Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МАТРИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.



2019-07-03 258 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МАТРИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Корпоративная социальная политика должна быть организована таким образом, чтобы характеристики эффективности на каждом из уровней анализа не вступали в противоречие, а дополняли друг друга. Например, достижение сиюминутных целей проекта не должно негативно сказываться на долговременной перспективе, на позиции и репутации компании, идти вразрез со стратегией ее развития.

 

Особый интерес представляет возможность сравнения степени социальной ответственности различных компаний. Как можно сравнивать компании разного профиля деятельности и разного масштаба? Можно ли вообще сравнивать между собой, например, компании «Газпром» и «Эльдорадо», «Сбербанк» и «Царь-продукт»? В каждой сфере деятельности – свои характеристики результатов, свои принципы организации. Необходимость в таком сравнении, тем не менее, существует как в отраслевом, так и в региональном разрезах. Экспертами России и западных стран постоянно предпринимаются попытки выработки таких оценочных показателей. Чаще всего такие измерения предполагают проведение специальных исследований на самом предприятии и вне его, то есть влекут за собой существенные организационные и кадровые затраты, что затрудняет применение методики к широкому кругу предприятий и организаций малого и среднего бизнеса. Задача, таким образом, состоит в создании методики, соответствующей уже наработанному опыту, с одной стороны, а с другой, открывающей возможности оценки и самооценки на основе стандартных данных учета и отчетности. На этой основе могут быть разработаны упрощенные формы социальной отчетности и социального аудита предприятий малого и среднего бизнеса, а также отраслевые и региональные методики оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства.

 

Данная методика ориентирована преимущественно на уровень компании и общества. Анализ эффективности отдельного проекта (мероприятия) предполагает более глубокий анализ, дополнительные приемы и методы оценки эффективности СИ и СП применительно к конкретным контактным группам, на которые нацелено мероприятие.

 

Каждая характеристика на любом уровне должна выражаться в конкретных показателях. Проще всего рассчитываются характеристики затрат (финансовых, временных и т. д.), так как они легче всего поддаются количественному счету. Несколько сложнее с показателями проблем, целей, результатов деятельности, но и им могут быть даны характеристики, в том числе имеющие количественное выражение. Речь идет об использовании показателей, которые, с одной стороны, учитывают специфику и возможности отечественного среднего и малого бизнеса, достаточно просты для самооценки и самоанализа, с другой – учитывают критерии международных стандартов по социальной отчетности и КСО, открывая возможности представления и участия организаций и предприятий в соответствующих конкурсах.

 

Методика предполагает оценку эффективности не только с точки зрения общества, но прежде всего самого бизнеса. Речь идет о росте известности и узнаваемости брендов, росте позитивного и уменьшении негативного отношения к бизнесу, росте реализации, прибыли, рентабельности, в конечном результате – капитализации самого бизнеса.

 

Показатели эффективности внешних СИ и СП с позиции общества не менее очевидны (таблица 2).

 

Таблица 2. Показатели эффективности внешних СИ и СП с позиции общества.

ГРУППЫ СИ: 1. Развитие материальной среды.

 

НАПРАВЛЕНИЯ СИ:

 

- Охрана окружающей среды, безопасность. (чел., тыс. руб.).

 

- Благоустройство, ЖКХ. (тыс. руб./чел.)

 

ДИНАМИКА: За год.

 

ГРУППЫ СИ: 2. Социальное и гуманитарное развитие.

 

НАПРАВЛЕНИЯ СИ:

 

- Социальная помощь. (чел., тыс. руб.).

 

- Образование. (тыс. руб./чел.)

 

- Культура и искусство. (тыс. руб./чел.).

 

- Здравоохранение. (тыс. руб./чел.).

 

- Конфессии. (тыс. руб./чел.).

 

- Спорт, здоровый образ жизни. (тыс. руб./чел.).

 

ДИНАМИКА: За год.

 

В идеале такие замеры надо соотносить с реальными потребностями общества, с СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗОМ (СЗ). Иначе СИ могут быть нецелесообразными – и по номенклатуре, и по объему. Выработка такого СЗ – дело диалога бизнеса с местными властями и общественностью. Наличие такого СЗ позволяет говорить об эффективности СИ как изменении реальных проблем, их породивших, а также вычленять долю (соотношение) целевого использования средств и организационных расходов.

 

Таблица 3. Показатели внутренних СИ, оцениваемых с точки зрения социальной среды.

 

ВНУТРЕННИЕ СИ: Человеческий капитал.

 

ПОКАЗАТЕЛИ:

 

1. Рост заработной платы.*

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

 

чел.

 

2. Рост компетентности.*

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

 

тыс. руб.

 

3. Охрана труда, техника безопасности (ТБ).*

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

 

тыс. руб./чел.

 

4. Развитие корпоративной культуры.*

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

 

тыс. руб./чел.

 

*Эти показатели возможно сравнивать со средними показателями по отрасли, региону, РФ.

 

Таблица 4. Показатели внутренних (для рыночной среды бизнеса) СИ, оцениваемых с позиции самого бизнеса.

ВНУТРЕННИЕ СИ: 1. Потребители.

 

ПОКАЗАТЕЛИ:

 

Гарантийный ремонт и возврат*.

 

Победы, награды*.

 

Отсутствие исков*.

 

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ: Кол-во случаев.

 

ДИНАМИКА: % за год.

 

ВНУТРЕННИЕ СИ: 2. Добросовестная деловая практика.

 

ПОКАЗАТЕЛИ:

 

Отсутствие исков*.

 

Программы бизнес-бизнес*.

 

Совместные инициативы с конкурентами*.

 

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ: Кол-во случаев.

 

ДИНАМИКА: % за год.

 

* Эти показатели возможно сравнивать со средними показателями по отрасли, региону, РФ.

 

Таблица 5. Показатели эффективности внешних СИ и СП, оцениваемые с точки зрения бизнеса.

ВНЕШНИЕ СИ:

 

Publicity = известность и узнаваемость.

 

Relations = отношения с контактными группами.

 

Aktivity = рост реализации (объема продаж), других показателей.

 

ПОКАЗАТЕЛИ:

 

Рост в % за период СИ

 

за период СИ.

 

Рост в % за период СИ.

 

Главным условием оценки эффективности социальной ответственности предприятия являются его стабильность и успешность.

 

Оценка финансовой надежности важна с разных точек зрения: для работников – это прогноз устойчивости и перспективы работы на предприятии, уверенность в его длительной работе, надежда на регулярность выплаты заработной платы и реализации социальных программ; для бюджета и жителей поселения – это надежность источника налоговых поступлений в бюджет, обеспечение занятости части жителей, оценка предприятия как возможного активного участника реализации социальных программ не только для работников, но поселения и его жителей; для собственников – основание для решения дальнейшей судьбы организации: развивать ее или закрывать, что во многом будет оказывать влияние как на работников данной организации, так и на жителей поселения; для партнеров по бизнесу (поставщиков или покупателей) – определение кредитоспособности и выяснение финансовых возможностей предприятия при заключении сделок или предоставлении отсрочки платежа.

 

Основой замысел подхода – комбинация показателей, характеризующих надежность анализируемого предприятия для работников, поселения, собственников, хозяйственных партнеров. Социально ориентированный бизнес не может не быть успешным (устойчивым, перспективным, растущим, прибыльным).

 

Положительная динамика объема продаж говорит об устойчивости положения предприятия на рынке товаров или услуг, его умении найти тот товар или услугу, которые востребованы рынком, о приемлемости для потребителей качества данного товара или услуги. Кроме того, рост объема продаж косвенно говорит о перспективах предприятия: его финансовой, технической и, не в последнюю очередь, кадровой возможности наращивать объем производства.

 

Рост активов, а в данном случае рост стоимости основных средств, косвенно говорит о перспективах предприятия, о том, что руководство и собственники вкладывают средства в развитие предприятия, тем самым повышают его возможности. Снижение стоимости основных средств может быть тревожным фактором, связанным с отсутствием инвестиций, а возможно, и распродажей активов.

 

Показатели платежеспособности и ликвидности характеризуют способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Термин «ликвидность предприятия» подразумевает наличие у предприятия оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Значительная недостаточность ликвидности означает неспособность предприятия оплатить свои текущие обязательства и долги, что с большой долей вероятности может рассматриваться как признак банкротства.

 

К наиболее важным показателям оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия относятся:

 

- рентабельность хозяйственной деятельности (рентабельность имущества или активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность производства);

 

- финансовая рентабельность (рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции, рентабельность продаж).

 

Рентабельность как показатель дает представление о достаточности (недостаточности) прибыли по сравнению с другими отдельными величинами, влияющими на производство, финансово-хозяйственную деятельность предприятия. При определении показателя рентабельности прибыль (в числителе) соотносится с факторами, имеющими наиболее значительное воздействие на ее получение.

 

Рентабельность активов рассчитывается соотношением чистой прибыли и средней стоимости активов предприятия.

 

Рентабельность оборотных активов и рентабельность собственного капитала рассчитываются путем соотношения чистой прибыли и среднегодовой стоимости оборотных активов или среднегодовой стоимости собственного капитала.

 

Показатель «Чистая норма прибыли» показывает размер чистой прибыли, которая была генерирована производством и продажей товаров, продукции, работ и услуг.

 

Значение показателей рентабельности должно быть, по крайней мере, положительным (выше нуля), лучше, если выше, чем уровень инфляции. Чем выше показатели рентабельности, тем более устойчиво в финансовом отношении предприятие, тем надежнее его положение на ближайшую перспективу.

 

Все перечисленные выше показатели могут быть сгруппированы в четыре основные группы, каждая из которых может быть соотнесена с четырьмя основными ценностями СИ и СП.

 

1 ГРУППА. ЗАБОТА – внутренние СИ, оцениваемые с точки зрения общества: СИ в человеческий капитал, включая затраты на рост компетентности работников, охрану их труда и здоровья, развитие корпоративной культуры.

 

2 ГРУППА. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (ЧЕСТНОСТЬ) – внутренние СИ, оцениваемые с позиций самого бизнеса: СИ в развитие отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, кредиторами, конкурентами.

 

3 ГРУППА. СОПРИЧАСТНОСТЬ (КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ВЛИЯНИЕ, СОБОРНОСТЬ) – внешние СИ и СП, оцениваемые с точки зрения общества: СИ в развитие материальной среды (экология, благоустройство, ЖКХ), а также социальное и гуманитарное развитие (здравоохранение, культура и искусство, образование, конфессиональная деятельность, спорт, здоровый образ жизни и т.п.). Речь идет о способности «держать собор» с социальной средой, обо всем том, в чем бизнес выступает хорошим помощником органам власти и общественности, выступая своеобразным «прогрессором».

 

4 ГРУППА. УСПЕХ – внешние СИ и СП, оцениваемые с точки зрения бизнеса: рост его известности, признания и уважения, стабильность и развитие итоговых экономических показателей.

 



2019-07-03 258 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МАТРИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МАТРИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)