожаров и других аварийных ситуаций. В части личной охраны руководящего состава сектор руководствуется отдельным положением, разрабатываемым службой безопасности с учетом конкретных условий ее деятельности, по которому сотрудники обязаны: Проверять наличие, состояние и функционирование технических средств охраны охранной и пожарной сигнализации. Требовать строгого соблюдения установленного внутриобъектового режима и правил трудового распорядка Участвовать в разработке мероприятий по усилению безопасности и сохранности имущества, средств, зданий и помещений. Не допускать случаев использования неисправного оборудования, охранной и пожарной техники. Принимать меры воздействия к сотрудникам, допускающим порчу или неправильную эксплуатацию охранно-пожарной техники. Требовать своевременного ремонта и профилактики технических средств охраны и пожарной сигнализации. Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных на сектор настоящим Положением задач и функций несет заведующий сектором. Приведем пример Положения о специальном отделе. Специальный отдел является самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и подчиняется непосредственно начальнику службы. В своей деятельности отдел руководствуется требованиями «Инструкции по режиму и охране» в части коммерческих секретов. Организация и руководство делопроизводством секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна». Специальный отдел состоит из следующих структурных единиц: сектор обработки секретных документов; сектор обработки документов с грифом «Коммерческая тайна»; машинописное бюро оформления специальных документов; экспедиция. Обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению. Осуществление контроля за сроками исполнения документов. Организация работы по регистрации учету и хранению документальных материалов текущего пользования. Разработка номенклатуры дел, осуществление контроля за правильным формированием дел в подразделениях и подготовкой материалов к своевременной сдаче в архив. Разработка и внедрение предложений по совершенствованию системы делопроизводства. Печатание и размножение секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна». Участие в подготовке созываемых и проводимых руководством закрытых совещаний и организация их технического обслуживания. Специальный отдел в части обеспечения обработки секретных документов руководствуется соответствующими документами, в части ведения делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна» выполняет требование «Инструкции по защите коммерческой тайны». Требовать от руководителей подразделений и исполнителей четкого и своевременного выполнения нормативных документов по организации и ведению специального делопроизводства. Регулярно проверять правильности ведения делопроизводства в подразделениях, указывать руководителям подразделений на выявленные недостатки и требовать их устранения. Возвращать исполнителям документы, оформленные с нарушением установленных правил делопроизводства. Указания специального отдела в пределах его функций, предусмотренных Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия. Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных настоящим Положением задач и функций несет заведующий отделом. Степень ответственности других сотрудников отдела устанавливается должностными инструкциями. Приведем пример Положения о секторе обработки документов с грифом «коммерческая тайна». Сектор обработки документов с грифом «Коммерческая тайна» является структурным подразделением специального отдела службы безопасности и подчиняется непосредственно заведующему отделом. В своей работе сектор руководствуется «Инструкцией по защите коммерческой тайны». Организация и руководство делопроизводством документов с грифом «Коммерческая тайна». В составе вектора устанавливаются следующие должности: заведующий сектором; делопроизводитель; машинистка. В обязанности сотрудников входит: Получение, учет, исполнение и документирование поступающих и разрабатываемых документов, организация оптимального документооборота, обеспечение отправки, размножения и надежного хранения документов, их сохранности и своевременного уничтожения, а также проверка их наличия и контроль своевременного и правильного их исполнения. Разработка нормативных документов, направленных на обеспечение сохранности коммерческой тайны. Участие в разработке, пополнении и обновлении «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну». Участие в процессе обучения персонала работе с документами, содержащими коммерческую тайну. Заведующий данным сектором обязан: Требовать от подразделений, руководителей, сотрудников соблюдения требования по ведению делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна». Проверять правильность ведения делопроизводства в подразделениях, указывать руководител<
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |